Человека иногда томит, радует живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и всемогущим, которое он сознаёт в себе, и чем-то узким и слабым, которое он чувствует в себе же. 1
Если бы человек из всех голосов, говорящих в его душе, мог бы безошибочно узнавать голос своего истинного, вечного я, он никогда бы не ошибался, не делал зла. Для этого-то и нужно знать самого себя. 2
Совершенствование человека измеряется степенью его освобождения от личности. 3
Заблуждение, в котором мы находимся, считая собой своё отдельное существо, то же, в каком бы был путник, считая одну станцию всем путём, или человек один день всею жизнью. 4
Жизнь индивидуальная, личная есть иллюзия, такой жизни нет, есть только функция, орудие чего-то. 5
Жизнь для себя – мука (…) потому, что хочешь жить для иллюзий, для того, чего нет и что не может быть не только счастливо, но не может быть. Всё равно, как одевать и кормить тень. 6
Жизнь человека как личности, стремящейся только к своему благу, среди бесконечного числа таких же личностей, уничтожающих друг друга и самих уничтожающихся, есть зло и бессмыслица, и жизнь истинная не может быть такою. 7
Человеку только по недомыслию кажется, что он желает блага себе. Это только кажется: желание блага – это голос живущего в человеке Бога, а Бог желает блага всему; человеку же кажется, что он только себе, своему телу желает блага. 8
Любовь к своему плотскому «я» есть извращение любви к богу.
Любить в себе того, кто один во всех, значит любить бога. 9
Чем разумнее и добрее человек, тем больше он узнаёт себя в другом. 10
Подходят к двери шаги. Я спрашиваю: Кто там? Отвечают: Я. – Кто я? – Да я, – с удивлением, что можно об этом спрашивать. Это мальчик крестьянский. Он знает, что на свете есть только его я. То я, которое во всём. Я же спрашиваю о том окошке, через которое смотрит я. 11
Я – не только не я, плотский Иван, Пётр, от рождения и до смерти, но я по телу – только передаточное звено между моими предками и потомками; я, моё телесное я, - только мгновенная вспышка чего-то. Если есть во мне что-нибудь действительно существующее, то очевидно, что это не телесное я. 12
Все наши горести и страдания – только от признания собою своего телесного я, которого нет и никогда не было. Есть только Начало всего – Бог, и я – Его проявление, и чем больше я сознаю это (а вся жизнь неудержимо ведёт к этому сознанию), тем жизнь моя становится мне понятнее и радостнее. 13
Хорошо напоминать себе и друг другу, что как леса только затем, чтобы можно было построить здание, так и тело наше только затем, чтобы выросла жизнь духовная. 14
Сущность религиозного сознания в том, что человек перестаёт сознавать себя царём, купцом, отцом, мужем, а сознаёт себя той математической точкой в пространстве и времени, которая имеет смысл только в этой точке, в нематерьяльном сознании, цель, задача которой одна: исполнить то, что должно. 15
Многим кажется, что если исключить из жизни личность и любовь к ней, то ничего не останется. Им кажется, что без личности нет жизни. Но это только кажется людям, которые не испытывали радости самоотвержения. Откинь от жизни личность, отрекись от неё, и останется то, что составляет сущность жизни – любовь и благо. 16
Самоотречение не есть отречение от себя, а только перенесение своего я из животного существа в духовное. 17
Смирение нужно не только для жизни, но нужно и для смерти. Надо сделаться малым перед людьми, перед собою, чтобы войти в дом бога. Отрекись от себя, и ты сольёшься с ним. Чем больше отречения, тем ближе к нему, тем легче смерть. 18
Всё хорошее, что я делаю или говорю, не из меня исходит, а только проходит через меня. Делает и говорит через меня высшая сила. А я воображаю, что так как через меня проходит хорошее, то это значит, что я хорош. 19
Сущность учения Христа в том, чтобы человек узнал, кто он, чтобы он, как птица, не пользующаяся своими крыльями, бедствующая по зиме, понял, что он не смертное животное, зависящее от условий мира, а как птица, понявшая, что у неё есть крылья и поверившая в них, понял бы, что он, сам он, никогда не рождался и не умирал, а всегда есть и проходит в этом мире только одну из бесчисленных форм жизни для исполнения воли того, кто послал его в эту жизнь. 20
