Мысли на каждый день
Жажда утоляется влагою. Жажда познания утоляется путем приближения к высшему миру.
Братство, 459

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Альманах "Зов времени"

Былина как явление Русского Духа

23.05.2023


Надежда Пястолова, г. Миасс, Челябинская обл.

Среди сокровищ русской духовной культуры особое место занимают былины, или стáрины, как их называли сами сказители. Бережно хранимые народом на протяжении веков, они запечатлели обширный заповедный мир, где берут начало живительные родники народной нравственности и силы духа. Здесь живёт первозданный образ единой Русской земли, оберегаемой лучшими её сыновьями и дочерями. Кроме самых известных богатырей-защитников, главных героев русского былинного эпоса более пятидесяти.

Судьба наших былин удивительна. Они жили в народе своей естественной жизнью в виде песен, исполняемых сказителями на один или несколько напевов, свойственных каждому старинщику. Не известно, сопровождались ли они в Древней Руси игрой на музыкальном инструменте. Начали создаваться былины, как полагают учёные, в 9 веке. А своего расцвета творчество сказителей достигло к 12-13 веку – времени феодальной раздробленности, трагическому и разрушительному для нашей земли. Но именно тогда, вопреки княжеским распрям, народ начал борьбу за свои идеалы в сфере творческой, духовной. Сотни сказителей вступили в незримый бой с врагами родины за самое ценное – душу русского человека.

В период научного исследования было записано более 3000 былинных текстов. В них запечатлено время русской независимости, славы и могущества. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – эпоха новгородской вольности. Бессмертная Русь богатырей и гусляров, купцов и крестьян, наделённых лучшими чертами русского характера. Образы былин воспитали не одно поколение русичей, давая им надежду на возрождение единой и сильной Родины. И как бы в ответ на эту духовную работу, незримо происходившую в недрах народа, на Руси появился подвижник, которому суждено было примирить многих князей и сплотить силы русского общества для решительного отпора внешнему врагу. Светоч Земли Русской, Сергий Радонежский. Мы не знаем точно, был ли знаком Сергий с былинами, однако несомненно, что в сердце своём он прозревал идеал, живший в народной душе. Непрестанно обращаясь к Высшим Силам, он помог этому идеалу окрепнуть и утвердиться. И на подмогу князю Дмитрию послал в решающий час двух своих иноков, чудо-богатырей.

А жизнь былин, как река, всё текла через века. Стáрины не только бытовали в народе, они были хорошо известны и в княжеских дружинах. Однако общество менялось. После реформ Петра Первого дворянство стало утрачивать исконную связь с национальными корнями, всё более ориентируясь на западный образ жизни и мышления. Поэтому для русской читающей публики новым открытием былин стало издание Ф. Якубовича «Древние русские стихотворения» 1804 года. Это событие всколыхнуло волну интереса ко всему русскому, исконно-самобытному и в преддверие войны 1812 года способствовало национальному единению.

После первых изданий началась история исследования русского эпоса. Сам термин «былина» был ведён в 19 веке фольклористом И.П. Сахаровым. Подвижническая деятельность учёных-собирателей былин в 19-20 веках позволила сохранить бесценное наследие. П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, Е.В. Барсова, А.Д. Григорьева, А.В. Маркова, Н.Е. Ончукова, братья Соколовы, А.М. Астахова – вот имена тех, кто посвятил былинам свою жизнь и деятельность.

Удивительно, что наибольшее число былин сохранилось не в местах своего создания, а на Русском Севере. Учёные предполагают: былинное наследие принадлежит новгородским переселенцам, в 11-14 веках устремившимся на необжитые земли. Потомки новгородцев, прошедшие суровую школу северной природы, не знали крепостного права. Им были свойственны чувство собственного достоинства, независимость, бескорыстие. Поэтому идеалы русских богатырей стали им особенно близки.

В советское время творческая интеллигенция закономерно увидела в былинном наследии мощное средство воспитания патриотизма. Однако героический эпос необходимо было переработать, преобразовать, сделав доступным для восприятия детей и подростков. Эту задачу взяла на себя Ирина Валериановна Карнаухова, большую часть жизни отдавшая изучению и популяризации народного творчества. Как фольклорист она получила образование в институте Истории искусств в Ленинграде и приняла участие в десяти фольклорных экспедициях, в основном – в труднодоступные районы севера России. Итогом её самоотверженного труда стала книга «Русские богатыри». Былинный стих здесь преобразился в неторопливое повествование, сохранившее самобытность народной речи. А некоторые черты, свойственные героям традиционных былин, – стихийность, необузданность, страстность – были переосмыслены, сделан акцент на проявление качеств человечности. И, конечно же, избраны лучшие сюжеты. Своей книге автор предпослала зачин в духе народного эпоса, в котором отразился главный смысл, объединяющий все деяния богатырей:

А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням
землю русскую!
Не затмить им
Солнце наше красное!
Век стоит Русь –
Не шатается!
И века простоит –
Не шелохнется.

