В 1960 году по приглашению Н.С.Хрущёва в Москву приезжает С.Н.Рерих со своими работами, и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открывается его персональная выставка. В этом же году Новосибирск получает бесценный дар — картины Н.К.Рериха из коллекции, привезённой Юрием Николаевичем. Открытие выставки состоялось в Новосибирской картинной галерее 27 сентября. С этого дня 60 полотен великого художника должны были, по условию дарителя, находиться в постоянной экспозиции.
Следует отметить, что картины прибыли в Новосибирск почти одновременно с приездом сюда Н.Д.Спириной и Б.Н.Абрамова, который прожил здесь чуть больше года. Известно, что Борис Николаевич принимал участие в развешивании картин и подготовке выставки к открытию. Одно время он работал в Областной библиотеке, расположенной рядом с картинной галереей, что позволяло ему довольно часто бывать в зале Рериха. Вскоре, по сложившимся обстоятельствам, Б.Н.Абрамов уезжает из Новосибирска, но здесь остаётся его ученица Н.Д.Спирина.
С 1973 года в стране начинается подготовка к юбилейным мероприятиям, посвящённым 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха. В 1974 году после многолетнего перерыва родину вновь посетил С.Н.Рерих, он привёз из Индии вместе со своими работами и картины отца. Выставки с огромным успехом прошли в Москве и Ленинграде.
Новосибирску также посчастливилось познакомиться с неизвестными советскому зрителю работами великих мастеров. На выставках Николая и Святослава Рерихов, проходивших в Доме учёных Академгородка (1973 г.), в спорткомплексе НГУ и в залах НКГ (1975 г.), Н.Д.Спирина была бессменным консультантом-экскурсоводом. Появилась возможность делать то, о чём мечталось многие годы. Будучи музыкантом и знатоком поэзии, Наталия Дмитриевна создавала литературно-музыкальные слайд-композиции и представляла их с помощью Е.Маточкина и Л.Шкутина в музыкальной гостиной Дома учёных Академгородка. Сама форма таких встреч ничем особенным на первый взгляд не отличалась — живая музыка, чтение стихов, рассказ о художнике и его произведениях с показом слайдов. Но те, кто бывал на этих вечерах, уходили ошеломлённые и вдохновлённые: ничего подобного они прежде не видели и не слышали.
Интерес к творчеству Рериха стремительно возрастал, и Наталию Дмитриевну наперебой приглашали с выступлениями в картинную галерею, в университет и пединститут, в школы, библиотеки, студенческие клубы; её лекции с успехом проходили в книжном магазине Торгового центра Академгородка и в Центральном доме книги Новосибирска. Программы «Образы Рериха» и «Рерих и музыка» были настолько востребованы, что время от времени поступали просьбы повторить их.
Обо всём этом — культурно-просветительской работе и всеобщем интересе к творчеству Рериха, особенно среди молодёжи, — Наталия Дмитриевна сообщала Павлу Фёдоровичу Беликову, которого интересовало всё, что касалось популяризации творчества Рериха.
В ответ на одно из таких писем Беликов писал: «Деятельность новосибирцев, активизации которой, конечно, способствовали и выставка, и организованные Вами вечера, несказанно радует сердце. Ведь всё то, что каких-нибудь полтора десятка лет тому назад отодвигалось в какие-то неопределённые дали, даёт о себе властно знать в нашем сегодня. ''Зов'' не только дан, но уже и услышан, и среди услышавших много молодых сердец, что особенно обнадёживает. Передать эстафету — это было главным для нашего поколения. И вот это главное осуществляется вопреки совсем недавно препятствовавшей ''очевидности''».
1975 год. В Академгородке вновь открывается выставка картин Н.К.Рериха – 112 произведений из коллекции С.Н.Рериха. И вновь Наталия Дмитриевна рассказывает посетителям о глубинах творчества художника и мыслителя. Приехал на выставку и П.Ф.Беликов. А по завершении выставки сибирские учёные обращаются к С.Н.Рериху с просьбой подарить Новосибирску картину НК «Победа», на которой изображена Белуха – священная гора Алтая. Вскоре приходит ответ из Индии:
«С большим удовольствием приношу в дар Сибирскому отделению Академии Наук картину Н.К.Рериха «Победа». В этой картине сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего. Прошу передать мой самый сердечный привет М.А.Лаврентьеву и всему коллективу Академии».
Также Святослав Николаевич передает пять своих картин НКГ: «Пусть этот скромный дар – вклад в культурную жизнь Сибири – несёт всем славным сынам этой замечательной области мой горячий привет и мою глубокую веру в будущее этой сказочной и великой земли». В этом же, 1975 году, в Новосибирской картинной галерее открылась выставка картин С.Н. Рериха, привезённых из Бангалора (затем была передана в Улан-Удэ).
В последующие годы в Сибири также проводились выставки картин Н.К.Рериха, сопровождавшиеся обширной культурной программой от СибРО (доклады, концерты и т.п.)
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.