Мысли на каждый день
На пути не отдыхай под гнилым деревом. В жизни не прикасайся к людям с потухшим сознанием.
Община, 97

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

АК-БАУР — НЕОЛИТИЧЕСКИЙ ХРАМ НА РУДНОМ АЛТАЕ

05.11.2005


С.С.ЦАРЕГОРОДЦЕВА, кандидат филологических наук, г. Усть-Каменогорск, Казахстан

Погребение, уставленное большими камнями... надписи на скалах — всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу.

Н.К.Рерих. Сердце Азии

 

Одним из самых уникальных памятников культуры Рудного Алтая является неолитический храмовый комплекс Ак-Баур. Немногочисленные упоминания и сведения о нём относятся к концу XIX – началу XX века; с 80-х годов прошлого века началось его системное изучение, появились интересные попытки семантирования наскальных изображений.

Ак-Баур находится в 38 км от города Усть-Каменогорска за посёлком Ленинка, в Калбинских горах. Название он получил по одноимённой сопке и гроту с природным отверстием «на крыше» и росписями внутри.

Название Ак-Баур иногда дословно переводят как «белая печень». В «Кратком казахско-русском словаре» приводятся следующие значения слова «бауыр»: 1) печень, 2) кровный родственник, 3) склон, подошва горы1. Именно на склоне сопки Ак-Баур находится одноимённый грот с наскальными изображениями, сделанными красной охрой (или кровью жертвенных животных)2. Росписи подобного цвета не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане.

В современном казахском языке у слова «бауыр» есть переносное значение — младший брат, точнее, самый любимый младший братишка, и оно может ассоциироваться с понятием «младший», «меньший», так как рядом с невысокой сопкой Ак-Баур находятся горы Кызыл-тас (Красный камень). Грот Ак-Баур как бы «смотрит» на запад, а если из него наблюдать закат, то горы Кызыл-тас действительно кажутся красными.

Учитывая синкретический характер неолитической культуры, можно предположить, что грот был местом проведения ритуалов, а склон сопки считался священным. Неслучайным видится использование эпитета «Ак» — белый — в нескольких топонимических названиях урочища. Белый цвет в древнетюркской культуре имел значение священного, с появлением ислама стал символизировать цвет аллаха. Пытаясь осмыслить название «Ак-Баур», исследователь и писатель Е.В.Курдаков обращается к параллелям со славянской мифологией, приводя пример из заговора: «На море-окияне, на острове Буяне лежит белый камень Латырь». Гора Латырь в славянской мифологии — Алтарь, около которого находится древняя прародина3.

По долине урочища Ак-Баур течёт ручей, который называют Ак-Бастау (Белый ручей). Н.К.Рерих чувствовал особенность и неслучайность таких названий*: «Эти названия речек, урочищ и городищ слышатся как напевный лад, как созвучный звон. Сколько много народов принесли свои лучшие созвучия и мечты. Шаги племён уходят и приходят. (...) Вода в Ак-кеме молочно-белая»4. «Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери»5.

Почитание высот было распространено во многих ранних культурах и связано с тем, что горы осмыслялись как местопребывание местных божеств. Они символизировали центр мира, место соприкосновения неба и земли, вечность и устремлённость к вершинному миру. В древних мифах многих народов сохранились особо почитаемые горы: Олимп, Осса, Пелион, Парнас, Киферон, Ида и др. (в греческой мифологии), Арарат, Синай на Ближнем Востоке, Кинлун в Китае, Богда-ола в Монголии, горы Тибета, Фудзияма в Японии, Кения и Килиманджаро в Африке, Тлалок в Мексике и другие реальные горы. Есть и чисто мифологические горы — Валгалла (в скандинавском эпосе), гора св. Грааля, «хрустальная гора» в славянском эпосе, изумрудная Сафа у мусульман, Белая гора у кельтов, гора Меру и Мандара в индуизме и др.

Похоже, что наши пращуры священным воспринимали и Ак-Баур. Чтобы оказаться в гроте Ак-Баур, нужно подняться вверх на 5 – 6 ступеней, то есть совершить восхождение в верхний мир.  Обряды, которые совершались около Ак-Баура и гор Кызыл-тас, скорее всего, связаны с культом гор, одним из ранних магиче­ских культов, наряду с культом неба, солнца, грозы, животных и растений. Именно на основании этих культов были сформированы многие ранние формы религий6.

