Ирина Солуянова, г. Омск
Николай Константинович Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.
Д.С. Лихачёв
Приведённое высказывание известного деятеля культуры академика Д.С. Лихачёва лишь подтверждает слова о Н.К. Рерихе, сказанные в далёком 1931 году женой, близким другом, вдохновительницей его творчества, философом Еленой Ивановной Рерих: «Николай Константинович утверждается как "Водитель культурного объединения под Знаменем Мира и Красоты. (...) Мудрость его обнимает и знает человеческое сердце, и все его многочисленные странствования и знание культурных ценностей каждой страны дают ему ключ к психологии каждого народа, потому, истинно, он может поднять Знамя Мира и быть назван водителем великой Культуры"» (1).
Чтобы заслужить право называться Водителем Культуры, конечно, нужно быть личностью неординарной.
Можно без преувеличения сказать, что Николай Константинович был человеком выдающимся, имевшим феноменальные знания, редкий талант, который проявлялся в необычном творческом подходе как в области искусства, так и в других областях, в которых ему довелось трудиться. Неординарность его мышления отмечалась всеми людьми, кто так или иначе соприкасался с ним. Трудно найти те области творчества и знания, которые были бы для него недоступны.
Н.К. Рерих прежде всего известен миру как выдающийся художник, но он не менее известен как философ, писатель, учёный, археолог, поэт, неутомимый и отважный путешественник, общественный деятель и Водитель Культуры, давший миру новое философско-этическое мировоззрение, устремляющее по пути Красоты, Подвига и Общего Блага.
Одной из значимых тем в многогранном творческом наследии Рериха является тема Культуры. Ещё будучи гимназистом, Рерих глубоко изучает историю и культуру Древней Руси, он с девяти лет участвует в археологических раскопках, публикует свои первые очерки, научные статьи.
К теме Культуры Рерих обращается в течение всей своей жизни, открывая каждый раз её новые грани. Его, как истинного исследователя и учёного, не могли не интересовать истоки Культуры, её развитие, влияние на духовно-нравственное становление человека и общества в целом. Изучая русскую национальную культуру, он пришёл к выводу, что она не может быть понята без учёта контактов и взаимовлияния народов России и Востока. По мнению Рериха, именно на Востоке людям удалось создать истинно гуманистические ценности, которые служили человеку и облагораживали его.
В синтезе культурных традиций Востока и Запада Рерих видел возможный выход из тупика, в который загоняет себя человечество, следуя путём невежества и человеконенавистничества.
О путешествии на Восток, к «Сердцу Азии», Николай Константинович мечтал многие годы, но он понимал, что к такому путешествию необходимо основательно подготовиться, и для этого нужны были не только материальные средства, но прежде всего знание восточных языков.
И только в 1923 году, когда старший сын Юрий получил востоковедческое образование (в Школе восточных языков при Лондонском университете, в Гарвардском университете и в Парижском университете Сорбонна) и овладел основными европейскими и восточными языками (около 30-ти), стало возможным это путешествие. На долгих пять лет Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич отправляются в научно-исследовательскую экспедицию в Центральную Азию, аналогов которой нет в истории человечества.
Задачи экспедиции отличались разнообразием и отвечали интересам каждого из членов семьи Рерихов, но одной из основных становится изучение культурного наследия народов Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Изучая памятники материальной и духовной культуры Индии, Непала, Тибета, Монголии, Китая, Восточного Туркестана, общаясь с простыми людьми и духовными лицами, Рерих собирал, изучал и сопоставлял легенды, сказания, знакомился с традициями и обычаями разных народов, их религией, пытаясь найти общие корни их культур.
Богатейший материал, собранный Н.К. Рерихом в экспедиции, становится основой для творческого осмысления и развития Дела Культуры.
Определения Культуры у Рериха многогранны, они кратки, но полны глубокого значения, они подобны чётким математическим формулам, основанным на незыблемости законов Бытия, только эти законы лежат в духовно-нравственной плоскости, которая незрима и не осязаема.
