Мысли на каждый день
Трудно понять, зачем люди, служа одной цели, умаляют друг друга… Но умаление взаимное представляет один из самых постыдных грехов.
Мир Огненный, ч 1, 415

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

История коммуны "Майское Утро". Часть 3. О книге А.М. Топорова «Крестьяне о писателях»

16.06.2015


Продолжение серии публикаций. Ранее:
1 часть. Коммуна, ставшая легендой
2 часть. Адриан Топоров в русской культуре

Игорь Топоров
Первый и единственный в мире...
К юбилею книги А.М. Топорова «Крестьяне о писателях»


Адриан Митрофанович Топоров.
Рисунок С.П. Титова, воспитанника "Майского утра",
отца "космонавта-2"
.


Обложка книги "Крестьяне о писателях"
1930 года



Встреча Игоря Германовича Топорова
с учениками школы №22, г. Николаев, 2006


В 2015 году исполняется 85 лет со дня выхода в свет уникальной книги «Крестьяне о писателях». Учитель Адриан Топоров (1891-1984) в коммуне «Майское утро», что находилась неподалеку от Барнаула, с 1920 по 1932 годы ежедневно проводил с малограмотными или неграмотными вовсе крестьянами чтение мировой и отечественной художественной литературы. Сумел убедить неразговорчивых в обыденной жизни сибирских кержаков высказаться по каждому из произведений.

А диапазон услышанного коммунарами в мастерском артистическом исполнении А.М. Топорова был поразительным. Это сотни книг: от «Орлеанской девы» Шиллера и пьес Гамсуна - до Зощенко и Демьяна Бедного, от античных поэтов - до Блока и Пастернака, от Толстого и Достоевского - до Зазубрина и Серафимовича...

Атмосферу тех читок прекрасно иллюстрируют слова самого Адриана Митрофановича: «Как сейчас помню, читал я со сцены Пушкина, видел замерший зал, ощущал сотни воткнутых в меня глаз, и от этого в душе было сияние и лёгкий взлёт».

Крестьянская критика была честной и непредвзятой. Крепко досталось от них Есенину за цикл стихотворений «Москва кабацкая», Пастернаку за роман «Спекторский». Даже Л.Н. Толстого не пощадили после прочтения «Хозяина и работника».

Каждому произведению одного и того же автора коммунары воздавали должное по заслугам. За «Растратчиков» Катаев получил от них высшую похвалу, а за «Бездельника Эдуарда» - крепкую ругань. Не понравился как-то коммуне писатель Пришвин. Ему вынесли суровый приговор. Когда крестьянам указали, что сам Максим Горький хвалит этого автора, они ответили: «Ну, пущай ему Пришвин нравится. А вот нам сам Горький нравится, а Пришвин - нет».

Высказывания коммунаров об услышанном так поразили Топорова, что он стал стенографически записывать их. В 1927 году началась публикация этих заметок с его пояснениями в бийской газете «Звезда Алтая» и в популярном журнале «Сибирские огни». В 1930 году А.М. Топоров выступил в Москве с отдельной книгой «Крестьяне о писателях», которая получила восторженные отзывы известных писателей (А.М. Горький, В.В. Вересаев, А.В. Луначарский, Н.А Рубакин, чуть позже А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, В.А. Сухомлинский и др.) и злобную критику - от окололитературных деятелей. Вокруг нее шли ожесточенные споры, что и понятно, ибо на страницах «Крестьян», к примеру, «черным по белому» утверждалось, что Гомер или граф Л.Н. Толстой по языку своему ближе крестьянам, чем все советские авторы вместе взятые.

Как следствие, в 1937 году А.М. Топоров был незаконно репрессирован и до 1943 года отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа, а сама книга на суде над ним фигурировала среди вещественных доказательств вины автора. В публикации второго и третьего томов «Крестьян» Топорову было отказано Госиздатом, а их рукопись уничтожена. Позднее книга была включена Главлитом в «Аннотированные списки политически вредных книг, подлежащих изъятию из библиотек и книготорговой сети» (Аннотир. список № 10.М., 1951. Возвр.: Приказ № 197. 13.02.1958) по следующим причинам: «Книга засорена положительными упоминаниями врагов народа: Аросева, Пильняка, Кольцова. На с. 264—266 приведены положительные отзывы об Орешине и его творчестве».

