М.В.СЛАВГОРОДСКАЯ, г. Новокузнецк
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с воспитанием гармонической личности в развивающемся мире. Формирование восприятия прекрасного способствует воспитанию в ребёнке такой гармоничной личности, с раскрытыми творческими способностями, позитивным мышлением, верным мировоззрением.
Наталия Дмитриевна Спирина в слове «Лучшая трапеза» пишет: «В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет, звук и аромат. (...) Цвет, звук и аромат могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их. ''Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!'' — говорится в книге ''Мир Огненный''. Также это относится к звуку и аромату. Когда мы не ощущаем и не воспринимаем их, они для нас как бы и не существуют.
Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их. Поэтому в школах с самых младших классов желательно ввести предмет ''Восприятие Прекрасного'', где на примерах красот цвета, звука и аромата можно приучить детей уметь чувствовать, различать и наслаждаться ими всю свою жизнь»1.
Цвет, звук и аромат сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Многочисленные исследования показали, что и цвет, и звук, и аромат качественно и комплексно влияют как на психофизиологическое состояние, так и на всю личностную сферу человека.
Прежде чем говорить о комплексном влиянии цвета, звука и аромата на человека, рассмотрим каждую из составляющих.
Святослав Николаевич Рерих так говорит о цвете: «Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. Возьмите чёрно-белый рисунок. В нём никогда нет такого живого элемента, который даёт цвет. Потому что цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни. В конце концов, цвет очень близок к музыке, поэзии, звуку и запаху, которые взаимосвязаны. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас».
Каждый цвет вызывает у человека определённые чувства, переживания, создаёт особое настроение. Есть цвета тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые, успокаивающие и возбуждающие, радостные и трагичные и т.д. Одни цвета способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Нужно учитывать композицию цветов, их взаимоусиление или ослабление, гармонию либо дисгармонию. Так, психолог Беатрис Ирвинг считает, что цвет всегда оказывает на нас одно из трёх возможных воздействий: успокаивающее, восстанавливающее или стимулирующее.
Попытки изучения цвета, композиции цветов и влияния их на человека известны ещё по трудам Авиценны, а целостно исследовал, систематизировал и описал это И.В.Гёте в «Очерке учения о цвете». Он написал и опубликовал пятитомный труд «Учение о цветах», сказав: «Что я действительно стоящее сделал — смысл цвета узнал».
В современном мире исследования влияния цвета на психофизиологию человека экспериментально подтвердили, что красная часть спектра действует на человека распаляюще, а синяя — охлаждающе (Hessey, 1949); пурпуровый цвет сочетает в себе стимулирующий эффект красного и тонизирующий синего, имеются данные о слабом дермацидном эффекте синего цвета, несколько повышающем кислотность кожи, и об ускоренном заживлении ран под воздействием красного (Birren, 1961). Отчёты исследований доктора Вартмана свидетельствуют о влиянии синего цвета на понижение билирубина в крови (Wurtman, 1975), а С.Мак Дональд (Mc. Donald, 1982) опубликовала отчёт, согласно которому облучение синим заметно снижало боль в поражённых артритом суставах, доказав, что цвет влияет на человека и помимо оптической системы. Фере экспериментально установил, что в наибольшей степени красный цвет усиливает мускульное напряжение. Метцгер считает, что если красное и зелёное освещение уравнять по яркости, то можно наблюдать противоположное действие этих цветов. Этот эффект воздействия цвета на тонкие аспекты поведения стал классическим после экспериментов К.Гольдштейна (Goldstein,1942). Он доказал, что красный и синий (или зелёный) противоположно влияют на оценку времени, размеров и тяжести предметов. Под влиянием красного временные промежутки кажутся длиннее, предметы — больше и тяжелее. Таким образом, он одним из первых сформулировал положение о том, что эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. Известны опыты И.Иттена о различии в субъективной оценке окружающей среды на 5–7 градусов по Фаренгейту в комнатах, окрашенных в сине-зелёный по сравнению с красно-жёлтым цветом.
