Н.С.ЮШКОВА, г. Новосибирск
Когда мы вспоминаем великие Эпохи расцвета и Возрождения, то прежде всего не перестаём удивляться, какой небывалой высоты достигало в те времена Искусство. Непревзойдённые шедевры человеческого гения напоминают нам о том Ренессансе, который, по словам Н.К.Рериха, «происходил всегда от широких мировоззрений», и о том чудесном огне сердца, который рождал эти бессмертные творения.
Не случайно С.Н.Рерих говорил, что «будущее человечества таится в глубине человеческого сердца», без развития которого не может быть и подлинной духовности. В одной из бесед Н.Д.Спирина, выдающийся рериховед современности, разъяснила чрезвычайно важный аспект в понимании значения сердца: «Дух и сердце — одно в другом. Без зерна духа мы не можем воплотиться, оно есть у каждого — это монада. Но без сердца зерно духа остаётся в латентном (т.е. в неразвитом) состоянии. Когда [есть] сердце, то зерно духа процветает». Именно сердце неразрывно связано с понятием духовной Культуры и с процессом расширения сознания, которое, в свою очередь, является «фундаментальным принципом Вселенной». Веками Святыми и Подвижниками «закладывалась связь с Высшим Миром как основа Бытия», и потому Они были создателями «живой религии Сердца, но не закрепощающих догм». Утеряв эту спасительную связь, «люди отошли от сознания о совершенствовании», а значит, утратили и понимание ответственности за свои мысли и побуждения, влияющие в первую очередь на их собственную судьбу, а также и на всё, что их окружает. По словам Е.И.Рерих, именно «оторванность от Высшего Мира поставила планету на край гибели». Внешнее обрядоверие или воинствующий атеизм по сути одинаково далеки от той высокой сердечной Любви, которая животворит и является основой эволюции. Кроме того, «отрицание действительности приводит к духовной слепоте, но от ответственности не освобождает».
Именно теперь, когда зашедшая в тупик и забывшая о человечности механическая цивилизация оказалась неспособной разрешить всевозможные мировые проблемы, «когда человечество подошло к поворотному моменту в своей истории», настало время Искусства духовного, которое преображает сердце, пробуждает сознание, возвращает человечеству забытые понятия нравственности и Гуманизма и ведёт к постижению внутренней взаимосвязи явлений жизни. Таковым является Искусство «гениального художника и проникновенного мыслителя», Мастера Красоты и «провидца грядущего», выдающегося учёного и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, несущее духовное мировоззрение, основой которого является научно-философское Учение Живой Этики.
Поистине, вся его жизнь может быть охарактеризована двумя словами — Русский Подвиг! Подвиг во имя духовного объединения человечества. Справедливо называть его не только «гигантом Духа», «Светоносцем Культуры», но и «мучеником за Культуру» в полном смысле этого слова.
Необъятные по внутренней глубине художественные замыслы великого Мастера раскрываются лишь по мере роста нашего сознания, и в этом отношении его творения поистине бессмертны. «...Семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своею мыслью». И когда у Николая Константиновича спросили, какая из всех его картин ему больше всего нравится, он ответил: «Та, которую я ещё не написал». Художник также говорил, что его «картины как бы иллюстрируют большую Книгу о красоте мирной духовной жизни». Жизни, озарённой Светом Вечности, единой с Высшим Миром и его Законами. Недаром любимым цветом Мастера был синий — символ Неба и бесконечности Мироздания.
Как сказано в Записях Б.Н.Абрамова (ближайшего ученика Н.К.Рериха) — «он провозгласил понятия и идеи, до него не признаваемые человечеством, — идеи, признание которых потребует времени и борьбы, но без проведения которых в жизнь Земле грозит катастрофа», ибо духовность не может находиться в сфере отвлечённых или теоретических понятий — она должна быть осознана. В Учении Живой Этики говорится, что старый и новый мир различаются именно «в сознании, но не во внешних признаках». Несомненно, что в недалёком будущем каждое нравственное положение будет научно обосновано. Именно, как отмечал Н.К.Рерих, происходит не столько финансовый кризис, сколько «кризис потухших сердец». Говоря о Культуре как основной движущей силе прогресса, он подразумевал прежде всего духовную Культуру, «без которой наше пребывание на земле становится... бессмысленным» и которая, по его словам, «заложена в каждом человеческом сердце»; иначе «к чему всё образование и познавание духовных предметов, если оно не будет одухотворено сердечностью и добротою». В каталоге В.В.Соколовского значится, что в 1918 году Николай Константинович написал картину «Горящее сердце», которое он поэтично называл «Державою Света».
