Николай Константинович Рерих — человек синтетического склада. Будучи великим художником, он гармонично сочетал занятия искусством с изысканиями в области археологии, ботаники, геологии. Считал, что пейзажист должен прекрасно знать растения и минералы. Писал, что, работая над историческими полотнами, художник не должен рассчитывать на неподготовленность зрителя, а проявлять историческую грамотность.
В 1894 году Рерих получил от Императорской Археологической комиссии свой первый «открытый лист» на право проведения полевых изысканий в Санкт-Петербургской губернии. Это было официальное признание его как археолога-специалиста.
К 150-летнему юбилею художника в новосибирском Музее Н.К. Рериха открылась уникальная выставка археологических находок Николая Константиновича — артефакты каменного века, обнаруженные им в 1905 году при раскопках в Тверской и Новгородской губерниях. Здесь перед нами предстаёт Рерих-археолог, вклад которого в археологическую науку огромен.
На выставке представлены четыре оригинальных планшета с закреплёнными на них предметами, принадлежавшими древнему человеку. Среди наконечников стрел и копий, скребков, проколок и других предметов выделяются человекообразные фигурки из кремния, которые в своё время поразили Рериха — подобные изделия никогда ранее не встречались на территории России. Они указывали на зарождение у древнего человека эстетических представлений и возникновение искусства в эпоху каменного века. Рерих выступил на заседании Императорского Русского археологического общества с докладом «Находка в Новгородской губернии каменных фигурок, изображающих людей». Это сообщение вызвало в научном мире острую полемику о подлинности этих находок, однако вскоре их подлинность была подтверждена.
В 1905 году предметы эпохи неолита, обнаруженные Н.К. Рерихом в Тверской и Новгородской губерниях, были представлены на международном Доисторическом конгрессе во Франции, в городе Перигё. Эти артефакты стали первой научной сенсацией, пришедшей в Европу из России.
На выставке в Музее Рериха представлена также карта археологических раскопок Рериха в России и репродукции эскизов и зарисовок, которые были выполнены им во время раскопок.
***
Ещё гимназистом Н.К. Рерих впервые принял участие в раскопках курганов, которые проводил Л.К. Ивановский в имении Рерихов в Изваре. В последние годы учёбы в гимназии Николай Константинович проводит самостоятельные раскопки, а во время учёбы в университете уже становится пожизненным членом Императорского Русского археологического общества.
Результаты исследования Рерихом памятников каменного века России имели широкий резонанс в научных кругах. И не только в России. Рецензии на его труды появились за рубежом почти сразу после их выхода.
Круг научных интересов Н.К. Рериха в области археологии был чрезвычайно широк: от каменного века до средневековья.
А.П. Окладников — археолог, историк, этнограф, академик АН СССР — в статье «Рерих и археология» отмечал, что «в историю русской археологической науки прочно вошли полевые работы Н.К. Рериха по исследованию новгородских древностей, раскопки “жальников”… Его в равной мере интересовали древнерусские памятники и финно-угорские древности. На уровне археологической техники того времени его раскопки представляли передовое достижение и, как археолога, Н.К. Рериха по праву нужно числить в ряду крупных исследователей русской археологической науки».
***
Выставка, отражающая начальный период деятельности Рериха-археолога, будет находиться в постоянной экспозиции.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.