Швейцарский психолог Макс Люшер создал свой уникальный цветовой тест, изучая влияние цвета на состояние человека. 23 цвета были выбраны из 4500 цветов, максимально приближенных к природным оттенкам. Сейчас этот уникальный тест позволяет определить психоэмоциональное состояние человека, начиная с шестилетнего возраста.
В образовательных учреждениях цветовым решениям в оформлении помещений, в окраске мебели и одежды необходимо придавать большое значение.
В оформлении классных комнат и спален в школах-интернатах желательно присутствие сине-зелёной гаммы, цвета красной части спектра могут быть пастельных, нежных оттенков. Это необходимо не только для формирования восприятия прекрасного, но и для коррекции поведения и эмоционального состояния воспитанников.
В требованиях, выдвигаемых современным образованием, для повышения уровня комфортности образовательного процесса педагогам рекомендовано учитывать не только цветовое оформление классов, но и цвет одежды, её форму, плотность и пластичность тканей, узоры на ней — для благоприятного воздействия на психику ребенка. Цвета, выбираемые для одежды, оказывают глубокое влияние на владельца, который, осознанно или бессознательно, удовлетворяет тем свои психологические потребности. Желательно, чтобы одежда всех участников образовательного процесса имела чистые и равномерные тона.
Созерцание чистых голубых, зелёных цветов различных оттенков заметно уравновешивает состояние учащихся, развивает внимание и сосредоточение, помогает процессу обучения, поэтому некоторые психологи рекомендуют иметь в классе квадрат из синей ткани.
В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Цвет мощно воздействует на человека — как цвет обычный, видимый глазом, так и цвет, вызываемый им перед собою мысленно»2.
Некоторые школы г. Новокузнецка (№№ 13, 38, 50) сейчас оформлены репродукциями картин великих русских художников Николая и Святослава Рерихов, т.к. многочисленные исследования доказали позитивное влияние картин этих великих художников на сознание детей.
«Теперь — о звуке. Существуют звуки природы и звуки, производимые человеком, исполняемые его голосом или на созданных им инструментах. И те и другие очень влияют на человеческое сознание и состояние, или наполняя его радостью и успокоением, или, наоборот, вредно воздействуя на его нервную систему», — пишет Наталия Дмитриевна Спирина.
Учёные многих стран изучают влияние различных звуков на человека. Исследования российского академика П.П.Горяева подтвердили способность людей воздействовать словами на программы наследственности. Был изобретён аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные колебания, влияющие на молекулы наследственности — ДНК. Учёные пришли к выводу, что ДНК воспринимает человеческую речь, и доказали, что с помощью словесных мыслей-форм человек созидает свой генетический аппарат. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.
Искажение речи несёт народу духовное обнищание. Анализ школьного сленга, сделанный психологом А.Бадаком, свидетельствует о возросшем засорении языка не только учащихся, но и педагогов. Из года в год наблюдается «криминальная заражённость» языка, что свидетельствует о падении уровня культуры. Автор исследования предлагает педагогам полностью отказаться от использования сленговых выражений, которые травмируют детскую психику.
Живая Этика говорит: «Сквернословие, как зараза пространства, несёт понижение всего интеллекта. (...) Потому люди должны понимать свою ответственность за каждое пущенное слово»3.
В лаборатории академика П.П.Горяева был проведён следующий эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген — и перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК становились на свои места — убитые семена оживали. Подтверждённая исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна с древнейших времён. В истории описано много случаев, когда слова, молитвы высокодуховных людей исцеляли безнадёжно больных. Исцеление словом известный психолог В.Франкл назвал логотерапией.
Одним из главных способов воздействия учителя на ученика является слово, поэтому повышение культуры речи, профессионального уровня педагогов в современном образовании — очень актуально.
Известно сильное влияние слова человека на растения (К.Бэкстер) и воду (С.Зенин, П.Госьков, Л.Болотова).