«Культура, — пишет Рерих, — есть почитание Света» (2). «Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь» (3). «Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.
Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» (4).
Рерих утверждает, что истинное понимание Культуры в её духовном значении утрачено, что Культуру часто смешивают с цивилизацией, и призывает эти разные по своей сути понятия разделить.
По мнению Рериха, Культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию, как свою составную часть. Так как цивилизация охватывает жизнь только в её общественно-материалистических формах, она не может входить в круг этических понятий, она может лишь способствовать развитию духовного начала. Современные учёные посчитали, что на долю цивилизации приходится только 2% созидательной деятельности человечества. И сегодня нередко можно услышать выражения: «цивилизованные люди», «цивилизованное решение», «цивилизованный человек», дающие якобы высокую оценку внутренних, более глубоких качеств. Конечно, подобные выражения не употреблялись бы, если бы в сознании людей укоренилось их истинное значение.
Николай Константинович указывает именно на духовное начало Культуры, и это начало имеет непосредственное отношение к сердцу: «…культура, — отмечает он, — есть то прибежище, где дух человеческий находит пути к религии и ко всему просветительному и прекрасному» (5). «Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца. Любовь открывает эти Врата прекрасные. Как всякий настоящий ключ, и любовь эта должна быть подлинная, самоотверженная, отважная, горячая. Там, где истоки Культуры, там источники горячи и бьют они из самых недр. Где зародилась Культура, там её уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна» (6).
Рерих убеждён, что все бедствия человечества происходят от того, что оно отступилось от Культуры, позабыв о Сердце. Он отмечает: «…сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потопы, смещение климатов — всё вносит ещё больше смущения и в без того в смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея — Культура. Там, где рука и мозг обессиливают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры» (7).
В его очерках можно встретить такое понятие, как жестокосердие, которое по сути является антиподом Культуры. Жестокость, как антипод любви, лишает сердце Света, отчего оно потухает и становится тёмным. Он утверждает, что в основе жестокосердия лежит невежество и огрубение, которое ведёт к утрате духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, — к одичанию не только отдельно взятого человека, но и общества в целом. Николай Константинович отмечает: «Влезло огрубение в сердце человеческое, и трудно будет изгнать такого отвратительного посетителя» (8). «…Из этой повседневной грубости, питаемой и дозволенной, и вспыхивает безобразнейшее кощунство, святотатство, всякие вандализмы и всякие ужасные проявления невежества» (9).
Его тревожит, что привычки к грубости, сквернословию и кощунствам развиты до такой степени, что их попросту не замечают, и он предостерегает человечество, что если не будут предприняты основные меры противодействия этим безобразным проявлениям невежества, то развившийся «кризис явится лишь прологом чего-то ещё более грандиозного» (10). И этот развившийся духовный кризис Николай Константинович определяет как «кризис потухших сердец».
«Особенно ужасно слышать, — пишет Рерих, — когда отягощённые кризисом люди, не очень плохие сами по себе, начинают говорить, что сейчас не время даже помышлять о Культуре. (…) Нет, милые мои, нужно именно сейчас спешно думать не только о Культуре как таковой, но прилагать этот источник жизни молодому поколению. (…) …Убедиться в том, насколько нужна и жизненна программа Культуры, как оздоравливающее начало, как жизнедатель» (11).
Он считал, что Культура не может относиться к отвлечённым понятиям, так как она имеет непосредственное отношение к духовной эволюции не только человечества в целом, но и каждого отдельного человека. И существует только два пути: либо продолжать следововать путём невежества и саморазрушения, либо избрать Путь Благословения — путь Культуры и процветания.
Понятие культурного человека, как и понятие Культуры, в понимании Николая Константиновича выходит за рамки общепринятых представлений. Это понятие он относит к духовному, высшему званию, какое только может заслужить человек. Чтобы заслужить право называться культурным человеком необходимо преодолеть несколько ступеней в своём внутреннем развитии. «Невежественный человек, — отмечал он, — сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры» (12).