Знакомясь с рериховскими полотнами, многие, конечно же, обращают внимание на особое, присущее им свечение красок. И это происходит не только от необычайного дара композиции и мастерства художника в умении гармонично сочетать тончайшие оттенки цвета, но, главным образом, — от того внутреннего невидимого содержания, которое наполняет эти произведения неизъяснимо лучистым Светом создавшего их Творца. Заложенный в них духовный Магнит, согласно закону созвучия, пробуждает в человеке элементы духовности — и в этом заключается главная особенность картин Рериха. «Незабываемы эти встречи с Прекрасным, — вспоминала Н.Д.Спирина, — после них человек уже не тот, что был раньше».
В одном из стихотворений Николая Константиновича есть такие строки, по сути автобиографичные: «Мы идём искать священные знаки». Он знал, что великое Прошлое, овеянное Красотою и Подвигом, хранит в глубинах тысячелетий те духовные Вехи, которые, как маяки в бурю, так необходимы мятущемуся человечеству. Рерих изучал эту таинственную Древность, в колыбели которой силою духа и пламенной верой в Высшую Помощь создавались Эпохи Возрождения, мощные государства и ковались могучие свободолюбивые характеры. И чем сильнее была эта живая Вера, тем ярче проявлялись в народе стремление к Красоте и потребность выразить в самых возвышенных формах преклонение перед Божественным Светом, наполняющим Вселенную. Потому Красота, в понимании Рериха, — это «краеугольный камень грядущей эволюции».
В 1935 году Николай Константинович писал: «Уже сорок лет хождений по Святыням русским». «Бесчисленные развалины напоминают о зловещих разрушениях. Исследуем. Запоминаем». «Надо суметь открыть в полном виде трогательный облик человеческих душ». Так и величественные древнерусские храмы, изображённые художником, — не только лишь архитектурные памятники, а это, как отмечал Вс.Н.Иванов, — «свидетели сильнейшей напряжённой работы русского прошлого на... его историческом пути; они полны вечной жизнью народа».
Рерих также запечатлел на своих полотнах Героев и Подвижников разных времён и те места, где ходили когда-то великие Святые — Строители мировой духовной Общины, положившие свои жизни на Алтарь высокой Любви к человечеству. «Много гонений и предательств претерпели эти величайшие Духи». «Но века прошли, и Имена их всё растут и высятся, как гигантские Маяки, светя человечеству на его тяжком пути эволюции...» Одна из серий картин художника так и называется — «Святыни и Твердыни». Как писала Е.И.Рерих, «только чуткие, сердцем неожесточившиеся, могут восчувствовать красоту этих творений».
Н.Д.Спирина особенно подчёркивала, что «на картинах его [Н.К.Рериха] всё надо учитывать». «Ничего случайного никто из Рерихов не рисовал». А теперь обратимся непосредственно к самим произведениям великого Мастера и попробуем провести некоторые исторические и духовные параллели. Рассмотрим картины, связанные, в основном, с темами Руси и Героизма, а также — с Образами Святых.
Картина Рериха «Святой остров», созданная в 1917 году, посвящена Валааму — пустынному и неприступному острову на Ладожском озере, где в своё время была основана Валаамская обитель — одна из древнейших в России. Особая духовная насыщенность отличает эти места. Как утверждал русский историк А.Н.Муравьёв, «первая искра Христианства блеснула Северу с Валаама». Здесь, у одного из скитов, когда-то стоял храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери, а на Никольском острове, что находится неподалёку, был храм во имя Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых на Руси Святых. На Валааме побывала вся семья Рерихов, и воспоминания об этом остались на всю жизнь. Суровая красота северной природы, первозданная тишина, схимники, древние скиты на островах необычайно вдохновили художника. По свидетельству Е.И.Рерих, он «написал дивные одиннадцать этюдов (Валаам со всеми его островами). Во время революции они погибли в России».