Исследованием воздействия музыки на растения одним из первых занялся индийский учёный Н.Синх. В начале 1950-х годов им было установлено, что многие биохимические процессы в растениях, например поглощение углекислоты и фотосинтез, под влиянием музыки ускоряются почти в два раза. Причём оказалось, что положительное воздействие несёт не любая музыка, а музыкальная классика, звуки природы и некоторые национальные мелодии. Стебли растений тянулись к источнику звука при проигрывании этих мелодий. Тогда как на барабанные ритмы, рок-музыку и популярную музыку растения отвечали отклонением от репродукторов, уменьшением в весе, потреблением большого количества воды. Американский селекционер Д.Карлсон, проводя исследования влияния музыки на растения, в итоге определил репертуар музыкальных произведений, благотворно влияющих на их рост и развитие, и запатентовал метод «Озвученный цветок». Именно классическая музыка — произведения А.Вивальди, И.С.Баха, В.А.Моцарта — оказалась самой благотворной.
Если от некоторых современных музыкальных произведений, от шумов гибнут растения, то они, конечно же, вредны.
Немецкие психологи под руководством А.Бронзафт более 30 лет занимаются исследованием воздействия шума на детей. Ещё в начале 1970-х годов было доказано, что постоянный шум от железнодорожных составов замедляет психологическое развитие детей, а в 1998 году учёные доказали, что постоянные шумовые воздействия вызывают не только психологические, но и физические изменения, в частности, повышение артериального давления и увеличение активности вегетативной нервной системы. В одном из исследований приняли участие несколько десятков детей, проживающих рядом либо со старым городским аэропортом (закрытым два года назад), либо с новым (ставшим одним из важнейших международных аэропортов Европы). Была выявлена чёткая связь между динамикой их интеллектуальных способностей и динамикой уровня шума. Так, закрытие старого аэропорта, то есть снижение шумового фона, привело к выраженному улучшению способностей проживающих рядом с ним детей к чтению, письму и обучению, тогда как рядом с новым аэропортом наблюдалась противоположная ситуация.
В образовательном процессе важно знать и учитывать влияние на детей различных звуков, необходимо учить ребят умению воспринимать прекрасную музыку, речь, звуки природы. «Смотреть на прекрасное и слушать прекрасное — значит улучшаться», — говорил Платон. Учить человека восприятию Прекрасного нужно с детства, развивая утончённый вкус, рассказывая ему о влиянии различных звуков на жизнедеятельность человека.
Поэзия, как прекрасная музыка человеческой речи, способствует развитию восприятия прекрасного, если это подлинная поэзия, заключающая в себе гармонию формы и содержания, воспевающая высокие идеалы. Поэзия Наталии Дмитриевны Спириной, автора идеи включения в школьную программу предмета «Восприятие Прекрасного», может изучаться детьми с самого младшего возраста.
Щебетание птиц, шелест листвы, звон водопада или морской прибой — эти прекрасные звуки природы надо научить детей слушать, воспринимать и любить.
Наталия Дмитриевна в слове «Лучшая трапеза» говорит об аромате следующее: «Восприятие аромата, так же как и восприятие цвета и звука, надо в себе развивать, иначе мы его можем не заметить. Когда мы берём в руки цветок, мы не только любуемся им, но также часто, иногда непроизвольно, нюхаем его, из желания насладиться не только его формой и цветом, но и ароматом»4.
Влияние ароматов, так же как влияние цвета и звука, на процесс воспитания и обучения ребёнка огромно. Аромапрофилактика в школах и детских садах способствует не только здоровьесбережению воспитанников, но и возрастанию эффективности всего процесса образования.
Ароматические масла — это растительные летучие многокомпонентные органические соединения, имеющие характерный аромат. Применение аромамасел в образовательных учреждениях Кузбасса узаконено приказами Комитета образования и науки (№ 562 от 25.07.2003), на основании приказа Министерства здравоохранения РФ (№ 139 от 04.04.2003).
Обоняние — это самое тонкое из ощущений человека, несмотря на то, что всего 2% информации из внешнего мира поступают к человеку через нос. Человек способен улавливать запахи на расстоянии четырёх метров и распознавать до 4000, а опытный специалист — до 10000 оттенков запахов.
