Мысли на каждый день
Распознать главное и держаться по пути к нему – значит идти к победе.
Мир Огненный, ч.1, 146

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

«ДУХ КРИСТАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ». Образ Н.К.Рериха в письмах Е.И. Рерих

05.11.2005


И.М.СОЛУЯНОВА, г. Омск

 «''Ни одно из чистых проявлений, ни одна из Зорь Единства [Божия] не могла показаться, не возбуждая противодействия и ненависти повсюду. Ведь сказано Богом: как несчастны сии люди! К ним приходит Пророк, и они только смеются над ним''. Люди молят о спасении, а когда оно приходит к ним, они же первые отворачиваются и поносят его. Так было, так есть, будем надеяться, что так не будет»1.

Эти строки, написанные Еленой Ивановной Рерих, можно отнести и к личности Николая Константиновича Рериха. Много ли людей понимало это при его жизни, и многие ли понимают это сейчас? Для того чтобы разглядеть великое, нужно в сознании своём подняться очень высоко, то есть самому стать великим. И не случайно рядом с Николаем Константиновичем рука об руку шла по жизни его жена, единомышленница и вдохновительница Елена Ивановна. Пожалуй, она была единственным человеком, кто в полной мере осознавал всю мощь и величие лично­сти Николая Константиновича. Именно она помогла утвердиться в этом осознании многим своим современникам и продолжает помогать тем, кто живёт сейчас и будет жить много позже.

Первые обращения Елены Ивановны к американским сотрудникам о значении личности Николая Константиновича датированы 1929 годом. Гуру, Посол, Иерарх, Вождь — так в её письмах именуется Николай Константинович.

«...Я беру на себя утверждать имя это, — пишет Елена Ивановна, — ибо знаю, что нет сейчас действия более нужного и неотложного для дел. (...) Ставка велика, и лишь утверждением пройдём. (...) И пусть фигура вашего Г[уру] является в мировом масштабе. Не позволяйте спускать её с этой высоты. Не бойтесь показаться смешными, ибо всегда можете сказать насмешнику: ''Вы смеётесь над собою. Постарайтесь больше знать!''»2

«Ведь если кто-то сейчас не может по разным причинам охва­тить всего размера личности [Николая Константиновича], не значит, что такого мерила и не существует или что через некоторое время многое не станет очевидным. Именно, родные, ничем не смущаясь, с полным знанием и достоинством держите Имя выше высшего. Конечно, не бывало ещё, чтобы большинство современников отдало должное великому человеку. Лишь последующие поколения выдвигали значение его, в то же самое время погрешая в том же отношении к своим современникам»3.

«Всячески укрепляйте имя Николая Константиновича... помня, что это Ваш самый надёжный щит. (...) И если кто-либо скажет Вам, что Вы слишком много говорите и возвеличиваете Николая Константиновича, найдите достойные слова, чтобы прояснить это невежество, ибо, истинно, мы не можем достаточно сказать о всём величии творимого!»4

«Время грозно и будет лишь осложняться, потому следуйте за Иерархом. Если не будут подброшены камешки умаления на опасном переходе через пропасть, он пройдёт и всех и всё проведёт на утверждённый берег. Помните, что всё держится только этим именем Вашего Г[уру]»5.

Письма Елены Ивановны к ближайшим сотрудникам наполнены заботой, сердечностью и материн­ской нежностью. Однако там, где требовалось утверждение имени Николая Константиновича, она была требовательна и даже строга. Но эти строгие нотки продиктованы стремлением помочь осознать значение происходящего, ибо, как писала она, «нельзя идти против утверждённого Самим Вл[адыкой] без саморазрушения»6.

Когда определённые силы в Америке пытались изъять из Пакта Рериха имя его создателя, Елена Ивановна указывала сотрудникам «проявить твёрдость и встать на защиту имени». «...Изъять имя из Пакта — значит лишить его сердца»7. «Без имени не будет успеха»8. «...Имя будет спасением многих и многого, потому нужно так охранять имя, так беречь и уметь сказать пламенные формулы там, где нужно»9.