На одной из картин Рерих запечатлел расположенный на пологом холме под Псковом «Погост села Сенно» с его знаменитой церковью Св. Георгия XVI века и удивительной звонницей, высотой около 20 метров. Неподалёку от звонницы находятся фигурные ворота, которые также рисовал Рерих. Георгиевская церковь представляет собой характерный тип псковского храма, особенно распространённый в русском зодчестве XII века (в частности, в Новгороде), столь полюбившийся художнику; он часто изображал его на своих картинах, — одноглавый, кубический, побелённый, с традиционным «псковским декором, напоминающим мережку». Мы видим этот храм и на картине «Церковь Сергия», и на таких его полотнах, как «Сам Вышел», «Никола», «Северная Русь», «И Мы трудимся», «Ранние звоны», «Святые гости», «Старый Псков», «Звенигород» и другие. И это, конечно же, не случайно.
Белый храм-богатырь, могучий и величественный в своей простоте, явился для Рериха символом непобедимой Святой Руси, сокрытой, подобно таинственному Китежу, в человеческом сердце, которому так близки и широкий горизонт, и безбрежность...
В таком типе древнерусского храма стены были лишены украшений, а щелевидные окна, словно бойницы, напоминали не только о земных, но и о духовных битвах. Следует обратить внимание и на то, что «количество глав у храмов на Руси имело символическое значение». «Одна глава храма говорит о том, что Бог един».
В начале Великой Отечественной войны, в тяжкие для России времена, художник, вспоминая выдающегося просветителя и строителя Киевского Ярослава Мудрого, посвятил ему две картины — «Ярослав Мудрый» и «Радовашеся Ярослав граду Киеву». Именно при Ярославе укреплялось единство Руси, её прочное международное положение, высокого развития достигли искусство и литература. На картине Рериха за фигурой Ярослава Мудрого мы видим очертания воздвигнутого им в XI веке, в память победы над печенегами, храма Святой Софии в Киеве — единственного храма города, выстоявшего впоследствии при всех вражеских нашествиях. Крайний придел собора с севера был посвящён «Св. Георгию, а крайний придел с юга... — покровителю воинов и Киева — архангелу Михаилу».
Большую часть алтарной стены собора занимает огромное мозаичное изображение Богоматери Оранты (что значит «молящаяся»), названной в народе «Нерушимой Стеной». Рерих писал: «Нерушимая Стена Киево-Софийская стоит и будет стоять. (...) ''Богородица — Нерушимая Стена!'' В произнесении такого народного названия, этого клика веры, вспоминаются и другие такие же храмы и изображения, неотъемлемые от смысла Руси». Обратим внимание на последние слова Рериха — «неотъемлемые от смысла Руси», — смысла, заключавшегося в той неразрывной связи с Высшим Миром, к которому в горячей вере всегда обращалось сердце русское в тяжелейшие исторические периоды.
На русских иконах часто изображали поясной образ Богоматери Оранты, который называется «Знамение» (что значит «чудо, пророческий знак»). Икона «Знамение» являлась надёжной защитой от любых врагов, «символом исполнения древних пророчеств».
С особым смыслом Рерих запечатлел её на многих своих картинах. Одна из них — «И Мы видим» (1922 год, серия «Санкта», т.е. «Святые»), в центре которой — Всепроникающий Лик Спаса, а в верхнем левом углу — Образ Богоматери. Следует отметить, что по характеру и стилю это величественное полотно во многом напоминает известную икону XV века «Битва новгородцев с суздальцами», на которой изображена священная реликвия древнего Новгорода — чудотворная икона «Знамение». О каких же событиях свидетельствует эта новгородская икона?
«В 1170 году, во времена междоусобной вражды русских князей, на... Новгород двинулось войско их соседей-суздальцев. Днём и ночью молились новгородцы о спасении города», перед входом в который была установлена икона Божьей Матери. «Вскоре начался штурм. Нападающие осыпали стены Новгорода градом стрел, и одна из них вонзилась в Лик Богоматери. (...) В то же время на войско суздальцев средь бела дня напала тьма. Ничего не видя, они в ужасе бежали».
Образ Божьей Матери, сотворившей чудо, с тех пор и стали называть «Знамение». В честь необыкновенного Заступничества был установлен день её памяти — 10 декабря (по новому стилю) — и построен Знаменский собор, где хранится эта икона. В нём во время неоднократных посещений Новгорода мог бывать Рерих.
