«…Вредно …покрытие сердца рассудком! …Спор сердца с рассудком является печальною страницею человечества!
(«Сердце», п. 486)«…Лишь просветленное сердце, или разум, озаренный светом сердца, может явиться надежным путеводителем»
(Письмо Е.И. Рерих от 17.05.1937 г.)«Ныне наступает Эпоха Сердца, и сердце поведет человека через дебри рассудочных построений».
(«Грани Агни Йоги» 1955 г., п. 340)
Учение Живой Этики говорит о важной и необходимой роли интеллекта в эволюции человека. Е.И. Рерих утверждала: «Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, – великая Мощь в Космосе»[1]. И наша планета Земля в силу специфики её строения даёт особые возможности его развития. Вместе с тем, однобокое и избыточное развитие интеллекта, когда он не уравновешен и не руководим духовным сердцем, – содержит неизбежные опасности.
Порой, встречается антагонистическое противопоставление интеллекта сердцу. Оно ведет к умалению, пренебрежению интеллектом, что не продуктивно и не соответствует позиции Авторов Учения. Сначала покажем значимость разума в эволюции человека.
Эволюционный момент. На заре появления самосознания человека развивающийся интеллект объективно играл необходимую и весьма позитивную роль. С этого времени человек стал обладать свободой воли, и на основе своего внутреннего выбора мог самостоятельно познавать и действовать. Это привело к необходимой индивидуализации человека, выделение его из группового и неосознанного существования. Он стал себя самоосознавать, собирать свой жизненный опыт, накапливать собственные знания. «Интеллект проявляется при осознании своей обособленности от всего существующего и окружающего», – пишет Е.И. Рерих. Однако далее она подчёркивает: «Такое осознание обособленности развивается позднее в страстный эгоизм ...Человек становится подчиненным своему эгоизму, и только проснувшаяся любовь к Высшему Идеалу может спасти его от разложения, именно Любовь к Прогрессу, к Красоте Высшей определенно способствует возвышению духа… и тогда интеллект… преображается в Высший Разум»[2]. В перспективе своей эволюции сознательно мыслящий человек достигает глубины, синтетичности мышления и становится генератором светлых, одухотворённых и прекрасных мыслей. «Потому мыслящий человек, – утверждает Е.И. Рерих, – озаренный светом духовности, и назван венцом Мироздания и Творцом. Лишь дух, прошедший бесчисленные формы и существования, может накопить тот опыт, ту основу чувств и воображения, без которых нет ни распознавания, ни мысли, ни творчества. Так разумение, озаренное духовностью, есть, истинно, дар Божий»[3].
Цивилизационный момент. Всеми достижениями человеческой цивилизации и науки мы обязаны деятельности интеллекта. Везде, где требуются исследования, вычисления, анализ, логические рассуждения, рациональное мышление, – интеллект необходим. Мы постоянно пользуемся огромным и разнообразным числом приборов и аппаратов, которые облегчают и улучшают нашу повседневную жизнь. Благодаря научно-техническому прогрессу человек активно осваивает космическое пространство, атомную энергетику, успешно борется со многими заболеваниями и т.д. И нет смысла эти достижения оспаривать. Однако остаётся большим вопросом – стала ли наша жизнь безопаснее, добрее и счастливее?
В настоящее время ученые спорят, какая из глобальных угроз человечества может явиться преобладающей в вероятном сценарии гибели человечества и даже планеты. Авторы Учения Живой Этики видят главными причинами этого в преобладании рассудка и недостатке духовности современного человечества. В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Каждое новое открытие, полезное людям, обращается во зло и на разрушение, каждое доброе начинание оборачивается обратной стороной. Казалось бы, заводы и фабрики должны служить человеку, но вредоносные отходы отравляют огромные реки и водоемы. И химия – хорошая и нужная часть науки, но неразумное ее применение смертоносно отражается на живых организмах. Меры защиты оказываются неэффективными. Эрозия почв есть результат варварского отношения к защитному растительному покрову Земли. Планете угрожает вырождение. Ежедневно на газетную бумагу хищнически уничтожается огромное количество деревьев. Роль лесов для жизни планеты сегодня известна всем, но мало кто встает на их защиту и сохранение. Поразительно неразумие человеческое, и нет ему предела. Мы Предупреждаем людей и Призываем образумиться, пока еще не поздно»[4]. Эти слова были написаны Борисом Николаевичем полвека назад, в 1967 году, но актуальность их только возрастает.
В Учении Жизни так много сказано о вреде односторонне развитого интеллекта. Однако некоторые последователи Учения, ощущая в себе соответствующие способности, порой чрезмерно увлекаются интеллектуальными упражнениями и своей эрудицией, тем самым культивируя в себе рассудочность зачастую в ущерб утончённости. Поэтому в своём кратком выступлении мне видится важным обратить внимание на отрицательные стороны интеллекта.