Елена Ивановна, говоря о личности Николая Константиновича, даёт нам эти пламенные формулы.

«Николай Константинович — великий дух, кристальной чистоты...»10 «Жизнь его есть жизнь, полная самоотречения, он живёт лишь для Великого Служения во благо человечества. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. (...) Терпимость великая — природа его, и, как магнит, притягивает она самых различных людей и группирует их вокруг его имени»11. «Если бы Вы знали всю тяготу его, то, воистину, ужаснулись бы этой ноше непомерной. Но именно в нём горит такая любовь, такая преданность... такое устремление к принесению всего себя на Общее Благо, что он всё принимает с великой готовно­стью и радостью»12.

«Истинно, ''глаз добрый'' полагается им в основу его отношений к людям, в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охва­тить всю Красоту Творчества Жизни и претворять её в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своём»13.

«Мудрость Вел[икого] Учит[еля] есть мудрость его. (...) Если было бы иначе, разве мог бы он быть таким провидцем и преуспевать и противостать таким чудовищным нападениям, предательствам и препятствиям, которые воздвигаются тёмными силами при конце Кали Юги, во время грозно свирепствующего Армагеддона»14.

«Вся беда в том, что мы сами ещё не совсем можем осознать всё грозное величие времени и краткость сроков, всю Мощь тех Сил, которые стоят на дозоре судьбы Планеты и за делами явленными. Также не можем проникнуться величием духа Посла... Посол есть спаситель Мира, и никто другой не может выполнить суждённое. Без принятия и оказания помощи Послу всё будет предоставлено своей тяжкой карме»15.

Елена Ивановна, утверждая имя Николая Константиновича и расширяя горизонты понимания сотрудников, выражает не только свои убеждения, но и приводит высказывания Великого Учителя: «Когда же примут... великое значение имени Рериха как сущее всего построения? (...) Пока Мы утверждаем, что жизнь импульса всех Учреждений есть имя Рериха, значит, нужно понять, как не заглушать жизнь дел! Пусть запомнят, что каждое умаление имени и умалчивание великого имени ведёт к подрыву основания!»16

Несколько ближайших сотрудников не смогли выдержать испытания, и после приобщения к Великому Знанию и многих лет совместной работы они становятся на путь предательства. Пожалуй, это стало самым тяжёлым ударом для Рерихов. Как пишет Елена Ивановна, предатели собрались «захватить в свою собственность» не только вещи, картины, но и «весь культурный план, данный Николаем Константиновичем, и все Учреждения, основанные [им] на общественных началах, все труды сотрудников... все плоды многолетней Центрально-Азиатской экспедиции...»17

Наверное, каждый, кто знаком с этой историей, задавался во­просом: как такое могло произойти, как Рерихи могли приблизить этих людей? Елена Ивановна пишет: «Почему во всех веках и народах гонение было всегда направлено именно против лучших людей? Пусть перечтут биографии великих деятелей, и, может быть, они поймут всю сложность земной жизни, в которой нити света и тьмы так тесно переплетаются, что часто почти невозможно разъединить их без нарушения целости всей ткани»18.

Все эти события не могли не отразиться на самочувствии Николая Константиновича. К этому периоду относятся письма Елены Ивановны, в которых она выражает беспокойство о состоянии его здоровья. «Вчерашний день закончился так тревожно. Вечером у Николая Константиновича был первый сердечный припадок с сильными болями. (...) Да, как Сказано: ''Им так нужно уничтожить Вас и духовно, и телесно''. Мы знаем, что победа суждена, что Щит над нами...»19

«Только полный невежда не может представить себе, что значит явиться свидетелем разрушения и уничтожения своего долголетнего творчества! Именно уничтожения, ибо кто станет на защиту этих произведений искусства, которые, когда наступит срок, будут разыскиваться и рассматриваться как сокровище страны и всего человечества»20.