Святая Русь — такого определения нет больше ни у одной страны мира! На картине Рериха «Земля Славянская» из арочного проёма очень высокой колокольни или, может быть, с крепостной стены мы видим вдали эту исконную и вечно живую Русь, которую сквозь тысячи веков сумел разглядеть и донести до нас Рерих. Колокол, как символ единения, вновь созывает народ — на этот раз к духовному подвигу. Не случайно Николай Константинович называл эту картину ещё и «Земля Всеславянская». Он проникновенно писал: «Русский народ. Под его высоким покровом сойдутся многие народы. Милый, родной народ, высоко твоё небо».
Рерих знал, что исторически корни славянства уходят далеко вглубь веков. Так, например, в уникальном издании «Мифы древних славян», куда вошли труды известных филологов-славистов А.С.Кайсарова, Г.А.Глинки и академика Б.А.Рыбакова, говорится следующее: «Не рассматривая вопросы формирования праславян в первом тысячелетии до н.э., можно со всей определённостью сказать, что народ славянский в I веке был, причём не разделённый ещё на западных, восточных и южных, а единый этнос венедов-славян, называвшихся так по культу Венеры-Лады и оставивший по всей Европе» свои следы.
В 1941 году Н.К.Рерих писал: «Уже полвека наблюдаю течения славянских волн. (...) Русский народ всегда любил своих дальних братьев. Готов был биться за них». «''Земля Всеславянская'' — так мыслилось».
Рерих записывал, что «в лекции по истории Искусства... непременно надо ввести обзор современного нам положения стран с точки зрения Культуры. (...) Вот китаец древности — вот современный китаец...» и т.д. Так и русский человек именно сейчас, чтобы не погибнуть в пучине современных проблем, должен вспомнить, какими же были его предки — славяне, какие качества были им присущи?
Картина художника «Волокут волоком» возвращает нас в это далёкое героическое Прошлое. По описанию историков, древние славяне были бодрыми, сильными и неутомимыми. «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; с чрезвычайной лёгкостью всходили на крутизны, спускались в расселины, смело бросались в опасные болота и в глубокие реки». Необыкновенная отважность, природное добродушие и необычайная сила духа отличали их. «Они не знали ни лукавства, ни злости». Поистине, совершённые ими подвиги «в пространстве живут, вдохновляя людей на свершение новых».
Вспоминая свою работу в Троицкой церкви Почаевской Лавры в 1912 году, художник писал: «Жива ли мозаика в Почаеве?» По его словам, она «явилась как бы одним из предчувствий близкого будущего». И если над западным входом церкви была помещена мозаика по эскизу Рериха с изображением святых древнерусских воинов, «ставших крепким дозором» — как символ защиты от постоянного натиска с Запада, то над северным порталом находилось изображение «Троицы» — словно символ того, что духовное возрождение и объединение мира придёт с севера, из России, охраняемой своим вечным Заступником и Объединителем — Святым Сергием, «Строителем Русской Духовной Культуры».
Рерих и образ Святого Сергия в его творчестве — тема особой важности, требующая углублённого исследования. Коснёмся лишь краеугольных моментов. Известно, что в начале века Николай Константинович совместно с Еленой Ивановной посетили более 40 древнерусских городов. Многие из этих исторических мест (такие города, как Переславль-Залесский, Ростов, Звенигород, Суздаль, Нижний Новгород, Москва и другие) были так или иначе связаны с жизнью и духовной деятельностью Святого Сергия. Немало картин Рериха посвящено этому великому Подвижнику. Об одной из них художник писал: «Пусть моя картина ''Святой Сергий-Строитель'' напомнит о нерушимом строительстве». Несомненно, он имел в виду, прежде всего, строительство в области духовной. «По-древнерусски слово ''труд'' означало не только работу, но и подвиг, а также заботу, страдание». Знаменательно, что серию картин «Майтрейя», посвящённую «Владыке грядущей эпохи», Николай Константинович задумал в 1925 году именно в День памяти Святого Сергия — 8 октября.
Е.И.Рерих утверждала: «...Память о Сергии не умрёт никогда, ибо велик Магнит Духа, заложенный им в душу русского народа. История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником». «Его Заветами мы идём!»
Символично, что в этом году, когда проходят Рериховские Чтения, мы также отмечаем и 625-летие со дня Куликовской битвы — величайшего события в русской истории, связанного с Именем Преподобного. О Куликовском сражении поэт Александр Блок пророчески сказал: «Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди».
