Наталия ЖУКОВА
9 октября — День рождения
Николая Константиновича Рериха (1874−1947).
День Культуры — День Почитания Света!
Николай Рерих мечтал о «Всемирном Дне Культуры, (…) когда сказания о лучших достижениях человечества… светлою вестью могут зажечь молодые сердца» [1].
В 1984 году, в Новосибирске, на IV Всесоюзных Рериховских Чтениях, организованных Сибирским Отделением Академии наук СССР, наш выдающийся поэт, рериховед, общественный и культурный деятель Наталия Дмитриевна Спирина (1911−2004) впервые предложила отмечать День рождения Н.К.Рериха 9 октября, как всенародный Праздник — День Культуры. Конференция поддержала эту инициативу. Но широко День Культуры стал праздноваться, начиная с 1990-х годов, когда в Сибири и на Урале развернуло свою просветительскую работу Сибирское Рериховское Общество.
И мы — сибиряки — гордимся, что эта традиция впервые началась в нашем городе — Новосибирске!
***
В День Культуры — 9 октября — мы с признательностью и любовью вспоминаем не только Николая Константиновича Рериха и Его огромный вклад в духовную сокровищницу планеты, но всех выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов, поэтов, писателей, философов — творцов духовных ценностей, без которых не могли бы существовать ни отдельный человек, ни человечество в целом.
Известно, что шедевры Высокого Искусства являются конденсаторами огненной энергии духа. Эти духовные наслоения гениальных мастеров прошлого живут в их творениях многие тысячелетия, влияя на всех приходящих и на всё окружающее Пространство. Соприкасаясь с ними, чуткие сердца загораются радостью, вдохновением, оптимизмом и верой в лучшее будущее. Человек чувствует прилив новых сил. Если убрать
с Земли все памятники Искусства и Зодчества, то планета погибнет.
В 1960-м году, в Новосибирской областной картинной галерее (НКГ) открылась постоянная выставка 60-ти картин Николая Константиновича Рериха. Эти картины были переданы по Завету Н.К.Рериха его сыном Юрием Николаевичем «городу близ Алтая». А годом ранее в Новосибирск из Харбина (Китай) прибыли по Указу Рерихов Борис Николаевич Абрамов и Наталия Дмитриевна Спирина с Высокой Миссией — пробуждать духовно народ России.
Сокровища Искусства Николая Рериха стали насыщать Светом пространство Новой Страны. Но одних картин было недостаточно.
Многие ли умеют пользоваться Искусством для вдохновения и обновления сил? Немало тех, кто проходят мимо, не видя и не слыша… Поэтому так важна и нужна работа деятелей Культуры и истинного Просвещения — необходимо открывать глаза людей, особенно детей и молодёжи, на Прекрасное.
Николай Рерих призывал: «…Неутомимо мы должны, под благим знаком просвещения, вносить красоту и знание в широкие народные массы, вносить твёрдо и деятельно, помня, что сейчас предстоит не идеология… но именно дело...
Не слова, но дело. Мы должны помнить, что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа. Но для этих простых основных усвоений, народ должен подвижнически выявить: взаимное благожелательство, единение и уважение к многообразным путям духовных поисков, к сотрудничеству.
Народ должен навсегда духовно оборониться от пошлости и дикости, должен из обломков и из самородков, с любовью найденных, слагать Кремль великой свободы, высокой красоты и глубокого знания.
Знаем, что эти пути красоты и знания особенно трудны сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но мы и не скрываем, что надо искать путь подвига» [2].
Итак, задача деятелей Культуры, по мысли Рериха, «вносить красоту и знание в широкие народные массы». Работа эта очень важная и благородная, но далеко не простая.
Расскажу немного о своём опыте работы на ниве Культуры. Знакомство с трудами Николая Константиновича Рериха, книгами Учения Живой Этики, вдохновляющий пример жизни и мудрые советы Наталии Дмитриевны Спириной, привели меня к осознанию своей жизненной задачи. В конце 1980-х годов, окончив Новосибирский государственный университет по специальности «геохимия» и поработав немного в научно-исследовательском институте, я пришла в Новосибирскую картинную галерею, в научно-просветительский отдел — нести «Свет искусства и знания» нашему народу. Сразу же поступила вновь учиться на факультет искусствоведения Уральского государственного университета (Екатеринбург), который окончила с красным дипломом.