Несмотря на все тёмные ухищрения, культурное строительство не останавливалось ни на день. Елена Ивановна собирала каждую весточку с упоминанием о деятельности и творчестве Николая Константиновича, видя в этом добрые знаки. Нужно отметить, что она придавала огромное значение тому, чтобы в средствах массовой информации как можно шире освещалась деятельность и творчество Рериха.

«Вчера получили сведения из советской газеты ''Правда'', что в конце сентября в Петрограде, в Русском музее... состоялось открытие зала, посвящённого произведениям Н.К.Рериха. Известие это очень знаменательно. На днях вышла биография ''Рерих Художник и Мыслитель'', написанная Bсев[олодом] Ивановым... Сам автор уже на родине. Оттуда много самых прекрасных знаков»21.

«Также из самых неожиданных мест, от неизвестных нам людей получили приветствия с выражением надежды увидеть Николая Константиновича во главе культурного водительства»22.

«Сколько людей зажигаются идеями Николая Константиновича! Сколько разных групп собираются во­круг этого имени, и ведь это только начало!»23

«По натуре своей он великий Собиратель и Строи­тель. Ведь до войны не было ни одного крупного культурного начинания, где бы он не был избран Председателем. Ибо живы были формулы: ''Рерих найдёт выход из каждого положения'', ''Рерих видит на семь концов'', ''С Рерихом удача''. Да и как же может быть иначе, когда за ним стоит вся Лестница Иакова24

«Рерих не только благой провозвестник, призывающий к чистоте мышления, воздержанию и всепрощению, каким некоторые хотели бы его видеть, но он истинный вождь и действенный строитель, ибо он знает жизненную битву и закаляет сотрудников к принятию этого боя. Он не непротивленец, но поражатель всего тёмного и невежественного. Иногда кажется, что источники его мудрости и предвидения неисчерпаемы, и близкие ему люди могут подтвердить, как он задолго указывал на события, сейчас уже совершившиеся на наших глазах, и на то направление, которое человечество должно будет принять, если не хочет погибнуть в создавшемся смятении. Основным условием к этому спасению является его призыв к объединению всего культурного мира, к воспитанию нового сознания среди молодёжи, сознанию великого значения и приложения творческой мысли и широкого сотрудничества, утверждённого понятием великого Культа Ура»25.

«Вы знаете, какие чудесные эпитеты сопровождают его имя. Вспомним то количество обществ его имени, которые распро­странены по всему Миру. Разве всё это не свидетельствует о Личности? (...) Укажите на его многолетнюю деятельность как директора Школы Поощрения Художеств, находившейся под непосредственным покровительством Государя Имп[ератора] и всей Имп[ераторской] семьи и имевшей более двух тысяч учеников. Процветание этой исключительной Школы, имевшей пять отделений и свой Музей, доказывает организаторский талант её водителя»26.

«...В Бельгии на Международной выставке Николаю Константиновичу бы­ла присуждена золотая медаль. Затем в Италии тоже на Международной выставке он получил высший диплом «Ор Конкур». (...) ...В Швеции на Международной выставке в Мальмё Николаю Константиновичу был отведён отдельный зал и пожалован орден Командора Северной Звезды первой степени»27.

Говоря о творчестве Николая Константиновича, Елена Ивановна учила видеть и понимать его во всей глубине. И там, где человечеству потребовались бы многие годы, чтобы осознать значение полотен Рериха и сформулировать основную концепцию его искусства как искусства будущего, Елена Ивановна, со свойственной ей чёткостью определений, расставляла вехи, по которым можно отличить истинное искусство от мнимого. Творчество и искусство Николая Константиновича она понимала глубже всех его современников, и это не случайно, ведь многие сюжеты его картин были подсказаны ею самой.

«...Грядущая великая эпоха, — писала Елена Ивановна, — должна дать и новое искусство. Это новое искусство уже явлено в творениях Николая Константиновича...»28

«...В искусстве его я прежде всего люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний, при не­обычной мощи и глубине тонов. Каждая картина — прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя»29.