После завершения Центрально-Азиатской экспедиции внимание Николая Константиновича привлекла совершенно не исследованная учёными долина Кулу, где художник прожил последние 19 лет своей жизни, — именно здесь, «вдоль реки Беас... проходил древний... путь из Индии... до самого Алтая», глубоко интересовавший Рериха. Он писал: «Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. (...) Пора русским учёным заглянуть в эти глубины...» «Много где можно найти следы всеславянства. Далеко ходили славяне. (...) Даже в нашей долине в Кулуте первый насельник был русский». Ведь старинное место Наггар «когда-то называли ''малой Россией'', это был центр культуры». По словам Вс.Н.Иванова, «Пётр Великий открыл России окно на Запад. Рерих открыл миру окно в Россию, окно на Восток».
Примечательно, что до реки Беас доходил в своё время Александр Македонский, также эти места связаны с именем Аполлония Тианского, Будды, Арджуны. На север от Кулу, «где прошёл сам Будда, сияет вечно белая вершина ''Гуру-Гури Дхар'' (''Путь духовного Учителя'', как называл её Рерих). Деодары вокруг древних храмов насчитывают более 2 тысяч лет». Устремлённые к бескрайним небесам грандиозные горные пики, напоминающие о Высотах Духа, вдохновили художника на создание прекраснейшей сюиты под названием «Сто вершин Гималаев».
Остановимся немного подробнее на картинах, посвящённых Кайласу и Эвересту. Картина «Путь на Кайлас». Этому священному месту Рерих посвятил немало своих произведений. Тибетцы называют Кайлас «Канг-Ринпоче», что значит «снежный бриллиант». Здесь лежат вечные снега, тогда как на соседних, даже более высоких вершинах снег тает. По пути к Кайласу часто встречаются высеченные на камнях фигуры Святых, многочисленные изображения Будды. Нередко паломники последний участок своего пути «вокруг закованной в снег горы проходят на коленях». Художник записывал: «Перед нами путь на Кайлас. Высится одно из пятнадцати священных чудес, исчисленных в книгах Тибета», — гора Колокола со своею трёхглавою вершиною. «И тот, который дал горе зовущее имя Колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о Благе Вселенском!»
Эверест (или Джомолунгма) — по-тибетски «Джомо-Лхари» или «Джомо-Канг-Кар», что означает «Владычица Белого Снега». Этой высочайшей вершине мира (8848 м) Николай Константинович посвятил несколько десятков своих полотен. В течение девяти лет, начиная с 1931 года, художник каждый год в разных вариантах изображал эту величественную вершину. В 1935 году ей было посвящено более десяти полотен. В 1937 году он пишет «Эверест от Тибета», в 1940 — «Эверест с Севера», в 1945 году художник вновь запечатлевает любимый горный пик. И на картинах «Сожжение тьмы», «Красный лама», «Выше гор» видны очертания горной гряды Эвереста. И это, конечно же, не случайно, ведь Эверест назывался ещё и «горою Матери Мира». Е.И.Рерих писала об этой вершине: «Высочайшая точка на Земле, так же как и оба земных полюса, имеют огромное значение в силу того запаса электромагнитных сил, которые собраны на них». Восхищаясь непревзойдённой красотой Эвереста, этого «высотного полюса Земли», Н.К.Рерих обращался мыслями к прекрасному Облику Великой Матери Мира, объединяющей всё сущее. «Многоликая и многоимённая, она была эллинской Реей, малоазийской Кибелой, индийской Адити-Бесконечной, египетской Изидой, месопотамской Иштар...» Она же мусульманская Фатима, буддийская Гуаньинь, славянская богиня Лада. Как утверждают историки, именно Царица Небесная была «первым верховным божеством человека разумного».
На картине художника, созданной в 1924 году, мы видим этот лучезарный Образ «в космическом пространстве созвездий, причём каждая звезда — это фигура Учителя». Слева они образуют созвездие Ориона, справа — Большой Медведицы (покровительницы России). Вверху, по словам З.Г.Фосдик, — сияет Венера — звезда Матери Мира. На плате, прикрывающем чудесный Лик, — светящиеся изображения квадрата, который, по словам Е.И.Рерих, является символом «Проявленного Мира», «Равновесия и полноты Знания». С одной стороны картины, на фоне горы с надписью «Гималаи», мы видим коленопреклонённую темноволосую женщину со священным ларцом в руках, с другой — женскую фигуру со священной книгой, рядом с которой на горном уступе можно рассмотреть две буквы — «Р» и «Х». Между этими фигурами в центре изображён равноконечный крест — символ солнца и жизни, объединяющий весь мир. Пройдя 25 стран, Рерих встретил многочисленные изображения креста и «на старых монгольских монетах несторианских ханов», и «над древним буддийским монастырём в Пекине, на камнях Ладака и Китайского Туркестана», в Западном Тибете. Как отмечал учёный-историк Ю.Д.Петухов, ещё за многие тысячелетия до Рождества Христова «индоевропейцы-русы чтили священный обережный знак креста», который был найден «по всей Европе и Азии».
