12 марта в 15:00 в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха Юлия Цыганкова прочитает лекцию «Миларепа — величайший святой Тибета».
С.Н. Рерих в статье «Дух Гималаев» пишет: «Великие Риши устремлялись в своих священных поисках к Гималаям. Могущественные Учения и Доктрины зародились под их вознесёнными пиками. Разве не примечательно, что во всём мире Великие Учителя любой расы и веры всегда шли к вершинам, чтобы найти здесь глубочайшие откровения?»
«Подвижники на вершинах своими непрестанными благими молитвами и посылками высоких мыслей спасают мир земной, соединяя его с Надземным через себя. Не будь их, земной мир погиб бы в своих собственных порождениях» (Н.Д. Спирина).
Величайшего святого Тибета Миларепу чтут тибетцы всех буддийских школ и сект как совершенного святого и йога, его почитают как поэта и слагателя гимнов, которые на устах у всех простых людей Тибета. Миларепу почитают в Тибете так же, как Кришну в Индии, его называют Сократом Азии, сравнивают с великим Конфуцием. В трудах Н.К. Рериха он назван «тибетский Орфей», у Ю.Н. Рериха — «Святой Франциск Страны снегов».
Заповеди Миларепы о праведной жизни — это те же заповеди, что провозглашались святыми всех эпох — Древнего Китая, Индии, Вавилона, Египта, Рима... В Тибете буддизм никогда не существовал в чистом виде, он выдержал сильнейшую борьбу с местной религией бон. И заслуга Миларепы в распространении буддизма в Тибете очень велика. Святой принадлежал к секте Каргьютпа, которая является полуреформированной конфессией буддизма; она мудро избегает крайностей Махаяны и Хинаяны и среди исповедующих Северный буддизм занимает промежуточную позицию.
Этому великому святому Н.К. Рерих посвятил картину, которая входит в серию «Знамёна Востока». Она называется «Миларепа слушающий». На картине мы видим освещённые лучами восхода вершины, похожие на Эверест, перед входом в пещеру сидит святой Миларепа в канонической позе, держа правую руку у своего уха. «Великий поэт Миларепа знал силу предрассветного часа, когда в этот благословенный момент его дух сливался с великим мировым духом в осознанном единстве» (Н.К. Рерих).
Рассказывая о жизни святого, автор будет опираться на книгу «Великий йог Тибета Миларепа», которая вышла в свет на английском языке в 1928 году под редакцией известного антрополога и востоковеда У.Й. Эванса-Вентца. Это автобиографическая повесть, записанная со слов Миларепы его близким учеником Речунгом. О ней писал С.Н. Рерих: «Книга наиполезнейшая, и я очень рекомендую... прочесть её. Она даёт представление о старинном типе аскетов».
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.