Как видим, интеллигентный человек сам по себе ещё не означает истинно культурного человека, для того чтобы стать таковым, по мнению Рериха, ему необходимо быть человеком расширенного сознания, который постигает смысл жизни и закономерность Вселенной, человеком, который служит человечеству и воплощению человеческого братства на Земле. Именно расширение сознания, утончение мышления и чувство красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым отличается культурный человек.
Огромную роль в утверждении истинной Культуры Рерих отводил просвещению, приобщению людей к Прекрасному. Он считал, что только в беспредельном познавании, обновлении сознания очищается, облагораживаются и сущность человека, или его сердце.
Доктрина Культуры, выдвинутая Рерихом, призвана утвердить на Земле человечность. Только человечность в своём высшем проявлении способна вывести человечество из замкнутого круга нетерпимости, вражды и насилия, объединить его и устремить к почитанию истинно духовных ценностей.
Николай Константинович верил в грядущую миссию Культуры, он считал, что истинные носители Культуры во всех странах мира, следуя неуклонно путями совершенствования и Красоты, своими прекрасными и возвышенными устремлениями и делами могут и должны совершить необычайное преобразование всей жизни.
«Только на почве истинной красоты, — отмечал он, — на почве подлинного знания установятся отношения между народами» (13).
«Мир через Культуру» — этот девиз Рерих делает девизом всей своей жизни и нового культурного строительства.
Можно без преувеличения сказать, что деятельность Рериха во имя Культуры положила начало новой эпохе в жизни человечества. Осознавая непреходящую ценность мирового культурного наследия человечества, Николай Константинович первым в мире поднимает вопрос о защите и охране всех имеющихся на Земле памятников искусства и культуры не только во время военных действий, но и в мирное время — от невежества и равнодушия людей.
«Мадонна Защитница» — так Н.К. Рерих назвал свою картину, написанную в 1932 году, которая отражает основную мысль художника о защите мирового культурного наследия. На ней мы видим Мадонну, которая раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Рерих творчески переосмысливает здесь популярный в эпоху Возрождения образ Богоматери Милосердие. На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира, как и у Архангела Михаила в «Страшном суде» Рогира ван дер Вейдена.
В 1930-е годы Рерихом была не только детально разработана концепция Пакта об охране и защите культурных ценностей, но и предложена идея Знамени Мира. Пакт, предложенный Рерихом, был назван Красным Крестом Культуры. В поддержку Пакта Рериха выступили видные деятели культуры и науки того времени Р. Ролан, Т. Манн, Р. Тагор, А. Эйнштейн, Б. Шоу. В разных странах мира были созданы комитеты содействия Пакту, один из которых возглавлял Г. Уэллс.
Концепция Пакта Рериха и Знамени Мира получила единогласное одобрение Лиги Наций, а международная конференция в поддержку Пакта при ближайшем участии международного суда в Гааге даёт новое подтверждение необходимости осуществления всемирного культурного плана Рериха. Пакт Рериха становится международным документом, в 1935 году его подписала 21 страна. Позднее по инициативе ЮНЕСКО на основе Пакта Рериха был подписан Заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае международного конфликта.
Чтобы объединить всё человечество общей идеей Культуры и просвещения, Николай Константинович предлагал в своём воззвании к Первой международной конференции Пакта Мира в Брюгге учредить всемирный день Культуры, когда «во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящён день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ» (14), «пусть даже ненадолго некоторые из них обратят мысли свои к Культуре, но всё же, хотя бы временно, они помыслят о ней и тем приобщатся к сообществу строителей жизни» (15).
В разных странах мира люди объединяются с тем, чтобы способствовать продвижению идей Рериха. Ещё при жизни художника было образовано более 50 обществ и образовательных учреждений, носящих его имя и утверждавших новое понимание Культуры.