В анализе негативного влияния одностороннее развитого интеллекта можно выделить познавательный, этический, экологический, ценностный аспекты. Мы коснемся, прежде всего, познавательного и этического аспектов.
Согласно Учению Живой Этики, человек многомерен. Его структуру можно представить состоящей из иерархически соподчинённых принципов (начал). Так, можно выделить троичную структуру (тело, душа, дух) и более сложную – семеричную. В этой структуре Духовное начало соответствует 7 принципу, Сердце – 6-тому, а Разум – 5 принципу. Можно выделить 3 ступени разума человека по их верховенству: см. Таблицу.
Порядок по верховенству |
Наименование принципов (Живая Этика / Теософия) |
Источник |
Общая характеристика | Характеристика познавательных свойств | Характеристика нравственных свойств |
7 | Дух, Духовное начало (Атма) |
Высшее «Я» (индивидуальность). Бессмертно. |
|||
6 |
Сердце (Буддхи) |
Высшее «Я» (индивидуальность). Бессмертно (проходит цикл перевоплощений в земных личностях). |
Связь с Духовным началом, Высшим Миром и Духовным Учителем. Направленность к расширению, утончению и одухотворению сознания Созвучие с космическими законами, глубокое постижение и овладение ими. Просвещённость высшими ценностями. |
Чувствознание, духоразумение. Способности: - оперировать внутренним, духовных знанием, - понимать целостную сущность явлений, - постигать причины событий и предвидеть (предчувствовать) будущее, - синтетичность мышления, - вмещать противоположения, - «знание направления эволюции, знание будущего». |
Источник и средоточие духовно-нравственных и духовно-волевых качеств. Одухотворённость. Направленность к объединению, любви, помощи живому. Оперирование глубокими идеями, действие на принципах высокой этики, Красоты и Общего Блага. Задают смысл и ценности жизни. |
5 (5.3) |
Духовный Разум (Буддхи Манас) |
||||
5 (5.2) |
Интеллект (Кама Манас) |
Низшее «я» (личность). Смертно. |
Рационализм, абстрактное мышление, невысокий уровень синтеза, аналитичность, изобретательность, определённая дальновидность. |
Оперирование известными внешними фактами, опытом и суждениями, которые собраны на базе ограниченного восприятия 5-тью органами чувств явлений видимого физического мира и обработаны логическим, рациональным мышлением. Это часто приводит к ограниченности, схематизму, догматизму и предрассудкам. Нахождение противоречия и антагонизма там, где их нет. |
Направленность к: - рассудительности, - практичности, - эгоизму, - высокомерию, гордыни, - тщеславию, - корысти, - равнодушию к другому, - нетерпимости, - безответственности и др. |
5 (5.1) |
Рассудок (Кама Манас) |
Низшее «я», (личность). Смертно. |
Практичность, способность расчленять объекты на составляющие, расчетливость, житейское мышление, направленность на собственную пользу и выгоду |
Охарактеризуем негативные черты и свойства, присущие рассудку и интеллекту:
1) Направленность на индивидуализацию, что является причиной обособления, разъединения человека (“я” от “не я”). При этом, «себя» и «своё» отчуждается от всего остального. В итоге это ведёт к эгоизму, гордыне, тщеславию, равнодушию, нетерпимости, враждебности и т.д.
2) Интеллект обладает способностью оперировать идеями и абстрактными понятиями, невысоким уровнем синтеза, изобретательностью, аналитичностью, определённой дальновидностью.
3) Рассудок склонен расчленять, раздроблять целостные объекты на составные части, противопоставлять их. Как правило, он усматривает противоречия и антагонизм там, где их нет. Это, скорее, житейское, расчетливое мышление, отличающееся конкретностью и ориентированное на практическую пользу, извлечение выгоды, зачастую – не считаясь с интересами других. Но рассудок не задает целей, не оперирует идеями, не способен на нравственное осмысление.
4) Интеллект и рассудок оперируют известными внешними фактами, опытом и суждениями, которые собраны на базе ограниченного восприятия пятью органами чувств явлений видимого физического мира. Это часто приводит к схематизму, догматизму, предрассудкам, что сопровождается самоуверенностью и гордыней.
5) Интеллект и рассудок действуют путем логического анализа и экспериментального изучения окружающей действительности, но это явно недостаточно для познания многомерного бытия и многомерной природы человека. Отрицается новое, вне-экспериментальное, метафизическое знание.
