Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения, с.н.с. Национального музея Республики Алтай им А.В. Анохина
Женские образы живут в изобразительном искусстве Горного Алтая с древнейших времён, наделяются экстраординарными качествами и олицетворяют собой благодетельное начало жизни. Их символические изображения присутствуют в энеолитических петроглифах Калбак-Таша, в композициях, воскрешающих палеолитический миф о Матери-прародительнице. Один из ранних образов мифической хозяйки зверей, протошаманки выбит в эпоху развитой бронзы на плите святилища Зелёное озеро; в образ божества охоты предстаёт в резных петроглифах Поперечной Красноярки каракольской культуры.
Богиня алтайских скифов выткана на ковре из Пятого Пазырыкского кургана. Древнетюркская богиня Умай выгравирована на Кудыргинском валуне, среди граффити Бичикту-Бома, рядом с рунической надписью на скале у р. Карбан. Многочисленны рисунки женщин в этнографическое время (например, резное изображение алтайки в долине р. Каракол).
Реалистические женские портреты появились в начале ХХ века в творчестве первого профессионального художника из коренных народов Сибири, ученика И. И. Шишкина, алтайца Г.И. Чорос-Гуркина (1870–1937). Влияние Гогена и примитивизма ощущается в женских типах второго алтайского живописца Н.И. Чевалкова (1892–1937).
В искусстве последних десятилетий женские образы предстают в различных ипостасях: как воительницы героического эпоса – у М.П. Чевалкова, как языческие образы духов – у Н.А. Чепокова, как скифские персонажи Укока – у В.Г. Тебекова, как Богиня, покровительница алтайского народа – у И.И. Ортонулова, как наши современницы – у В.П. Чукуева.
Преемственность в изображении антропоморфных образов демонстрируют скульптуры А.В. Гурьянова. Его гравированные валуны во многом следуют традициям древнетюркских мастеров.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.