По мнению Е.В.Курдакова, Ак-Баур — храм под открытым небом, строго ориентированный на запад, предназначался для совершения похоронных обрядов, когда усопший как бы повторял весь путь в лучший мир7. Он предположил, что похоронные процессии начинались около сопки Ак-Баур и двигались вдоль Сорочьей горы (самой высокой вершины гор Кызыл-тас) к ручью Ак-Бастау. Именно около ручья в настоящее время находятся целые заросли чия, разновидности камыша, который обычно растёт там, где когда-то были древние поселения и остались зольники от костров.

 

Прицел на Сорочью гору

Около ручья находится место церемоний, которое ограждают вкопанные плоские плиты. Центральный камень «стены» напоминает прицел. Мушка прицела через вершину белого холма и макушку Северной сопки в день весеннего равноденствия нацелена строго на Полярную звезду, исконно служившую древним народам ориентиром в пути. «Помогает» увидеть это направление белый камень, врытый на вершине холма. Казахи называют такие камни «каракши», дословно — «смотрящий». В Восточном Казахстане чабаны до сих пор считают их своеобразными сторожами, вкапывают их в землю на вершинах гор и холмов. Каракши служат указателями обетованности земли. У алтайцев и монголов путники, в благодарность духам за удачный переход через горы, тоже отмечают перевальные тропы большим камнем, грудой камней или лоскутом ткани, а иногда бросают монету. Называется эта традиция «обо», или «обо-таш» (сравним казахское «оба» — курган). Подобные «обо» часто встречал Н.М.Ядринцев, путешествуя по Горному Алтаю в начале XX века. По его наблюдениям, «обо» должны оградить путника от бед, несчастий и злых духов, которые могут причинить ему зло, за­ставить сбиться с дороги и погибнуть в этих пустынях8. Таким образом, каракши или обо — определённые указатели пути. В Восточном Казахстане они особенно часто встречаются в тех местах, которые когда-то считались священными. Каракши с вершин гор и холмов указывают путь к Ак-Бауру, развалинам буддийского храма Аблайнкита и ко многим курганам.

Надо заметить, что прицел на каракши, а через него на Полярную звезду — не единственный в урочище Ак-Баур. Через щель в скале слева от стены с прицелом виднеется макушка Сорочьей горы, и это направление — точно на запад. Такие природные визиры очень часто использовались в горных местностях.

Камни мегалитических комплексов редко подвергались обработке, чаще их устанавливали в естественном виде, а иногда с помощью нагревания или клиньев раскалывали по естественным трещинам так, что получались грубые блоки. Один из камней стены с прицелом, вероятно, взят с вершины напластования гранита, на каменных склонах которого находятся изображения животных: белых и чёрных оленей и горных козлов. Можно предположить, что эти рисунки являлись жертвоприношениями и были частью ритуалов, проводившихся на Ак-Бауре.

Ак-Баур напоминает многие другие неолитические храмы Англии, Бретани, Кавказа, Передней Азии, Казахстана. Одним из первых был исследован Стоунхенджский кромлех9; учёные пришли к выводу, что кольца из камней были местами совершения религиозных или каких-то других обрядов, а ряды камней — аллеями для ритуальных процессий10.

Изучение европейских мегалитов11 является комплексным, только совместные усилия археологии, астрономии, статистики, климатологии, биологии и физики дали возможность научно обосновать появление и семантику каменных монолитов, созданных в период с 3500 по 1500 г. до н.э. Наиболее значительный исследователь Стоунхенджа, Дж.Хокинс, ввёл в научный оборот термин «астроархеология».

Изучая памятники астроархеологии, учёные заметили, что многие из них служили людям неолита и раннего бронзового века местами, где они создавали своеобразную геометрию, вели систематические наблюдения Солнца и Луны и разрабатывали сложные методы предсказания лунных затмений. Важнейшие из них, вроде Стоунхенджа на юге Англии, стали культурными центрами, где подвизались особо уважаемые жрецы-астрономы, влияние которых рас­пространялось от Бретани на юге до Оркней­ских островов на севере12.

Армянские астрономы изучают древнейшие астрономиче­ские наблюдательные площадки у холма Мецамор (недалеко от Еревана), которые принадлежат к культуре, предшествующей государству Урарту.

