Мысли на каждый день
Ширина понимания начертит полосу возможностей.
Беспредельность, 6

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

День рождения Святослава Рериха. Слово о художнике и человеке. Фоторепортаж

23.10.2022


23 октября в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха отметили день рождения младшего сына Рерихов — Святослава Николаевича.
Гости музея посмотрели подборку документальных видеокадров о С.Н. Рерихе и слайд-фильм студии СибРО «Апостол Красоты».
Выступление Т.П. Осиповой:
Сегодня, 23 октября, мы отмечаем 118 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха — выдающегося русского художника, мыслителя и общественного деятеля, человека разносторонних дарований, имя которого известно во всём мире.
Его произведения находятся в музеях Европы, Америки и Азии. За свою многогранную деятельность художник был награждён орденами разных стран, он был избран членом многих научных, общественных и культурных организаций.

С.Н. Рерих — сын нашего великого соотечественника, художника и философа Николая Константиновича Рериха. Первым учителем живописи Святослава был отец, который следил за тем, чтобы не угасли разносторонние интересы сына. Получив образование в России, Святослав Николаевич продолжает его в Швеции, Англии и Америке. Изучает философию, эстетику, историю искусств, архитектуру, ботанику.
Унаследовав от отца талант художника, Святослав Рерих подарил миру изумительные живописные полотна, которые несут заряд гармонии и добра. Его картины — это призывы к тому, чтобы мир стал лучше, это духовный магнит для многих людей.

Святослав Николаевич был борцом за мир и переустройство жизни: он утверждал, что наш мир можно изменить на основах красоты и добра, правильного воспитания молодёжи. Художник верил в светлое будущее человечества и призывал людей к единению и дружелюбию. Он говорил: «Настанет время, когда человечество сможет смотреть на себя как на одну семью, созидающую прекрасную жизнь. Нужно искать все пути, которые могут объединить человечество». В этих словах заключена вся суть его мировоззрения.

В 1923 г. в составе Центрально-Азиатской экспедиции Святослав Николаевич впервые прибывает в Индию. Эту древнюю страну он сразу же воспринимает как что-то давно родное и близкое сердцу. Впоследствии Индия становится для него второй Родиной. «Я уже стал частью этой страны», — говорил он.
Живя в Индии, художник много путешествовал по стране, изучал её историю, искусство и культуру, местные обычаи и отражал это в своём творчестве. Большинство его картин посвящено Индии, которую он очень любил.

Он так отвечал на вопросы об особенностях своего искусства: «Ключ к моим картинам, к моему творчеству — в моём отношении к жизни. Я люблю жизнь. Меня всегда интересовала не только жизнь людей, но и всей природы. И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам».
Для Святослава Рериха не существовало национальных, социальных и религиозных барьеров, всё человечество было для него единой семьёй. В каждом человеке он умел видеть то, что делает его уникальным и неповторимым, и одним из любимых его жанров становится портрет.

Святослав Николаевич пишет портреты разных людей. Он передаёт не только внешнее сходство, но и внутреннюю красоту, характер человека. Художник понимал и любил людей.
Когда мы смотрим на картины С.Н. Рериха, то через них мы как бы входим в «дом духа» художника, знакомимся с его миром, с теми людьми, с которыми он жил рядом, которых знал и любил или просто встретил на своём пути.
В своих картинах художник-мыслитель показывает нечто большее, чем наша повседневность, он не только показывает, как человек живёт, но и для чего живёт.

Но сейчас хочется сказать о Святославе Николаевиче как о необычном Человеке, общение с которым оставило неизгладимый след в душе каждого, кто имел счастье соприкоснуться с ним.
Прожив долгие годы в Индии, Святослав Николаевич не забывал свои корни. Приезжая в Россию, он выступал перед общественностью, встречался с представителями науки и культуры, беседовал с молодёжью.
Все, кто встречались с ним, отмечали достоинство, самообладание, красоту поведения, искренность в общении с людьми. Он был прирождённым аристократом, но аристократом духа.