Надо сказать, что в конце 1980-х−начале 1990-х годов Новосибирская областная картинная галерея (с 2004 года — Новосибирский государственный художественный музей), директором которой был тогда Юрий Алексеевич Воробьёв [3], несмотря на проблемы со старыми трубами, протекающей крышей и частые ремонты, проводила очень интересную и разнообразную работу. Многим новосибирцам памятны художественные выставки тех лет, которые привлекали весь город — очереди стояли на улице! Выставка «Шедевры пяти веков» из собрания А.Хаммера (США), на которой, среди многих шедевров живописи и графики, можно было увидеть рисунки Микеланджело; выставка «Запад. Запад. Запад» из коллекции Ф.Аншуца (США) — произведения художников США XIX−XX веков на темы «освоения» Западных просторов Северной Америки; выставка символических работ Ильи Глазунова; выставка кружевного шитья и костюмов из дворца-музея Павловска и многие другие…
В научно-просветительском отделе НКГ, где я работала и которым тогда руководила Татьяна Леонидовна Толкачёва, царила творческая атмосфера. Сотрудники сами готовили лекции, слайдпрограммы, музыкальные вечера со слайдами, которые проходили в прекрасном зале Картинной галереи и пользовались большой популярностью.
Довелось мне поработать вместе с искусствоведом, старшим научным сотрудником НКГ, Верой Яковлевной Кашкалда (1930−2009)[4] — ветераном Картинной галереи, стоявшей у её истоков и работавшей одно время главным хранителем фондов.
К произведениям Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов она относилась с большой любовью, изучала их, писала статьи и составляла буклеты, с энтузиазмом проводила многочисленные тематические экскурсии и выездные лекции. Вера Яковлевна неоднократно встречалась со Святославом Николаевичем Рерихом во время его приездов в Москву, переписывалась с его женой Девикой Рани Рерих, а также с Павлом Фёдоровичем Беликовым — выдающимся рериховедом, известным на всю страну. Позже его письма она передала Сибирскому Рериховскому Обществу; и я надеюсь, что скоро они будут опубликованы.
В то время научные сотрудники НКГ проводили много выездных лекций — и по городу, и в райцентрах Новосибирской области, поскольку Новосибирская картинная галерея была областной.
В райцентре Краснозерское с 1970-х годов работала Картинная галерея (сейчас — Краснозерский художественно-краеведческий музей), и туда нас — лекторов-искусствоведов НКГ— часто приглашали с рассказами и показами.
Также мы участвовали в работе агит-поездов и агит-теплоходов. (Они существуют и ныне, но сейчас агит-теплоходы привлекают внимание к экологической ситуации и организуют очистку от мусора островов Оби, а агит-поезда — напоминают о Великой Победе или агитируют за политические партии).
Агит-теплоход, на котором мне довелось работать в начале 1990-х годов, шёл вниз по Оби, на север, мимо Томска, Колпашева и далее; в его кают-компании были книги, журналы, шахматы и другие игры, внизу — небольшой кинозал с видеомагнитофоном и кассетами с разными фильмами. Обычно агит-теплоход возил коллективы певцов и танцоров, но в те весенние майские дни никого, кроме меня, на нём не было. Задача была — «приобщать к Культуре» экипажи теплоходов и грузовых барж, ходивших вверх и вниз по Оби.
Не случайно Николай Константинович Рерих отмечал: «Знаем, что эти пути красоты и знания особенно трудны сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но мы и не скрываем, что надо искать путь подвига».