Эксперимент по применению аромамасел в школе-интернате № 38 г. Новокузнецка был направлен, в первую очередь, на профилактику простудных заболеваний, т.к. аромамасла убивают до 98 % всех микробов и являются прекрасным обеззараживающим средством. Однако было интересно также пронаблюдать влияние ароматов на память, внимание, работоспособность, настроение, речь и поведение воспитанников. Исследования показали, что в экспериментальных классах не только на 100 % было сохранено здоровье в период массовой эпидемии, но и зафиксировано улучшение работоспособности, памяти, внимания воспитанников. Поэтому психологическая служба начала внедрение аромапрофилактики во всей школе. Сейчас по всему Кузбассу целый ряд учебных заведений постоянно использует ароматерапию.
Ароматы могут успокаивать и возбуждать, создавать приятное настроение и способствовать концентрации. Умелое применение ароматов в процессе образования не только способствует укреплению здоровья детей, но и учит восприятию прекрасного.
«Красота тоже обладает ароматом. Всё, что поистине прекрасно, ароматично, и благовонно, и, добавлю, жизнедательно. Жизнедательность ароматов необходимо отметить особо. Этим полезны многие смолы, особенно кедра. Сосновое и пихтовое масла тоже хороши. Но масло роз превосходит их все по полезности его жизнедающего аромата. О маслах эвкалипта и мяты сказано было достаточно. Всё это очистители. Их хорошо применять для психической дезинфекции жилых помещений. Ими хорошо бороться с болезнями. Хорошо ими дышать, но не раздражая слизистых оболочек»5.
«Свет, его краски и ароматы связаны тесно между собою. Можно считать, что каждому цвету спектра сопутствует свойственный ему аромат. (...) Каждая мысль сопровождается свойственным ей запахом, вызывая в организме человека соответствующую ароматическую реакцию. Мысли и разговоры о болезнях могут вызвать болезненные явления и сопровождающие их запахи. Мыслями здоровья, бодрости и радости можно бороться с болезнью. (...) Ароматами можно лечиться. Мысленное вызывание положительных запахов и при соответствующих мыслях действует тонизирующе»6.
Научить ребёнка сознательно выбирать прекрасное и стремиться к гармонии — значит помочь ему сформировать мировоззрение, включающее позитивное мышление и здоровый образ жизни.
Комплексный подход к формированию восприятия прекрасного осуществляется с помощью методов артпедагогики и аромапрофилактики, которые были описаны в сборнике «Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психолого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников», а также на занятиях кружка «Восприятие Прекрасного».
Комплексное восприятие ребёнком гармоничного сочетания цветового, звукового и ароматического аспектов помогают раскрытию его творческих способностей. Общение детей становится более культурным, появляется стремление к красоте в отношениях и в поведении. Дети, попадая в мир прекрасного, впитывают его гармоничную атмосферу, что способствует развитию воображения, художественного вкуса, формированию мировоззрения личности.
Предмет «Восприятие Прекрасного» научит детей воспринимать и ценить красоту и культуру, предпочитать её вульгарности и грубости. В содержание предмета включены труды великой семьи Рерихов, Б.Н.Абрамова и Н.Д.Спириной. Первые шаги реализации предмета «Восприятие Прекрасного» в кружковой форме дают удивительные и прекрасные результаты. Программа сейчас реализуется на занятиях с детьми среднего и старшего школьного звена.
Святослав Рерих в книге «Искусство и жизнь» пишет: «Красивая жизнь — какое это великое и величественное понятие. Строить через красоту — это священный завет, данный нам великими вождями эволюции. Красота — это гармония, а гармония — это то возвышенное состояние, о котором мы всегда должны помнить, хотя бы как о предмете устремления. Красота — это священный философский камень, превращающий низшие металлы в чистое золото. Красота — это одновременно высшая цель и способ её достижения. Сделаем поиск красоты частью каждого дня. Попытаемся найти красоту в наших каждодневных обязанностях; даже малейшее дело может быть сделано красиво».
1 Н.Д.Спирина. Отблески – 2002. Новосибирск, 2003. С. 54.
2 Грани Агни Йоги. X. 648.
3 Братство. 394.
4 Н.Д.Спирина. Отблески – 2002. С. 59.
5 Грани Агни Йоги. VIII. 420.
6 Грани Агни Йоги. VII. 513.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.