Знаком равноконечного креста обозначалось и сердце человека — оплот духовной Культуры, которую Рерих поэтично называл «светоносной тканью Матери Мира». В Учении Живой Этики сказано: «...Эпоха Матери Мира основана на осознании сердца».
Н.К.Рерих говорил: «Я не умаляю ни Запада, ни Юга, ни Севера, ни Востока, ибо в сущности эти разделения и не существуют. Весь мир разделён только в нашем сознании». «Основное пламя Культуры будет едино...»
Величайшие Святые и Подвижники всех времён — «титаны духовной силы и достижений», «выразители души народной», созидавшие духовную мировую Общину, — давно стремятся объединить всё человечество. И Искусство Рериха ведёт нас к этому осознанию. Оно «открывает пути к Высшим Мирам». Художник писал: «...Если припомнить все мои картины, посвящённые жизнеописаниям Святых, то их окажется не менее трёхсот».
Картина «Зороастр». «Огненный поэт Солнца Зороастр», как называл его художник, — древнеиранский пророк, живший около VI в. до н.э. Огненная чаша Зороастра — это символ чистоты сердца, мудрости и духовного подвига. Она напоминает о едином огненном начале Вселенной.
Картина «Будда Дающий» (или «Две чаши»). Этому Облику посвящено ещё несколько произведений, названия которых столь значительны! «Будда-Победитель перед источником жизни», «Будда-Испытатель», «Будда-Прибежище». Во время Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович записывал: «Незнание! Русские князья гибли в ханских ставках за нежелание почтить изображения Будды; в то же время монастыри Тибета уже хранили прекрасные строки об Иисусе».
Картина «Христос» (или «Христос в пустыне»). Как сказал о Нём художник — «великий в жертве бессмертия». Имя Его глубоко почитается на всём Востоке. В путевом дневнике Рерих отмечал, что «около трёхсот лет назад в Лхассе была христианская часовня». В дополнение к этому хочется привести очень интересные сведения из журнала «Московская патриархия» за 1960 год, в котором говорится, что в Индии с древнейших времён существовала также и Христианская Церковь, хранящая сокровище «Христовой веры едва ли не с начала христианства». По преданию индийских христиан, здесь долгое время проповедовал Святой апостол Фома. В Траванкоре «издревле указывают семь мест, где... были храмы», им основанные. Также и город Бангалор (где долгое время жил С.Н.Рерих) считался одним «из крупных центров христианства в Индии».
Среди Подвижников-Общинников Рерих вспоминал также императора Акбара Великого, покровителя Искусства, объединившего большую часть Индии; художник называл Акбара «собирателем, творцом счастливой народной жизни». Город Фатехпур-Сикри, построенный Акбаром, по словам Рериха, «полон знаками Единого Начала... Среди дворцового двора ещё стоит храм объединённой религии. Легкомысленные писатели удивляются, отчего на стенах этого загадочного дома ещё видны остатки разнородных изображений. Следы буддизма перемешаны с индусскими и христианскими фрагментами». И это тем более значительно, что сам Акбар был мусульманин.
Не должен быть забыт, как отмечал Николай Константинович, и «основатель так называемого манихейства, Мани, в третьем веке распятый на воротах города в Персии за синтез учений и за идею общины». Манихейство сочетало в себе элементы христианства, зороастризма и буддизма.
Картина Н.К.Рериха «Конфуций Справедливый». О нём художник писал: «В основе учения Конфуция лежит та же Община». Конфуций говорил: «Если любовью будут воспламенены сердца смертных, то весь свет будет наподобие одного семейства». «Сознание, человечность и мужественность являются тремя мировыми качествами, но чтобы приложить их, нужна искренность». «Лицемерие есть порок ненавистнейший». «Не делайте другим того, что не желаете для себя».