Действительно, работу лектора-просветителя в гуще народа нельзя назвать простой. Когда теплоход причаливал к очередной барже, и свободная от вахты команда приходила на его борт, то лекции по искусству мало привлекали рабочий люд. Мне приходилось уговаривать уставших от работы людей послушать и посмотреть. Порою приходилось сталкиваться с грубостью и насмешками. Но когда они начинали смотреть слайды картин Рериха и других художников, слушать пояснения — многим это нравилось, потом начинались вопросы, часто неожиданные и интересные…
Может быть, кто-то относился к такой работе формально, но мне, несмотря на все трудности, она очень нравилась. Я старалась донести до сердец самых разных и далёких от искусства людей вдохновенные Образы картин Рериха и других художников и была рада, когда простые люди откликались… Особенно благодарная публика — дети. На теплоходе было несколько подростков с рабочих окраин Новосибирска. Они всегда с удовольствием слушали беседы об искусстве и смотрели слайды. Некоторые впервые узнавали о живописи, об архитектуре, жадно впитывали всё на лету… Меня тогда поразила детская наблюдательность и талантливость — подметив на слайдах некоторые архитектурные детали, ребята потом с энтузиазмом «узнавали» их на зданиях, мимо которых проплывал теплоход и показывали мне…
«…Лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа», — писал Рерих.
Неизвестно, как повлияли занятия искусством на теплоходе на этих ребят, но светлые зёрна были заложены в сердца, и кто знает — какие они дали всходы…
Агит-поезд тоже запомнился. Была суровая сибирская зима. Организованный нашим обкомом КПСС (это был последний год его существования) агит-поезд вёз лекторов по разным областям знания, в том числе лектора-искусствоведа, по Новосибирской области, останавливался на узловых станциях и в районных центрах, и мы проводили лекции и беседы в школах и на предприятиях.
Эта зимняя поездка по сельским районам области дала много впечатлений. Работа была хорошо организована. Заранее о прибывающих лекторах извещались местные власти, которые распределяли их по разным предприятиям и встречали на машинах.
Когда поезд подошёл к станции Чаны, нас встретили представители райцентра Венгерово. Ещё 45 километров на машине по заснеженной дороге, — и я в местной школе. Директор был очень рад моему приезду, ведь вывести детей зимой в город, в музей, трудно — почти 500 километров до Новосибирска! А тут к ним прибыл искусствовед со слайдами! Все занятия были отменены, все классы, друг за другом, проходили через затёмнённую аудиторию, где целый день я проводила беседы об искусстве. И дети, и учителя были довольны, благодарили… Потом, на общем совещании, я получила благодарность от главы райкома партии.
Вспоминая то время, думаешь, — да, мы были тогда полны сил и энергии, горели энтузиазмом, работали без отдыха, не замечая житейских проблем… Погружение в активную творческую деятельность и Красоту отвлекало от нарастающих трудностей окружающей жизни…
В это же время развернуло свою работу Сибирское Рериховское Общество, где я активно участвовала, используя полученные в НКГ опыт и знания, продолжая вместе с другими нашими сотрудниками ездить со слайдпрограммами и выставками репродукций Рериха по городам России.
Конечно, эту выездную просветительскую деятельность направляла и поддерживала Наталия Дмитриевна Спирина — Основатель и Руководитель СибРО. Как она радовалась, когда вернувшись из поездок, мы рассказывали о том, как в других регионах нашей страны люди воспринимают Искусство Рериха и Его идеи. Наталия Дмитриевна всегда напоминала, что нужно предлагать слушателям писать свои впечатления в книгу отзывов, а также просила нас обязательно готовить статьи о поездках для журнала «Перед Восходом» (позже — «На Восходе», «Восход») где они потом и публиковались.
***
Николай Рерих писал:
«Культура — есть любовь к человеку. (…) Культура — есть сердце» [5].
Мы все хотели бы, по выражению Рериха, «жить в стране великой Культуры». Но истинная Культура ещё только-только начинает входить в сознания и сердца народа. Необходимо пройти «испытание Культурой».
Знамя Мира, как Красный Крест Культуры, по мысли Рериха, охраняет памятники зодчества, музеи, библиотеки, школы…
Но Знамя Мира должно охранять и самих творцов Красоты и Знания.
Уважение к ним — Основа подлинной Культуры. Нашему народу надо научиться гордиться своими творческими деятелями не только после их смерти, но поддерживать и помогать им, пока они живы! Но слишком богат русский народ талантами и, может быть, поэтому так расточителен.
У творческих людей, конечно, есть недостатки. Так, А.С.Пушкин в стихотворении «Поэт» [6] писал:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь Божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл...
Поверх несовершенной личности уметь разглядеть духовные сокровища — признак истинной Культуры.
Много трагических страниц в истории России. В Кали-юге — Чёрной эпохе — невежество и косность восставали против носителей Света — лучших творцов безжалостно гнали и уничтожали.