Таким образом, в познавательной сфере это часто приводит отрицанию нового, вне-экспериментального, метафизического знания, к схематизму, догматизму, предрассудкам и т.д.
А в нравственной сфере это ведёт к эгоизму, высокомерию, гордыне, тщеславию, корысти, равнодушию к другому, нетерпимости, враждебности, безответственности и др.
Как заключение подытожим, что часто интеллект вмешивается и направляет сознание по ложному пути вопреки тонкому голосу духовного сердца. Сосредотачиваясь на узко личном и ограниченном, интеллект ставит себя превыше всего, отрываясь от духовного начала, загромождая его тонкие вибрации.
Стоит подчеркнуть, какого бы объёма не было знание интеллектуала, по сравнению с беспредельным познанием любое конечное знание будет малым. Такой человек зачастую добровольно закрывает для себя возможности углубленного многогранного познавания. Поэтому малое знание оказывается зачастую хуже незнания. В этом контексте в «Гранях Агни Йоги» утверждается: «Земная мудрость есть вражда против Господа»[5], т.е. Высшего знания.
Более высокие начала в человеке, во многом противостоящие интеллекту и рассудку, – это Духовный разум и Сердце. Они очень близки в плане своей синтетичности и непосредственной близости к Духу. И далее мы будем преимущественно говорить о сердце, поскольку именно о нём в основном идёт речь в Учении. «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце, – сказано в Живой Этике, –…Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить. Не отнимая извилистый путь мозга, разве можем умолчать о прямейшем достижении сердца»[6].
Сердце здесь – это не физиологический орган, а источник высших аспектов сознания человека. Оно являет «благую чашу» духовности, накоплений опыта жизней, глубинных знаний, творческих и познавательных способностей человека. «Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце…»[7] – говорится в Учении.
Духовный разум и сердце ярко проявляются в чувствознании. Это синтетическая способность человека непосредственно постигать целостную сущность явления, идеи или других людей. Е.И. Рерих отмечала: «Чувствознание знает непреложно именно сущность всего происходящего и всего, с чем приходится соприкасаться, знает направление эволюции, знает будущее»[8]. Содержание этого термина раскрывается как «синтез духовности», «сердечный ум», мудрость, «духовное прозрение» и т.д. Согласно Учению одним из главных признаков синтетичного мышления является «обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого»[9].
Так, в Учении Живой Этики чувство и разум, являющиеся вечными антиподами в философии познания, перестают исключать друг друга, а представляют здесь единый сплав духо-разумной природы.
Духовный разум и сердце проявляется в способности к трансценденции, т.е. к выходу за границы наличного земного опыта, а также в целостном восприятии сущности познаваемого и нравственном целеполагании. Это означает сознательное вхождение и участие человека в многомерной жизни космоса, слияние в его сознании материального и духовного начал. Важным следствием этого явится синтез науки, религии, философии и искусства как проявлений единого начала – духа.
К характерным свойствам духовного разума и сердца в нравственной сфере можно отнести: одухотворённость, направленность к объединению, любви, помощи живому, оперирование глубокими идеями, действие на принципах высокой этики, Красоты и Общего Блага. Они задают смысл и ценности жизни.
Исходя из вышеизложенного, важно подчеркнуть, что как бы не был изощрён рассудок, какой бы мощью и масштабной эрудицией не обладал интеллект – все они проигрывают развитому духовному разуму и сердцу.
Означает ли, что приведённые негативные черты холодного рассудка и духовно слепого интеллекта нивелируют их значение? Конечно, нет. Они имеют свою область возможного и лучшего применения. Однако там, где интеллект выходит за свои рамки, он приводит к неверным выводам, ошибочным результатам и заглушает всё тонкое, нравственное и сердечное.
Подчеркнём, что Учение Живой Этики основано на принципе Знания. Поэтому разумное постижение, научное освоение явлений не только не отрицается, а поощряется. При этом, мы должны осознавать врождённые особенности и негативные стороны интеллекта, чтобы найти ему правильное, адекватное применение. А главное, чтобы, развивая интеллект, дисциплинируя, упорядочивая и возвышая ментальную деятельность, человек ставил бы его под контроль нравственной воли и духовного сердца. «Интеллект живет Майей, ибо базируется на внешних чувствах, – утверждается в «Гранях Агни Йоги». – Прозрение в будущее ему недоступно. Он не может мгновенно решить сложную математическую задачу, как это делала Ковалевская, и он не может увидеть жизнь на Дальних Мирах. Знание духа, и только оно, поднимет человека на следующую ступень эволюции. А интеллект будет духу служить, как инструмент хорошему мастеру. Пятый принцип дорогу уступает шестому, чтобы в слиянии с ним идти дальше к вершинам познания мира»[10].