«...Не меньше внимания заслуживает совершенно исклю­чительный дар Николая Константиновича в композиции, явля­ющийся, между прочим, даром редчайшим. (...) ...Каждое произведение Николая Константиновича поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, и эта гармоничность и даёт основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, всё так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Произведения Николая Константиновича дороги мне и красотою мысли, выраженной им в таких величественных, но простых и порой глубоко трогательных образах.

Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остаётся именно неисчерпа­емость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та лёгкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нём, и редко, когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Истинно, наблюдая за процессом этого творчества, не знаешь, чему больше удивляться — красоте ли произведения или же виртуозности выполнения его»30.

«...Каждое произведение [Н.К.Рериха] несёт на се­бе наслоение такой чистой и возвышенной мысли и ау­ры его создателя, насыщая особым светом, особо радостными вибрациями всю атмосферу помещения, где они висят... и дальше»31.

«Ведь сказано Владыкою, что прекрасные картины его имеют дар целительный. Имеются у нас письма от многих, имеющих картины Николая Константиновича, которые во время болезни вешали любимые картины перед постелью своею, чтобы всегда видеть их, и такие лица получали облегчение. И уже некоторые доктора просили Николая Константиновича одолжить им картины для их санаторий и больниц, понимая их благотворное психическое воздействие на нервную систему больных. Одна молоденькая девушка, страдавшая ужасными болями в области лёгких, со всеми признаками чахотки, была исцелена после посещения музея и беседы с Николаем Константиновичем. Таких случаев у нас немало. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый...»32

Ещё при жизни Н.К.Рериха у многих людей возникал во­прос: какую веру он исповедует? Елена Ивановна писала: «...Николай Константинович противник всяких ''культов'', ибо в каждом культе есть нечто уже установившееся и неподвижное, порождающее фанатизм, качество, приближающее человека к звериному обличью. Мы сторонники проявления жизни во всей её широте и развитии и никогда не будем насаждать никаких ограниченных культов, за исключением свободного почитания Великого, Не­ограниченного Знания. (...)

Потому Николай Константинович не может быть ни христианином, ни буддистом, но одинаково почитает основы Великих Учителей. Как хорошо сказал про него митрополит Евлогий в Париже, когда его кто-то спросил — христианин ли Николай Константинович? Старец ответил: ''Я не знаю, насколько Николай Константинович православный христианин, но одно знаю, что Николай Константинович — последователь Христа''»33.

Волнующие и трогательные строки писем Елены Ивановны посвящены уходу Николая Константиновича.

«Наш Светлый, Любимый ушёл, как жил, — просто, красиво и величаво. Мир, истинно, осиротел с уходом этого прекрасного Духа! (...) Он ушёл на зов В[еликого] Вл[адыки] в три часа утра во сне, в самый торжественный день по индусскому календарю — в день рождения Шивы! За неделю до смерти он видел Преподобного Сергия...»34

«Индия признала Его своим неотъемлемым духовным Гуру. Все наиболее выдающиеся писатели, творцы и критики высказались единогласно, что Он величайший художник своего времени и таким останется, ибо, помимо совершенства художественного мастерства, Его творения несут человечеству духовный Message [весть], облечённый во всей неотразимости новой Красоты. Духовный аспект всего Его творчества неизгладимо запечатлелся в сознании лучших деятелей и мыслителей этой страны»35.

«Наш Светлый и Любимый будет жить в памяти народа. Просветлённые сознания поймут, какой великий Дух ходил по Земле среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Эликсир Жизни. (...) Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира»36.

«Он вернётся в лучшее время, на очищенную ниву и закончит свой посев и служение своей стране и всему человечеству. Но утрата такого вождя истинно незаменима и отложит продвижение человечества на новое столетие. (...)

Столько людей написали мне самые сердечные и трогательные письма, выражая своё глубокое горе, своё сиротство с уходом нашего Светлого...»37

«Передо мной лежит письмо с приведённой в нём формулой известного писателя Метерлинка: ''Россия была бы спасена, если бы проф[ессор] Рерих стал её Вождём''»38.