«Поэтов тираны не понимают, когда понимают, тогда убивают» [7], — пронзительно и точно сказал Андрей Вознесенский.
Вспомним убитых А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова...
В 1921 году, в Петрограде, был расстрелян Николай Гумилёв, тогда же от истощения умер Александр Блок.
В 1930 году, в расцвете творчества, гибнет Владимир Маяковский.
В 1941-м от безысходности и одиночества умирает Марина Цветаева, — и друзья-поэты не помогли ей, хотя могли это сделать…
Немало было подобных трагедий. Потрясённый гибелью лучших русских творцов Максимилиан Волошин писал:
С каждым днём всё диче и всё глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но удел не выберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба [8].
В наше время деятелей Культуры редко убивают физически, но используют другие, более изощрённые, способы борьбы с ними…
Далеко ходить не надо. Бывает, что невежество, гордыня, зависть приводят к замалчиванию творческих достижений коллег — полезные статьи, книги и фильмы отвергаются, имена стираются, свидетельства не принимаются, фотографии и аудио-плёнки подчищаются… Бывает, что годы активной Культурной деятельности просто замалчиваются — как бы не было их вовсе…
Но ещё страшнее, когда у всех на виду творцы и деятели Культуры, много лет самоотверженно трудившиеся для духовного возрождения народа, оказавшись в трудной ситуации, скитаются без жилья и работы, когда страдают их дети, когда люди тяжко болеют, просят о помощи, умирают… — но Культурные сообщества, будто, не видят и не слышат.
Тяжело «испытание Культурой»!
Убийство Моцарта не дало Сальери таланта. Умаляя и замалчивая других, сам не возвысишься…
Так было, но так не будет!
Новая Эпоха — Эпоха Сердца — уже наступила.
«Не слыть, а быть» — такой девиз Рериховскому Движению дал один прекрасный поэт… Воспитать в народе уважение к нашим талантам и передать его подрастающему поколению можно, только показав пример. И кому, как не нашим Рериховским Обществам, несущим народу Живую Этику, сделать это?
***
Не случайно отметил Н.К.Рерих, что Культурная работа во времена поклонения «золотому тельцу», — это подвиг! Радостно, что этот подвижнический труд приняли на себя многочисленные Рериховские Общества нашей страны! Несмотря на все несовершенства, на трудности и препятствия, Рериховское Движение России крепнет и набирает новые силы. Такого нигде в мире нет!
Не грозное оружие прославит Россию (хотя без него пока не обойтись), но творцы духовных ценностей — поэты, художники, музыканты, писатели, философы… И как апофеоз Культа-Ура — Почитания Света — Духовные Светочи и Подвижники. Благодаря им возродится Россия и поведёт за собой других.
Уверена, что скоро самоотверженную работу Рериховских Обществ страны будет на всех уровнях поддерживать наше Государство; ибо не может Государство, любящее свой народ, заботящееся о его благе, процветании, образовании и духовном росте не помогать современным подвижникам Культуры, сеющим «разумное, доброе и вечное» в самой гуще народной жизни.
Наш Светлый Вождь Культуры — Николай Константинович Рерих — напоминает:
«Но чем же вызовете дух ваш?
Чем вскроете то, что у многих засыпано
обломками обихода? Твержу. Повторяю:
красотой искусства, глубиной знания» [9].
Андрей ЮШКОВ
Идущий за Мною не смотрит назад.
Грани Агни Йоги II, 280
Без Откровения Свыше народ необуздан...
Притчи Соломоновы. 29:18
«Идущий за Мною не смотрит назад» —
Он весь устремлён, его мысли —
в Грядущем,
Его не прельстить — «жить» одним лишь
насущным,
Он сердцем пылает, он духом крылат!
Без Высшего Смысла народ не сплотить —
Не станет ведущим лишь внешнее «благо»...
Великая Цель пробуждает отвагу —
Готовность за Правду и жизнь положить!
Так будь неотступен в посеве Добра —
Дерзай, вновь и вновь собирая всю волю,
И знай — на тобою возделанном поле
Для будущей Жатвы настанет пора! [10]
23 сентября 2016 г. Новосибирск, nzh@mail.ru
Примечания:
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.