Европейские учёные на примере древних святилищ давно поняли, что наши пращуры чрезвычайно внимательно относились к местоположению своих построек, которые часто служили ещё и календарём, своеобразной астролабораторией. Удивительно, насколько похожи внешне эти неолитические постройки, находящиеся на разных континентах. Например, «стена с прицелом» Ак-Баура очень напоминает неолитический храм на Мальте в Хагар Куиме, где в эпоху мегалита процветали высокоразвитые культуры13. Совпадает и мнение учёных о времени обеих построек: конец неолита – начало бронзы.

По мнению археологов Л.В.Марсадолова и З.С.Самашева, при определении семантики петроглифов грота Ак-Баур нужно учитывать расстояния между рисунками, которые геометриче­ски связаны друг с другом. Эти наблюдения и замеры были сделаны в ходе российско-казахстанских экспедиций 1998, 1999 и 2000 годов. Многие изображения в гроте Ак-Баур расположены на расстоянии полсажени — 90 см друг от друга. Расстояние 60 см часто встречается между основными точками главных фигур и крестов, а все изображения занимают 180 см — это размер маховой сажени, или «кулашу» (тюрк.).

Аналогичные наблюдения были сделаны профессором Томом при изучении Стоунхенджа. Он ввёл понятие мегалитиче­ского ярда. По его мнению, это была точная единица измерения, равная 0,829 м, она применялась по всей северо-западной Европе при сооружении каменных колец, кругов и рядов.

Стоунхендж — буквально переводится как «висячие камни». Но в его комплекс входят не только врытые камни, учёные считают, что его строительство начиналось с земляного вала. Большой интерес представляют собой лунки, которые первым описал Джон Обри. Он в 1663 году по указанию короля Карла II «произвёл осмотр» Стоунхенджа и предположил, что, перекладывая камни из одной лунки в другую, люди определяли дни солнечных и лунных затмений. По мнению Хойла, они представляли собой огромный транспортир для измерения углов. То есть люди в далёком прошлом тоже осваивали точные науки и, прежде всего, пытались измерять пространство и время.

Памятники культуры, подтверждающие это, обычно очень спорны. Например, недалеко от посёлка Трушниково в Восточном Казахстане (ныне затопленного водами Бухтарминского водохранилища) во время раскопок нашли 360 глиняных шариков, которые, возможно, служили календарём в эпоху бронзы. Это был своеобразный перекладной (не перекидной) календарь древности: шарики ежедневно перекладывали, подобно камням в лунках Обри.

На одной из скал урочища Ак-Баур есть лунки не природного происхождения. Если в одну из нижних лунок налить воду, то в день весеннего равноденствия луч солнца на восходе точно отразится в верхней лунке. Возможно и другое назначение данного камня — как жертвенного, а лунки на нём — места жертвоприношений.

Ак-Баур, как памятник ранней культуры, интересен тем, что, в отличие от многих подобных мегалитических построений, имеет подробное эпиграфическое сопровождение: росписи в одноимённом гроте. До наших дней сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, горный козёл, есть рисунки жилищ и повозки, остальные — разнообразные символы и знаки. Своё прочтение петроглифов Ак-Баура предлагали различные учёные и исследователи. Е.В.Курдаков утверждал, что в гроте начертан путь спасения человечества, которое в послеледниковый период двигалось с юга на север в поисках мест выживания. Возможно, что в урочище Ак-Баур жили жрецы, которые показывали племенам путь для переселения. Е.В.Курдаков в своих работах опирался на методы исследования Н.К.Рериха, который считал, что погребения, надписи на скалах — «всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу»14.

По мнению Л.В.Марсадолова и З.С.Самашева, пирамидальная форма сопки Ак-Баур была символом сакрального пространства и могла ассоциироваться с космическим холмом. Каменные ступеньки, ведущие в грот, тоже связаны с космологической символикой восхождения к некоему вершинному миру. Юртообразная форма грота была явно символична для древнего обитателя наших мест и поразительна для современного. Природное отверстие «крыши» грота в виде сердца имеет следы обработки, возможно, оно было подправлено человеком, который сделал выступ-мушку для фиксации движения основных созвездий ночного неба.

