14 декабря в Музее Н.К. Рериха состоялась лекция-презентация новой книги востоковеда Елизаветы Евгеньевны Малининой «В безмолвии дзэнского сада» (духовно-эстетический феномен садов камней Японии). В лекции шла речь об одной из граней японского искусства, вдохновлённого идеями буддизма дзэн*, — так называемых сухих садов камней. Аналогов этому искусству мы не найдём нигде в мировой художественной культуре.
По словам Татибана Дайки, настоятеля одного из храмов монастыря Дайтокудзи, «человек, полагающий, что постиг дух дзэнского учения, но при этом не знающий его искусства, не в состоянии проникнуться дзэнским образом жизни».
Во введении к настоящему изданию автор пишет: «Кто не слышал о знаменитых садах камней Японии, слившихся с образом страны Восходящего Солнца столь же прочно, как и исполненный пряной экзотики и потаённого смысла чайный ритуал или неизменно притягательная для европейского сознания поэзия хайку?
Первые каменные сады, по традиции называемые карэсансуй (то есть «сухие горы-воды», иначе говоря, пейзаж), появились в Японии на территории дзэнских храмов приблизительно в XIV столетии, и далеко не последнюю роль в их распространении сыграла созвучность их эстетики с предельной скупостью её изобразительных средств дзэнскому мировосприятию.
Тишины и Пустоты, хранимых в душе,
Достаточно, чтобы пройти по жизни без ошибок.
В этих словах Коноэ Нобутага (1565 – 1614) сфокусирован духовный опыт многих дзэнских подвижников. Внезапный переворот в глубинах сознания, ведущий к Пробуждению, рождающий способность видеть мир в его истинном облике, не может быть результатом рассудочного, интеллектуального познания мира. Истина рождается в тишине и безмолвии сердца и не поддаётся никакому словесному выражению».
***
Е.Е. Малинина, кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета. Известна как автор публикаций по духовной культуре Дальнего Востока и переводов японской художественной прозы на русский язык.
Е.Е. Малинина дважды проходила научную стажировку в Научно-исследовательском институте по проблемам дзэн-буддизма Ханадзоно (Киото, Япония); является приглашённым профессором Международного университета Акита (Япония).
*Особенность этого вероучения состоит в подчёркивании роли различных видов психотренинга в достижении духовного спокойствия, равновесия, «внутреннего просветления».
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.