Людмила ОСИНЦЕВА
9 октября —
День рождения Николая Константиновича Рериха —
День Культуры
Елена Ивановна Рерих в письме от 29 мая 1931 года писала: «Н.К.Рерих поместил в свою статью замечательное определение культуры, так он говорит: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он становится интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».
Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?»
Приближается День Культуры. Праздник, который должен стать самым значительным на Земле!
Расскажу о своём приобщении к творчеству Николая Константиновича Рериха.
В 1970 году я поступила в Новосибирское культурно-просветительное училище на театрально-режиссёрское отделение (Сейчас — это Новосибирский областной колледж культуры и искусств). И хотя за плечами уже была музыкальная школа, я не представляла, насколько интересно будет здесь учиться. Наверное, благодаря отбору директором Вязанкиным Николаем Петровичем лучших педагогов, что позволило легко учиться и многим потом поступить в Институт Культуры.
Режиссуру у нас вёл Владимир Александрович Вяткин, дороживший школой Веры Павловны Редлих, выдающегося режиссёра и педагога, ученицы и сторонницы идей К.С. Станиславского, возглавлявшей драматический театр «Красный факел» в 1940−1950-е годы и принёсшей ему славу «Сибирского МХАТа».(Сейчас — это Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел»).
Сценическую речь вела Екатерина Петровна Куршева — светлая, жизнерадостная, отзывчивая… Мы и не знали, что она прошла всю войну с 235-й Сибирской стрелковой дивизией, в звании сержанта медицинской службы. Однажды кто-то из студентов тяжело заболел, Екатерина Петровна добилась, чтобы его послали на курорт «Озеро Карачи» восстановить здоровье.
Наш любимый преподаватель по ИЗО, прекрасный человек, с большим юмором, — Игорь Григорьевич Тираспольский — учил нас не только пониманию изобразительного искусства, но и художественному оформлению объявлений и плакатов. Думаю, он запомнился всем, у кого преподавал…
Он говорил, что выпускник нашего отделения, должен быть не только актёром, режиссёром-постановщиком спектакля или концерта, но и реквизитором, осветителем сцены, а также должен овладеть качествами педагога, воспитателя, лектора. Знаний было дано много. Игорь Григорьевич готовил с нами литературно-музыкальные композиции, при этом мы учились и сценарии писать, и выступать как чтецы и артисты, и использовать слайды.
И как писал поэт Давид Самойлов:
И это всё в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось.
Игорь Григорьевич Тираспольский открыл нам творчество Николая Константиновича Рериха.
С первых дней обучения он, чуть ли не за ручку, повёл нас, зелёных птенцов, в Новосибирскую областную картинную галерею (сейчас — Новосибирский государственный художественный музей). Он рассказывал о художниках, об истории создания картин, учил нас понимать живопись и мыслить...
Помню, мы останавливались возле каждой картины, отходили на определённое расстояние, и он спрашивал: «Что вы чувствуете?»
Игорь Григорьевич рассказывал о всех членах семьи Рерихов, но теплее всего говорил о Елене Ивановне. Я даже подумала тогда,— как он её любит! И навсегда запомнились слова Николая Константиновича, которые Игорь Григорьевич часто повторял: «Посвящал я книги мои «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице».
Наверное, он это делал с воспитательной целью, потому что хотелось и для своего спутника стать и «другиней и вдохновительницей».
К сожалению, в те семидесятые годы, мы не удостоились чести встретиться с Наталией Дмитриевной Спириной — известным искусствоведом-консультантом по творчеству Рерихов. Встреча состоялась через много лет, в 1989 году, и я счастлива, что она произошла.
На практику мы все разъехались по районам Новосибирской области.
Игорь Григорьевич наставлял нас: «Когда приедете в Новосибирск, не забывайте посещать Картинную галерею. Вы ещё и не представляете, какие вы счастливые, что живёте в таком городе, где есть подлинные картины Николая Рериха. Ваша главная задача — нести культуру в массы! Всё, что вы получили во время учёбы, щедро дарите вашим самодеятельным артистам, зрителям, слушателям. Полученными знаниями надо делиться со всеми — в этом борьба за Культ Света! Особенно знаниями духовными, полученными от самих Рерихов! Небо спросит за всё, что утаили...»
Сейчас вот думаю о том, что культурно-просветительную работу надо начинать с детских садов и продолжать её всё время обучения в школе, хотя бы факультативно, и приобщать к этому родителей.
19 июня 1933 года Елена Ивановна писала: «Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: «Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас».
Не устану благодарить всех Учителей, открывших наши глаза и сердца для восприятия Прекрасного!
Яков Полонский
Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шёл Бэда слепой;
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами, —
И было все глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
«Старик! — он сказал, — я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи...
Какие-то старцы стоят на дороге...
Вон жёны с детьми! говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи».
И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно —
Без веры таких не бывает речей!..
Казалось — слепцу в славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слёзы текли из потухших очей.
Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик —
Зовёт его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно!.. пойдём!.. Никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он — от края до края:
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.
1841
С Праздником, дорогие друзья!
С Культом Света!
20 сентября 2016 г. Новосибирск, osa52@list.ru
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.