Интерес к этому произведению со стороны общественности и читающей публики возобновился после реабилитации автора (1958) и космического полета Г.С. Титова (1961), который называл А.М. Топорова своим «духовным дедом» (родители космонавта были учениками и близкими друзьями писателя в коммуне «Майское утро»).

Но и тогда за нестандартность и ершистый характер власти и собратья по перу не жаловали автора «Крестьян»: орденами и лауреатскими званиями не награждали. а в члены Союза писателей СССР приняли только лишь в возрасте 88 лет(!!).

Тем не менее, книга «Крестьяне о писателях» в дальнейшем выдержала ещё 4 издания, а несколько лет назад в Государственном архиве Николаевской области на Украине были обнаружены ранее не опубликованные записи с обсуждением коммунарами произведений М.М. Зощенко, В.Я. Шишкова, С.А. Есенина, А.Л. Курса. Частично они были напечатаны в журналах «Барнаул» (2009), «Братина» (2011) и «Звезда» (2013), «Сибирские огни» (2014).

Книга нашла своих почитателей и далеко за пределами страны - в США, Австралии, Швейцарии, Польше и т.д. Ее и поныне бережно хранят тысячи библиотек по всему свету - от Николаева, Белгорода и Барнаула - до московской «Ленинки» и Библиотеки Конгресса (The Library of Congress) в столице США Вашингтоне. «Крестьянам» посвящена статья в электронной энциклопедии «Википедия». Их вспоминают и активно обсуждают в «толстых» литературных журналах, на научных конференциях, чтениях, в студенческих и школьных аудиториях.

Нынешний юбилей книги «Крестьяне о писателях» - прекрасный повод вновь и вновь поговорить о роли печатного слова в обществе в наше непростое время и вспомнить до сих пор остающийся единственным в мире культурологический опыт «последнего рыцаря культуры ХХ века», как часто называли А.М. Топорова его современники.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ
О КНИГЕ А.М. ТОПОРОВА «КРЕСТЬЯНЕ О ПИСАТЕЛЯХ»

АГРАНОВСКИЙ А.Д., литератор и журналист

Я в пяти тысячах километров от Москвы, в глухом сибирском хуторе, и вдруг такой сюрприз! Четырнадцатилетняя дочь ночного сторожа коммуны «Майское утро» знает обоих великих Генрихов… Даже семидесятилетний старик правильно выговорил имя Ибсена.

Белинские в лаптях!

Невероятно, но факт. В сибирской глуши есть хуторок, жители которого прочли огромную часть иностранной и русской классической и новейшей литературы. Не только прочли, а имеют о каждой книге суждение, разбираются в литературных направлениях, зло ругают одних авторов, одни книги, отметая их, как ненужный вредный сор, и горячо хвалят и превозносят других авторов, словом, являются не только активными читателями, но строгими критиками и ценителями.

Он оказался сильнее десятков бюрократов, головотяпов, он победил их, и коммуна «Майское утро» входит в первую фалангу бойцов на социалистическом культурном фронте!

Давайте же запомним имя учителя: Адриан Митрофанович Т О П О Р О В.1

ВЕРЕСАЕВ В.В., писатель

Дело небывалое и любопытное. Я, по крайней мере, не знаю подобного эксперимента во всей русской и зарубежной литературе… Непременно продолжайте. Это настоящий нелицеприятный суд над нашим братом.