«Все так высоко оценивают искусство Николая Константиновича, подчёркивая мировое значение его разнообразной деятельности и влияние его не только на современные умы, но, главным образом, на будущие поколения»39.

Время не властно над вечными формулами. И то, что было сказано Еленой Ивановной несколько десятилетий назад, не утра­тило своей актуальности и в наши дни.

Утверждая имя Николая Константиновича Рериха «выше высшего», мы выполняем завет Великих Учителей. И разве не актуально звучат сейчас строки, написанные Е.И.Рерих: «Ведь ни­что не ушло! Все данные Знаки Великого Доверия остались, и были, и будут свято хранимы.

Подумайте, родные, сколько творчества, строительства перед нами! Нужно всё донести, всё собрать, заложить основы новой науки, построить Город Знания и водрузить Знамя Мира — Знамя Сил Света!»40

«Помните во всех делах и встречах Ваших Завет, оставленный Николаем Константиновичем: ''терпимость, великодушие и устремление в будущее''.

Шлю Вам мысли светлые, мысли подвига Служения, мысли о Великом Светлом Будущем»41.

«Мужественно будем продолжать его работу, мужественно примем эту ношу и понесём её до назначенного берега и срока»42.


1 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. С. 94. 13.12.1933.
2 Е.И.Рерих. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 237. 21.08.1931.
3 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 4. М., 1999. С. 186. 23.08.1937.
4 Е.И.Рерих. Письма. Т. 1. С. 135. 07.01.1931.
5 Там же. С. 235. 21.08.1931.
6 Е.И.Рерих. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 401. 04.10.1934.
7 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 2. М., 1996. С. 293. 26.09.1934.
8 Е.И.Рерих. Письма. Т. 2. С. 383. 19.09.1934.
9 Там же. С. 204. 04.07.1934.
10 Там же. С. 32. 17.02.1934.
11 Е.И.Рерих. Письма. Т. 2. С. 32. 17.02.1934.
12 Там же. С. 137. 02.06.1934.
13 Е.И.Рерих. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 311. 11.06.1935.
14 Е.И.Рерих. Письма. Т. 2. С. 33. 17.02.1934.
15 Там же. С. 108 – 109. 16.05.1934.
16 Е.И.Рерих. Письма. Т. 1. С. 241. 28.08.1931.
17 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 2. С. 135. 04.12.1937.
18 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 4. С. 210. 13.08.1938.
19 Там же. С. 130. 10.12.1935.
20 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 2. С. 246. 03.09.1938.
21 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 2. С. 108. 08.10.1937.
22 Там же. С. 115. 20.10.1937.
23 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 4. С. 202. 21.06.1938.
24 Е.И.Рерих. Письма. Т. 2. С. 356. 08.09.1934.
25 Е.И.Рерих. Письма. Т. 1. С. 269. 09.11.1931.
26 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 2. С. 237. 07.05.1938.
27 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 4. С. 120. 17.09.1935.
28 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 2. С. 306. 09.04.1940.
29 Е.И.Рерих. Письма. Т. 1. С. 397. 19.06.1933.
30 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 1992. С. 173. 19.06.1933.
31 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 4. С. 419. 01.11.1949.
32 Е.И.Рерих. Письма. Т. 1. С. 397. 19.06.1933.
33 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 4. С. 312. 12.06.1947.
34 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. С. 5 – 6. 13.01.1948.
35 Там же. С. 70. 19.08.1948.
36 Там же. С. 17. 23.02.1948.
37 Там же. С. 7. 13.01.1948.
38 Е.И.Рерих. Письма. Т. 2. С. 145. 02.06.1934.
39 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 3. С. 16. 23.02.1948.
40 Там же. С. 56. 25.07.1948.
41 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 145. 02.06.1934.
42 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 3. С. 7. 13.01.1948.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.