У древних былин есть замечательные особенности, на которые хочется обратить внимание. Остановимся на них. Выразительная яркость, обилие проработанных деталей делали прослушивание былин увлекательной и жизненно необходимой формой досуга. Слушатель активно включался в работу старинщика, сопереживая и настраиваясь на важные для него смыслы и интонации. Исполнитель, видя в своём воображении целостный сюжет былины, по ходу действия подбирал из своего арсенала варианты различных эпизодов, мотивов, характеристик, которые ожидал от него слушатель. Поэтому былины механически НЕ ЗАУЧИВАЛИСЬ, а каждый раз воспроизводились заново, вызывая отклик у конкретных слушателей. Отметим мастерство сказителя: ему приходилось укладывать вариации в готовые, повторяющиеся формы напева, соединять стихи друг с другом, практически не имея времени на обдумывание, тут же – на глазах у слушателей.

Обширный художественный мир русской былины требовал богатейшего словаря. И словарь этот постоянно расширялся за счёт игры слов – перестановки ударений, удлинения-усечения формы слова, использования необычных приставок и суффиксов. Вслушаемся в эти былинные словоформы: наубел-белой, наусед-седой, полегошенько, поскорёшенько, испостреляны, исполомана. У этой игры словами были свои правила, и каждый сказитель знал их и умел ими пользоваться.

Яркой особенностью былин являлась вера слушателей и самого исполнителя в то, что всё спетое – правда. Но с одним важным уточнением: подобные деяния в «наше время», конечно, немыслимы, но ведь богатыри жили давно и тогда всё это было возможно. Вот как описывается, например, богатырское молодечество:

Видли тут Добрынюшку да седучи,
А не видали тут удалого поедучи.
Не дорожками поехал, не воротами, –
Через ту стену поехал городовую,
Через тую было башню наугольную.

Гиперболизация – излюбленный сказителями способ показать исключительность своего героя. Однако эта исключительность мыслится как отражение глубинной и скрытой от людского глаза сути богатырства. Былины передают народное понимание того, что силой дóлжно пользоваться лишь при реальной опасности, а в обычной жизни ей не место в отношениях между людьми и показывать её не следует. Богатырская сила – это особый дар, которым может быть наделён только тот, кто сознательно избирает путь подвига. Можно сказать, что богатырь ощущает свою предназначенность к самым опасным делам. И, когда есть выбор, герой останавливается на труднейшем и опаснейшем пути, потому что именно он ему предуказан.

В обычной жизни богатырь мало чем отличается от других людей, но когда опасность грозит Родине, тогда и просыпаются в нём невероятные способности. Получает он и чудесное оружие, и помощь Высших, невидимых сил, если враг превосходит его возможности. Однако всё это даётся богатырю только в том случае, если он верой-правдой служит своему народу, отстаивая справедливость, честь и независимость родной земли. Исполнение своего долга – вот духовная основа богатырской силы. Это глубинная истина, донесённая в былинах через века.

Живые голоса сказителей навсегда угасли, кажется, что былины остались лишь в прошлом. Так ли это? Зависит от каждого из нас. Если есть потребность прикоснуться к Русскому Духу, ощутить его в себе, одно из прекрасных и доступных средств – чтение былин. Музыкальной настройкой на былинный лад может служить уникальное произведение А.С. Аренского «Фантазия на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром. Когда северный сказитель выступал в Москве, композитор записал услышанные напевы, положив их впоследствии в основу своего произведения.

Народная философия, сосредоточенная в былинах, незримо поддерживает всех защитников Родины. И в наше грозное время, когда России приходится отстаивать свою независимость, жизненно необходимо вновь увидеть духовные богатства, которыми мы обладаем. Вновь прикоснуться к живительным источникам и почерпнуть из них. 


Литература.

1. Даниленко В.П. Картина мира в былинах русского народа. СПб., 2018.

2. Путилов Б.Н. Застава Богатырская. Ленинград, 1990.

3. Русские народные сказители. М.,1989.

4. Сокровища русского фольклора. Былины. М., 1991.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.