Весьма, весьма оригинально! И как сильно говорят! Вот уж доподлинно: проглоти перо – так не скажешь!2

ГОРЬКИЙ А.М., писатель, общественный деятель

Пошлите мне Вашу книгу «Два мира»; интереснейшую беседу слушателей о ней я читал, захлебываясь от удовольствия.3

Эта книга была прочитана в Сибири перед собраниями рабочих и крестьян. Суждения, собранные о ней, стенографически записаны и были опубликованы в журнале «Сибирские огни». Это весьма ценные суждения, это подлинный «глас народа».4

ЗАЗУБРИН В.Я., писатель, общественный деятель

Только на праздниках смог как следует посмотреть Вашу работу. Конечно, она необычайно ценна. Читал я ее, как самую увлекательную повесть или роман. Мы ее поместим в двух номерах «Сиб[ирских] огн[ей]». В №6 и 1-м. Сокращать отрицательные отзывы мы не будем. Оценки крестьян имеют настолько большое общественное значение, насколько они порой глубоки, метки и мудры, что никакая редакторская рука на них не поднимется.5

ЗАЛЫГИН С.П., писатель, общественный деятель

Это удивительная книга. Держишь ее в руках, как драгоценность, как кладезь человеческих ценностей, как памятник. Вся ее история – совершенно реальные факты и приметы нашей жизни, переплелись здесь так, словно кто-то задался целью удивить и поразить вас...

Да, эта книга – явление в советской литературе. Уже не те крестьяне в Сибири, на родине космонавта, не те у них суждения о литературе, что были в двадцатых годах, - а книга о них не только не умирает, а обновляется, родится вновь.6

ИСАКОВСКИЙ М.В., поэт

Спасибо Вам большое за присылку Вашей книги «Крестьяне о писателях»… Книгу Вашу я знаю давно… Не буду Вам говорить насколько интересна и полезна Ваша книга, насколько велика та работа, которую Вы вели в «Майском утре», - не буду говорить обо всём этом по той простой причине, что тут много хорошего уже было сказано, и я лишь могу присоединиться к сказанному. Конечно, очень жаль, что никто не продолжает работы, начатой Вами… Продолжать то, что Вы начали, продолжать пусть в несколько иной форме, но все же продолжать, - по-моему, совершенно необходимо. И я надеюсь, что продолжатели найдутся…7

КОРНИЕНКО Н.В., литературовед, член-корреспондент РАН

Сокрушительный удар по идеологии «писательско-читательской смычки» и наркомпросовских каталогов был нанесен читателями – героями уникальной книги А.М. Топорова «Крестьяне о писателях», статьи из которой публиковались с 1927 года на страницах журнала «Сибирские огни». Крестьяне коммуны «Майское утро» не ведали о том, что можно им, отнесенным к категории «малосознательных» читателей, читать, и прочли и обсудили («разобрали»): из русской классики ХIХ века – Толстого, Тургенева, Лескова, Гоголя, Щедрина, Пушкина, Чехова, Островского, Лермонтова, Писемского, Помяловского; из русской литературы начала века – Бунина, Андреева, Блока, Чирикова, Короленко, Горького; из зарубежной литературы – Мольера, Ибсена, Гюго, Гауптмана, Мопассана, Метерлинка; из современной литературы – Есенина, Бабеля, Катаева, Сейфуллину, Бедного, Безыменского, Вс. Иванова, Новикова-Прибоя, Леонова, Уткина.

Развернувшая в 1928 – 1929 годах тотальная критика книги А.М. Топорова «Крестьяне о писателях» свидетельствовала о том, что массовый читатель был оценен по достоинству как один из реальных участников литературного процесса. «По достоинству» была оценена в 1929 году и «топоровщина» – как одно из неподконтрольных явлений, сформировавшихся в традициях народничества и просветительства [1]900-х годов.8

ЛУНАЧАРСКИЙ А.В., писатель, публицист, общественный деятель

Когда, например, известный учитель Топоров производит свои интересные эксперименты с крестьянской аудиторией, мы часто удивляемся правильности и глубине суждений крестьян и многое должны принять во внимание при этом.9

НОВИКОВ-ПРИБОЙ А.С., писатель

А дело ваше новое и очень любопытное. Мужики – толковый народ! Знаю. Они не стесняются в критике. Садят, как обухом! И толк в их речах бывает большой.10

ПЕРМИТИН Е.Н., писатель, общественный деятель

Вчера на книжном базаре встретил и купил Вашу книгу «Крестьяне о писателях» - книгу прочел в ночь. Прекрасная, нужная книга. Полезная писателю, присяжным критикам и огромной армии культработников, работающих в деревне с книгой.