Чтобы представить размах культурной деятельности самого Н.К. Рериха, достаточно перечислить только некоторые культурные объединения, возглавляемые им, из которых большая часть была создана по его инициативе. В разные периоды жизни это были: художественное объединение «Мир искусства» в Петербурге, Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Общество возрождения художественной Руси, Институт Объединённых искусств в Нью-Йорке, международные культурные центры «Венец Мира» и «Пылающее Сердце», Гималайский институт научных исследований «Урусвати», Всемирная Лига Культуры, Международная Ассоциация за развитие Культуры «Фламма» и др.
Отмечая успехи Рериха в области культурного строительства, историк и писатель Всеволод Иванов в статье «Рерих. Художник-мыслитель» писал: «Вся деятельная жизнь Рериха, выросшая из русской земли, есть постоянное и полезное, настойчивое и доброжелательное строительство. (…) И такой зов к строительству, зов из уст великого художника… впервые раздаётся на нашей планете. Среди передряг и устремлений к разрозненности в мире, среди угроз войны и непрестанных вооружений… раздаётся голос Рериха, зовущий к миру. (…) Этот зов… подымается из России, подымается русским художником, подымается человеком, впитавшим в себя всю силу культуры России и претворяющим её по-новому, дабы идти к просвещению мира»(16).
Особую роль в утверждении Культуры Николай Константинович отводил России, русскому народу. Он верил, что именно русский народ способен принять основы истинной Культуры и, преобразив своё сознание, способствовать духовно-нравственному возрождению народов мира. И когда-нибудь в России Азиатской на очищенной земле обязательно будет построен город будущего, город Знания, город Культуры — Звенигород.
«Звенигород» — так называется одна из картин Н.К. Рериха. На ней святые в торжественном шествии выносят из Храма макет будущего города. И теперь человечеству остаётся только построить этот город надежды на лучшее Будущее.
Вместе с Рерихом верим и мы, что Звенигород обязательно будет построен и явится оплотом Знания, Мира, Красоты, Культуры. Всё зависит только от нас и нашего желания следовать предуказанным путём.
«Каждая благая мысль, — писала Е.И. Рерих, — не пропадает и снова возвращается в лучшем, обогащённом выражении, когда её срок подходит» (17).
Сегодня мы можем отметить, что мысли Рериха о Культуре ещё ждут более глубокого изучения, осознания и широкого применения.
Но чем быстрее произойдёт понимание пути переустройства мира через утверждение и развитие Культуры, тем быстрее могут быть предприняты спасительные действия, которые дадут свои положительные следствия.
Примечания
(1) http:// sibro.ru/upload/pdf/books/9_Roerich-forum_SibRO_Novosibirsk_2014.pdf
(IX Рериховские чтения «Россия — страна великого будущего»: Материалы конференции 4 – 6 октября 2014 г. Новосибирск, 2016). С. 254.
(2) Рерих Н.К. Культура — почитание Света // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63.
(3) Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Там же. С. 29.
(4) Рерих Н.К. Культура — почитание Света // Там же. С. 63.
(5) Рерих Н.К. Культура победительница // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 83.
(6) Рерих Н.К. Культура — почитание Света // Твердыня Пламенная. С. 63.
(7) Рерих Н.К. Женскому сердцу // Там же. С. 221.
(8) Рерих Н.К. Огрубение // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 112.
(9) Рерих Н.К. Жестокосердие // Там же. Т. 1. С. 431.
(10) Рерих Н.К. Красный Крест Культуры // Твердыня Пламенная. С. 267.
(11) Там же. С. 267 – 269.
(12) Цит. по: Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 29.05.1931.
(13) Рерих Н.К. Адамант // О Вечном… М., 1991. С. 101.
(14) Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира. Конференция в Брюгге, 1931 // Знамя Мира. М., 2005. С. 73.
(15) Рерих Н.К. Городу Брюгге // Там же. С. 81.
(16) Вс. Иванов. Рерих. Художник-мыслитель // Держава Рериха. М. 1994. С. 252.
(17) Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 01.01.1952.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.