Может возникнуть вопрос, возможно ли, чтобы крупные мыслители (интеллектуалы с большой буквы) одновременно были высокодуховными людьми? Да, в истории общепризнаны такие мыслители и учёные как Солон, Пифагор, Платон, Сократ, Леонардо да Винчи, Флоренский, Вернадский, Чижевский, семья Рерихов и др.
Завершить своё выступление мне хочется притчей из Живой Этики: «Некий учитель спросил школьника: "Где живет глупость?" Тот сказал: "Когда не знаю урока, вы стучите меня по лбу, вероятно, глупость живет там". Нужно понять, почему теперь Мы (говорят Духовные Учителя – В.М.) стучимся не в лоб, но в сердце. Лоб запас много вычислений, но сердце не успело стать лучше. Так нужно выровнять отсталое»[11].
В качестве дополнения приведём несколько очень поучительных высказываний из первоисточников, красноречиво показывающих отношение Духовных Учителей к чрезмерным интеллектуалам. Для нас, стремящихся в той или иной степени следовать по пути Учения, предельно чёткая позиция его Авторов является очень важным камертоном.
«Истинное зло порождается человеческим рассудком и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя с природой. (…) Вдумайтесь глубже и вы найдете, что …происхождение каждого зла, большого либо малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе» (Чаша Востока, Письмо IV.)
«Ничего не привлекает нас к человеку, …кроме как его растущая духовность. Он может быть Беконом или Аристотелем по своим знаниям и все же не быть в состоянии заставить нас ощутить его ток, хотя бы как прикосновение пушинки, если сила его ограничивается Манасом. Высочайшая энергия пребывает в Буддхи. …Манас, …– он от земли и земной, так что ваши величайшие люди считаются ничтожествами на арене, где влияние измеряется мерою духовного развития». («Письма Махатм». Письмо 112.)
«Но интеллект, эрудиция никогда не являлись главными факторами приближения. Часто именно интеллект развивается за счет сердца и притупляет великий огонь чувствознания. Неуравновешенность между интеллектом и сердцем отражает Великую Истину как в кривом зеркале». (Письмо Е.И. Рерих от 22.08.1934 г.).
«Один только интеллект сам по себе сделает черного мага. Ибо один только интеллект сопровождается гордостью и эгоизмом: человека поднимает интеллект плюс духовность. Ибо духовность предотвращает гордость и тщеславие». («Тайная Доктрина», том 3).
«Теперь о братьях Тьмы. Братья Тьмы, конечно, встречаются среди самого человечества. (…) Трудно даже представить себе, насколько изощрены духи, принадлежащие к большим степеням, среди сознательно работающих на разъединение братьев Тьмы. Как сказано – они очень любят пользоваться подошедшими к Учению Света и приобщившимися к ячейкам добра, но шаткими в преданности и убеждениях своих. (…) Братья Тьмы очень любят большие интеллекты, развившиеся за счет сердца, ибо через них можно особенно тонко действовать. Ведь только самые грубые духи набрасываются и пользуются низкими сознаниями…». (Письмо Е.И. Рерих от 16.07.35 г.).
«…Но много страниц оявлено и сторонниками Тьмы, так, к примеру, в книгах Алисы Бейли. …Ярая обладала хорошо развитым интеллектом и немалою эрудицией, но без каких-либо признаков духовности. (…) В конце жизни она уявилась последовательницей Люцифера». (Письмо Е.И. Рерих от 10.10.1954.)
«Мозгу надо потушить себя. Это очаг самости, стремящийся себя утверждать независимо от воли и часто вопреки ей». («Грани Агни Йоги» 1953 г., п. 574).
«Потому путь через сердце. Бессилен мозг и мозговая логика. Переходим к языку сердца». («Грани Агни Йоги» 1952 г., п. 210).
«Никакая интеллектуальность не продвинет нас ни на йоту в мире Духа, если наше сердце ожесточилось. Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает». (Письмо Е.И. Рерих от 19.08.1937 г.)
[1] Письмо Е.И. Рерих от 15.10.1953 г.
[2] Письмо Е.И. Рерих от 15.10.1953 г.
[3] Письмо Е.И. Рерих от 31.05.1935 г.
[4] «Грани Агни Йоги». 1967 г., п. 269
[5] «Грани Агни Йоги». 1963 г., п. 126
[6] «Сердце», п. 353
[7] «Надземное, п. 689
[8] Письмо Е.И.Рерих от 19.06.1933 г.
[9] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. – С.252 и «Мир Огненный», Ч.3 – П.334.
[10] «Грани Агни Йоги». 1962 г., п. 161
[11] «Мир Огненный», ч. 1, п. 973
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.