Вашу работу в коммуне «Майское утро», Вашу книгу «Крестьяне о писателях» - я считал и считаю замечательными и, пожалуй, беспримерными в истории мировой лит[ерату]ры. Не подумайте, что это «земляческое» префувеличение.… Народ – лучший и справедливейший критик. Вы это блестяще доказали в своей книге «Крестьяне о писателях». Экз[емпляр] этой книги я переплел и бережно храню и всегда с наслаждением перечитываю ее: языковые россыпи там богатейшие.11

РУБАКИН Н.А., писатель, ученый-библиограф

Ваша замечательная книга особенно ценна ее внутренней честностью. Потому она и особенно поучительна. Она откроет глаза многим и многим на настоящую роль и значение и на социальное назначение литературы.

С каждой страницы Вашей книги так и прет, так и сияет Ваша любовь к человеку, к читателю, да и их любовь и доверие к Вам просто-таки очаровывают.12

СУХОМЛИНСКИЙ В.А., педагог, писатель

Я хорошо помню книгу А.М. Топорова еще по довоенному изданию. Всё, о чем он рассказал в своей книге и что делал в своем селе, всегда казалось мне изумительным, необычным… Когда читаешь высказывания крестьян о величайших художниках, чувствуется прикосновение к правде, к жизни… Настоящая сельская школа всегда была и есть очагом мысли, культуры. Учитель никогда не может ограничиваться уроком. Подлинный педагог является искрой, зажигающей в человеческих сердцах любовь к прекрасному.13

ФИЛЬБЕРТ В.А., поэт, художник (г. Владимир)

Баллада о Топорове

Алтайские степи,
Целинные степи…
Подвеска хрустальная
Гаснет и светит.
Коммуна не спит.
Собрались к огоньку.
Свет
Выхватил лица
Со лба
И до скул;
Свет
Руки тяжелые
Выбрал из тьмы…
Учитель читает.
И внемлют умы.
Свинцовые годы.
Деникин, Шкуро…
Взводился и щелкал
В атаках
Курок.
Враги предавали, клянясь и любя…
Правдивая книга
В гостях
У тебя!14


1 Аграновский А.Д. Генрих Гейне и Глафира // Известия ЦИК, 07.11.1928. — № 260.

2 Топоров А.М. Воспоминания. — Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1970.— С. 83

3 Архив А.М. Горького. Т. Х. Кн. 2. — М.: Наука, 1965. — С. 350.

4 Архив А.М. Горького. Т. Х. Кн. 2. — М.: Наука, 1965. — С. 363.

5 Топоров А.М. Крестьяне о писателях. — Новосибирск : Книжное издательство, 1963. — С. 244.

6 Залыгин С.П. Второе рождение необыкновенной книги // Известия, 07.03.1964. — № 57.

7 Топоров И. Г. Два творца // Простор, 2013. - №7. - С. 130-131.

8 Корниенко Н.В. Массовый читатель 20-30-х годов // Москва, 1999. — № 6. — С. 171

9 Луначарский А.В. Письма об искусстве // Стройка, 1930. - №15.

10 Топоров А.М. Воспоминания. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1970. - С. 80.

11 Топоров А.М. Крестьяне о писателях. — Новосибирск : Книжное издательство, 1963. — С. 250-251.

12 Топоров А.М. Крестьяне о писателях. — Новосибирск : Книжное издательство, 1963. — С. 252.

13 Мирошниченко Е.Г. Крестьяне о писателях. Слово и книга Адриана Топорова / Мирошниченко Е. // Я зачем-то съездил в Николаев / Николаев: Аванта, Возможности Киммерии, 2001. — С. 135.

14 Топоров А. М. Крестьяне о писателях. — 2-е изд., доп.и перераб. — Новосибирск : Книжное издательство, 1963. — С. 14-15.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.