Картина Рериха «Бхагаван» посвящена Рамакришне, которого художник называл «светлым гигантом Индии», «строителем во благе», «великим проповедником добра». Рамакришна любил всех и каждого. Все религии были для него «в корне в равной степени истинными». Он завещал: «Не говорите о любви к вашему брату — любите. Не рассуждайте о доктринах и религиях. Есть только одна. Все реки текут в океан... Большая река прокладывает себе различное русло соответственно народам, времени, душам... Это та же вода... Теките к океану».
Картина Рериха «Странник Светлого Града» создана в 1933 году. В каталоге В.В.Соколовского указано ещё одно, точно не датированное произведение художника с похожим названием — «Странник лучезарного города». Вспоминая великих Героев Духа, проложивших для нас путь в Будущее, Николай Константинович писал: «Все ходившие неутомимо; все подлежавшие современному преследованию; все знавшие, что учение общего блага придёт непреложно; все знавшие, что каждая жертва общему благу есть лишь приближение путей». «И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности». Это те высочайшие примеры, которым мы должны стараться следовать!
Среди этих великих строителей мировой Общины подобно негасимой лучистой звезде сияет светлый Образ Наталии Дмитриевны Спириной — духовного Подвижника нашего времени, без которой не было бы ни двух Музеев Рериха (в Новосибирске и на Алтае), ни Рериховских Чтений в том виде, в котором мы их сейчас имеем, ни многого другого.
Её провидческое стихотворение «Так будет» (о грядущей Эпохе Добра и Любви) и глубочайшее по смыслу произведение «Храм Истины» о единстве Основ мировых религий являются огненной кульминацией её мыслей о великой мировой Общине, приближение которой было главной целью всей её самоотверженной жизни. Взглядом Мудреца прозревала она то Будущее, где осуществится, наконец, эта заповеданная духовная Община — великое сотрудничество земного и Небесного, сотрудничество чистых человеческих сердец. Ведь «община», «древнее славянское слово, на протяжении всего древнерусского периода означало ''общение''». Общение сердечное с ближним, общение через сердце с Высшим. Поистине, путеводная Звезда Духовности будет светить человечеству вечно!
Картина художника «Настасья Микулична» — символ идущего Нового Мира, символ будущего расцвета России Азиатской. Ещё в 1923 году Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи говорили, что «Сибирь будет центром России». В 1929 году Николай Константинович указывал, что надо думать «об Азии, начиная с Сибири. Говорил об Алтае, Монголии». «Понятие Сибири как Центра Азии (Алтай) драгоценно», — отмечал он. В 1934 году Н.К.Рерих диктовал З.Г.Фосдик свою статью «Сердце Азии» (или, как он её называл, «Сибирь Великая») для задуманной им книги «Сибирь и её будущее». В 1938 году он сказал: «Мы большие энтузиасты Сибири». В 1940 году С.Н.Рерих убеждённо писал: «...Ясно, что настоящая духовность лежит на севере». Это всё — оставленные нам Вехи, наша задача — осознать и претворить!
Картина Рериха «И Мы открываем врата» (1922). «Думы претворятся в явь...» — так огненноустремлённо мечтал Н.К.Рерих. На картине мы видим вдали всё тот же любимый Мастером белый древнерусский храм, стоящий среди бескрайних, залитых тёплым лучистым светом, просторов. Над открытыми в новую жизнь духовными вратами — благословляющая грядущее Чудо Богоматерь «Знамение». «Дума о Культуре есть Врата в Будущее», — писал Николай Константинович. На картине около дороги можно рассмотреть едва заметный небольшой камень с надписью художника (две буквы, обозначающие «Рерих»). Вспоминаются слова: «Время разбрасывать камни и время собирать». Сейчас пришло время собирать, и Николай Константинович уже принёс свой первый камень — камень основания — на постройку всеобъединяющего Храма духовной Культуры.
Рерих также писал: «Как историк, я люблю все периоды культуры, где бы она ни возникала, но как русскому человеку мне особенно близок великий народ русский, которому суждено и великое будущее. Знаю это так же достоверно, как самую ближайшую реальность. (...) Мы живём и творим для будущего. Для этого будущего будем мы всячески оборонять Родину, если и не мечами железными, то мечами духа. Ради этой обороны мы должны быть готовы на такие проявления, которые называются славным русским словом подвиг». «Несокрушимым оптимистом» называл себя Николай Константинович. Вспомним и провидческие слова Елены Ивановны Рерих: «Россия пойдёт путём особым... путём сотрудничества с Силами Света». «...Победа Севера непреложна...»
