6 февраля мы выехали из Варанаси на поезде и ехали 14 часов, затем на машине 5 часов и вечером были в Ганктоке, столице Сиккима. Нам пришлось получать внутреннюю визу, чтобы попасть в Ганкток, хотя Сикким входит в состав Индии с 1975 года и является самым маленьким ее штатом с населением всего 400 тыс. человек. Утром мы посетили красивейшее озеро Тцомго (Тsomgo Lake), которое находится на высоте 3700 метров над уровнем океана. Посмотрели мы и другие достопримечательности, но главная из них – это институт Тибетологии.
Ю.Н. Рерих перед отъездом в Россию передал один из экземпляров своего труда «Голубые анналы» («The Blue Annals») в институт Тибетологии. Как мы узнали, в институте до сих пор хранится этот труд. В нем рассказывается история буддизма на Тибете. На Западе историю этой страны узнали благодаря Ю.Н. Рериху. До него о Тибете всё было написано только на хинди, он же написал свой труд на английском языке. Е.И. Рерих так говорит об этом труде в своем письме: «Мы сейчас находимся в Калимпонге, в малом местечке недалеко от Тибетской границы. Юрий усиленно продолжает изучать восточные языки и преуспел замечательно. Готовит новые научные труды. Один его труд в тысячу страниц, так называемая «Синяя Книга», или «Историческая хроника Тибета», был переведен им с тибетского и сейчас печатается в Азиатском Обществе в Калькутте. Первый том уже вышел, но, к сожалению, все это на английском языке.»2
8 февраля из Ганктока мы переехали в Дарджилинг. В настоящее время Дарджилинг и Калимпонг не входят в состав Сиккима, а относятся к Западной Бенгалии и находятся на севере этого индийского штата. Ночью мы поехали на смотровую площадку - Тигровый холм, встречать восход солнца над Канченджангой.
На Тигровом холме собираются люди со всего света, слышна речь на разных языках. Людей очень много, всем хочется увидеть рассвет, сфотографировать и заснять на видео восход солнца над Канченджангой. Солнце постепенно начинает восходить, и его первые лучи освещают и заливают золотым светом вершину Канченджанги. Это природное таинство завораживает всех присутствующих. При этом любительские съёмки обычно не передают незабываемых впечатлений, и многие тут же покупают альбомы с профессиональными фотографиями. Но не это важно, главное - соучастие с природным чудом, которое входит глубоко в душу и запоминается на всю жизнь.
Рерихи очень любили Канченджангу. У Николая Константиновича и Святослава Николаевича есть несколько картин, посвященных этой горе, очень правдивых, в чём мы убедились сами. Елена Ивановна Рерих многократно упоминала Канченджангу в своих письмах. Николай Константинович впервые узнал об этой гималайской вершине еще в детстве, в имении родителей - Изваре. В одной из комнат висела картина с изображением Канченджанги. В книге «Алтай – Гималаи» Николай Константинович пишет: «Далеки еще пещеры Канченджанги, где хранились сокровища. В одной из пещер находится статуя Падмасамбхавы (Учитель Тибета), а за нею виднеется каменная дверь – никем никогда не открытая. А они говорят: «Ничего сокрытого не осталось»!3 Одна из картин Николая Константиновича так и называется: «Гора пяти сокровищ».
На обратном пути в наш отель мы посетили монастырь Гхум, где видели большую статую Майтрейи. Это монастырь новый, построен в конце прошлого века, его обычно и показывают туристам. А старый монастырь Гхум, построенный в 1850 году, мы увидели позже.
Здесь, в Дарджилинге, мы хотели найти дом Далай-ламы ХIII, где Рерихи жили до Средне-Азиатской экспедиции. Полдня с помощью местного населения мы искали место, где располагался этот дом. Сейчас там находится поселение тибетских беженцев. Это несколько десятков жилых домов, магазин одежды и сувениров, музей с фотовыставкой. Фотовыставка рассказывает историю этого поселения, начавшуюся с 1959 года. Мы отыскали одного пожилого тибетца, Томпу Тензина, который смог рассказать о доме, который мы искали. Когда Томпа сюда приехал, ему было всего 8 лет, дом в те годы уже был разрушен. Тогда пожилой тибетец Дорже Томэй рассказал ему о доме Далай-ламы и показал место, где он раньше находился. На этом месте - тут же за музеем - осталась небольшая часть стены, поросшая мхом и травой. Эту оставшуюся часть стены мы отсняли. Когда же разрушился этот дом?
В своем письме к С.Н. и Д.Р. Рерихам Елена Ивановна пишет: «По всем обстоятельствам видно уже, что нам придется провести еще одно лето и осень в Индии, значит, все здесь будет спокойно. Хотелось бы следующее лето провести в Дарджилинге в нашем старом доме, говорят, он пустует, но стоит»4. В другом письме, написанном через несколько месяцев З.Г. и Д. Фосдикам, читаем: «Родные мои, вероятно, Вы уже знаете и по радио и из газет о катастрофе, которая грянула в нашем мирном Сиккиме. Вследствие трехдневного ливня и небольшого землетрясения произошли многочисленные и на большом протяжении сползания почвы с холмов со всеми постройками и посадками на них. Очевидцы этих обвалов говорят, что грохот и ужас этого можно только сравнить со взрывами нескольких бомб. Дарджилинг стал неузнаваем, настолько его конфигурация изменилась. (...) Говорят, что Дарджилинг никогда не вернется к своему прежнему виду и значению»5. Скорее всего, дом был разрушен в это время. Мы смотрели с этого места на Канченджангу, вид ее был великолепен. Гора была, как нам казалось, совсем рядом и вызывала просто ликование, может быть, поэтому мы не сильно расстроились нашими не очень удавшимися поисками.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.