 

Росписи Ак-Баура систематизированы этими учёными и представляют собой следующую схему15: центральный рисунок № 1 — четырёхугольник с крестом и точками, рядом с ним изображение человека (№ 2), изображение № 5 — это горный козёл, и он расположен как бы перевёрнутым относительно человека. Но если лечь на каменный пол грота, он «встанет» на ноги. По мнению Е.В.Курдакова, на этом рисунке — плуг. И это мнение тоже убедительно, так как именно в эпоху неолита человек занялся земледелием. Очень интересны повозка в центре композиции (№ 4) и чуть выше — кривая с петлёй (№ 3), очень похожая на созвездие Дракона, а если принять во внимание рисунки № 26 и № 57, то это, возможно, попытка отразить движение созвездия по звёздному небу. Рисунок № 13 похож на «Ковш» Большой Медведицы. Среди символов в гроте много разнообразных крестов — знаков Солнца. Поэтому, скорее всего, перед нами карта звёздного неба, как её видели наши давние предки. Она неполная, но важна для юго-западной ориентации святилища. Писаницы в гроте Ак-Баур подтверждают выводы учёных о том, что здесь велись систематические астрономические наблюдения, а схематические петроглифы неолита свидетельствуют о зарождении пиктографического письма.

Известны подобные петроглифы в гроте Ак-Чункур в Киргизии и в гроте на озере Жасыбай в окрестностях Баян-Аула Павлодарской области. Здесь изображено несколько антропоморфных фигурок, размещённых на потолочной части грота. Они тоже напоминают рунические письмена и расположены не линейно, а концентрично, напоминая своеобразный транспортир.

Подводя итоги, можно сказать, что грот Ак-Баур, скорее всего, был главным святилищем ритуального центра. Спор исследователей о том, что его росписи являются картой звёздного неба или передают путь спасения человечества, очень интересен, он подтверждает уникальность Ак-Баура, одного из самых ярких и загадочных памятников культуры прошлого на территории Рудного Алтая.


1 К.Бектаев, А.Ахабаев и др. Краткий казахско-русский словарь. Алматы, 1992. С. 40.
2 Л.В.Марсадолов, З.С.Самашев. Изучение археологических памятников Западного Алтая. СПб., 2000. С. 6.
3 Е.В.Курдаков. Загадки и тайны Ак-Баура // Братина. Вып. 1. М., 2002. С. 32.
* В 1924 году Н.К.Рерих обсуждал с писателем Г.Д.Гребенщиковым пер­спективу открытия книгоиздательства «АЛАТАС». Название предложил Г.Д.Гребенщиков, вспомнив о камне, который видел на родине. Русские называли его по-казахски «алатас», что значит «белый крепкий высокий Аллахов камень». Для Гребенщикова камень алатас был «как нечто светлое, как символ близости родины, как знак близкой встречи с матерью, как светлый, высоко горящий на солнце своею белизной маяк для путника и, наконец, как нечто вечное, неистребимое по своей крепости». Рерих одобрил название и заметил: «В слове этом трижды повторяется буква А — а эта буква означает собой нечто изначальное и живоносное» (Г.Д.Гребенщиков. Белый камень // Утренняя звезда. М.: МЦР. 1994 –1997, № 2 – 3. С. 304).
4 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи.
5 Н.К.Рерих. Славной Ермака годовщине! // Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная.
6 С.А.Токарев. Ранние формы религии. М., 1990. С. 602.
7 Е.В.Курдаков. Загадки и тайны Ак-Баура. С. 34.
8 Н.М.Ядринцев. В дальних странствиях. Из путешествий по Алтаю // Мир божий. 1893. № 1.
9 Кромлех — культовое сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговых оград из огромных камней.
10 Дж.Вуд. Солнце, луна и древние камни. М., 1981. С. 11.
11 Мегалит — «большой камень», в современной науке используется не до­словный перевод этого понятия. Мегалитами называют не только огромные монолиты, но и сравнительно небольшие камни, относящиеся к позднему неолиту и раннему бронзовому веку.
12 Дж.Вуд. Солнце, луна и древние камни. С. 12.
13 А.Батлер. Компьютер бронзового века. Расшифровка фестского диска. — М., 2005. С. 175.
14 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992.
15 Л.В.Марсадолов, З.С.Самашев. Изучение археологических памятников Западного Алтая. Приложения. Рис. 5.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.