На одной из фотографий Николай Константинович снят в последний год жизни. Величественный облик мудрого Старца. Каким пронзительным чувством и любовью к России наполнены его слова, написанные за год до ухода: «На подоконнике стоит открытый компас. Стрелка неизменно тянет к Северу. Пишу ли, читаю ли, глаз вскидывается за путеводною стрелою — к Северу». «А хорошо быть русским, хорошо говорить по-русски, хорошо мыслить по-русски». И в этих словах Рериха — «мыслить по-русски» — по сути и заключён духовный Завет, оставленный нам великим Мастером, который своей самоотверженной Жизнью и светоносным Творчеством начал слагать «России будущей чудную повесть».
Необычно по своей космичности полотно «Ранние звоны. Пасха», которое художник также называл «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат», тем самым указывая ближайшие пути эволюции. Поистине, лишь сердечная любовь к Высшему спасёт человечество! Обратим внимание на следующие слова Рериха: «Снова услышим звон колоколов на Руси, свободный русский народ создаст неслыханное благополучие на свободной Русской земле... Но для этого пусть народ обратит сердце своё к величайшему святителю своей земли Преподобному Сергию Радонежскому... Это будет скоро, скоро...»
Монгольский учёный Жамцарано вдохновенно сказал о Н.К.Рерихе: «Путь прославленных мудрецов, таких как великий Учитель Рерих, подобен пути Бодхисаттвы, он освещает мир подобно лампаде. В наше время бедствий их дела творят безмерное счастье». По словам Н.Д.Спириной, «каждая мысль о большом Духе — это уже духовный Праздник». Порадуемся!
ЛИТЕРАТУРА
1. Аврора. 1985. № 8.
2. Ариаварта. СПб., 1999. № 3.
3. Вестник Ариаварты. М., Нью-Йорк, 2002. № 2 (3).
4. Воспоминания о С.Н.Рерихе. М., 2004.
5. Грани Агни Йоги. XI, XII, XIII.
6. Декоративное искусство (Диалог истории и культуры). М., 1995. № 1 – 2.
7. Знамя Мира. М., 1995.
8. Иванов Вс.Н. Рерих. Художник, мыслитель. Рига, 1992.
9. Искры Света. Вып. 8. Новосибирск, 2005.
10. Искусство Древней Руси. М., 1974.
11. История искусства для детей. Икона. М., 2003.
12. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2002.
13. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Ленинград, 1986.
14. Литературная газета. 1986. № 1.
15. Матерь Лада (Божественное родословие славян. Языческий пантеон). М., 2002.
16. Мифы древних славян. Саратов, 1993.
17. Морозкина Е.Н. Псковская земля. М., 1986.
18. Московская патриархия. М., 1960. № 3.
19. Петербургский Рериховский сборник. СПб., 1998.
20. Петухов Ю.Д. Дорогами Богов. М., 1998.
21. Письма с Гор. Т. 2. Минск, 2000.
22. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003.
23. Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. Т. 4. М., 1999.
24. Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Нью-Йорк, 1929.
25. Рерих Н.К. Восток — Запад. М., 1994.
26. Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига, 1991.
27. Рерих Н.К. Душа народов. М., 1995.
28. Рерих Н.К. Листы дневника: В 3-х томах.
29. Рерих Николай. О Вечном... М., 1991.
30. Рерих Н.К. Письма а Америку (1923–1947). М., 1998.
31. Рерих Н.К. Письмена. М., 1974.
32. Рерих Н.К. Сказки. Ленинград, 1991.
33. Рерих Н.К. Урусвати. М., 1993.
34. Рерих С.Н. Искусство и Жизнь, М., 2004.
35. Рерихи и Россия. Новосибирск, 2000.
36. Рериховский вестник. Январь – декабрь. 1990. Санкт-Петербург – Извара, 1991.
37. Рокотова Н. Основы Буддизма. 1940.
38. Св.Николай Чудотворец. Современные чудеса. М., 2003.
39. Слово о полку Игореве. М., 1954.
40. Спирина Н.Д. Отблески – 1995. Новосибирск, 1996.
41. Спирина Н.Д. Отблески –1996. Екатеринбург, 1997.
42. Учение Живой Этики: «Зов», «Сердце».
43. Фосдик З.Г. Мои Учителя. М., 1998.
44. Эверест. Юго-западная стена. Ленинград, 1984.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.