Н.Д. Спирина, основатель и руководитель Сибирского Рериховского Общества, встречалась со Святославом Николаевичем несколько раз и оставила воспоминания о нём: «Он был прост в обращении, в манере держаться, в разговоре. Он говорил по уровню и сознанию слушателей, внимательно выслушивал каждого, никогда не перебивая и не торопя. И сам не спешил с ответом, продумывая каждое слово, потому его слова были так весомы и значительны.
Он был гармоничен, и эта гармония создавала такую же атмосферу и вызывала ощущение счастья (у присутствующих).
Если в молодости Святослав Николаевич был необыкновенно красив, то в старости он был прекрасен. Впрочем, слово “старость” к нему не подходило. В его облике не было ничего привычно старческого. Стройная фигура, твёрдая походка, гладкое, без морщин, свежее лицо, сверкающие глаза. И в то же время в нём было нечто такое, что не присуще молодости. Зрелость ума, гармония чувств, мудрость, которую даёт долгий опыт жизни и одухотворённый многолетний труд — всё это светилось в его облике…».

Одна из почитательниц творчества художника писала о своей встрече со Святославом Николаевичем на выставке его картин, которая проходила в залах Академии художеств в Москве (1974 г.): «Я увидела его проходящим по залам выставки с супругой, знаменитой индийской киноактрисой Девикой Рани, одетой в ярко-алое индийское сари. Стройный, подтянутый, в светло-бежевом восточном френче, он шел удивительно легкой и вместе с тем величественной походкой...
Высокий светлый лоб, прямой нос, гладко причесанные седые волосы, небольшая бородка — все гармонично, красиво. Взгляд больших темных глаз под густыми бровями поражает силой и вместе с тем излучает необычайную теплоту, приветливость — невольно подпадаешь под его обаяние. Впервые услышала особого тембра, четкий, но очень музыкальный голос Святослава Николаевича».

Юлий Михайлович Воронцов вспоминал: «Со Святославом Николаевичем Рерихом я познакомился в Индии, в Дели, приехав туда как посол Советского Союза. Святослав Николаевич сам выразил желание встретиться с новым советским послом. Конечно, я тотчас ответил самым горячим согласием, и он приехал в мою резиденцию.
Первое, что бросилось в глаза, — это его внешность. Он был очень красивый человек, вежливый, доброжелательный, готовый к дружеской беседе. Покорял его образ старого интеллигентного петербуржца, какие в России вряд ли остались, его спокойный, уравновешенный голос, речь — изысканная, красивая; достоинство в сочетании с открытостью собеседнику — всё это вызывало с первого же раза уважение и восхищение».

Со словами Воронцова перекликаются и воспоминания Юрия Владимировича Павлова, кинорежиссёра: «Десятки раз я встречался со Святославом Николаевичем в Москве и Бангалоре, на выставках, встречах, приемах. Скажу о своём первом впечатлении о Святославе Николаевиче: Я увидел настоящего русского интеллигента “старой закалки”. Такие люди, как правило, очень образованные, мягкие, деликатные. Но, с другой стороны — с чрезвычайно высокими понятиями о порядочности и твёрдыми убеждениями. То есть, имея определённые принципы, основанные на чести и совести, они очень чётко их придерживаются и выполняют. Без всяких сделок с совестью. Вот таким и был Святослав Николаевич Рерих».

Кира Алексеевна Молчанова, председатель Эстонского Рериховского Общества писала: «В течение тридцати лет время от времени я имела возможность видеться со Святославом Николаевичем и Девикой Рани, когда они приезжали в Москву и Ленинград. Духовно прекрасная личность Святослава Николаевича сказывалась не только в его облике, но и в удивительной способности говорить о необыкновенном обыкновенным языком. В самых простых словах он открывал людям преобразующий сознание смысл Красоты. Он говорил о Красоте как о совершенстве, к которому стремится вся эволюция мира», и утверждал: “Идёт Новый Мир, прекрасный, который будет нести в себе лучшие наши надежды”».

На своих встречах с общественностью, в выступлениях по радио, в печати Святослав Николаевич всегда заострял внимание слушателей на великой роли Красоты и Искусства в жизни человечества. Считал, что истинный художник должен обладать силой возбудить в зрителе и слушателе волну прекрасных эмоций, наполнить душу людей новыми образами и новыми идеями. Эти встречи и выступления сближали, вдохновляли и устремляли людей к Новой Жизни, к Будущему. Люди тянулись к нему как к целителю душ...
Бесконечный поток посетителей выставок в Москве и Ленинграде, сотни благодарственных записей в книгах отзывов, многочисленные интервью и публикации в печати свидетельствовали о том, что жизнь и работы Святослава Николаевича Рериха нашли признание на родине.
«Поездка в Советский Союз была поворотным пунктом в нашей жизни», — скажет позднее художник.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.