Если мы сравним свои телесные силы с вещественными силами мира, то мы – ничто. Но если мы посмотрим на свою душу, на своё духовное «я», в котором живёт дух Божий, то мы поймём, что мы не ничто, а то, выше чего мы ничего не можем себе представить. 21
То, что’ делаешь для себя или для людей с определённой целью, всегда слабо, и результаты гадательны. То же, что’ делаешь для души без видимой желательной цели, всегда непреодолимо могущественно и ведёт прямо к своей цели, потому что то, что’ ты делаешь для души, делаешь уже не ты, а дух, живущий в тебе. 22
Человек, отрекающийся от своей личности, могуществен, потому что личность скрывала в нём бога. Как скоро он откинул личность, действует в нём уже не он, а бог. 23
Стоит вспомнить о себе в середине речи – и теряешь нить своей мысли. Только когда мы совершенно забываемся, выходим из себя, только тогда мы плодотворно общаемся с другими и можем служить им и влиять на них. 24
Я убеждён, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но даже физическая бесконечная сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз – любовь к себе или, скорее, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество. 25
На известной степени углубления в себя человек сознаёт в себе нечто сверхчеловеческое. 26
Личность каждого человека есть покров, скрывающий живущее в нём божество. Чем больше отрекается человек от своей личности, тем больше проявляется в нём это божество. 27
Душа человеческая однородна с божеством. 28
Человек может перенести своё я из области подчинённой, непостоянной и бедственной в то, что свободно, неизменно и радостно: в сознание своей духовной, божественной сущности. 29
Величайший акт жизни это сознание своего я, и последствия его благодетельнейшие или ужаснейшие, смотря по тому, на что – на тело или дух будет направлено это сознание. 30
Если перенёс своё я в духовное существо своё, то почувствуешь такую же боль, нарушая любовь, как чувствуешь боль физическую, когда нарушаешь благо тела. 31
В сознании своего я есть нечто основное, без чего ничего существовать не может. Я могу допустить, что уничтожится тот мир, который я знаю, но не могу допустить своего уничтожения. 32
… Мир наверное не такой, каким мы его познаём: будут другие орудия познания, и будет другой мир. Но как бы ни изменилось то, что мы считаем миром, наше отношение к миру, одно несомненно, такое, каким мы познаём его и всегда неизменное: это то, что познаёт; и познаёт не только во мне, но и во всём, что познаёт. Это познающее одно везде и во всём и в самом себе. Это Бог и та почему-то ограниченная частица Бога, которая составляет наше действительное Я. 33
Сознание, т. е. взгляд на себя. (Есть кто-то, кто может видеть меня.) Подняться на ту высоту, с которой видишь себя, как постороннего – очень полезно, нужно. Это высший акт человеческой души. Удивительное дело, сознание сразу останавливает всякую деятельность, но только на время. Надо посредством сознания остановиться, а потом уже продолжать деятельность пропущенною сквозь сознание. 34
Если есть движение, - а мы сознаём движение жизни, - то движение может быть только относительно чего-нибудь неподвижного. Это-то неподвижное и есть то духовное я, которое созерцает движущуюся жизнь. 35
Жизнь не в теле и не в душе, а в духе, в том духе, который живёт во всём. Только этот дух сознаёт и тело, и душу. Его же, того, кто сознаёт, ничто не сознаёт. 36
Сознание есть созерцание созерцателя. Созерцатель в зависимости, созерцание свободно. 37
Человек уходит из времени, когда сознаёт своё сознание. 38
Тайна в том, что я каждую минуту другой и всё тот же.
То, что я всё тот же, делает моё сознание; то, что я всякую минуту другой, делает пространство и время. 39
Жизнь наша есть наше сознание себя вечным, бесконечным, т. е. безвременным и внепространственным духом, ограниченным условиями временных и пространственных явлений. 40
… Моё я началось не в утробе матери и не по выходе из неё, когда отрезали пуповину, и не тогда, когда отняли от груди, и не тогда, когда я начал говорить. Я знаю, что это я началось когда-то, и вместе с тем я знаю, что это я всегда было. Так что я во времени не могу найти своего настоящего я, буду ли я искать его совсем близко или бесконечно далеко. Я как будто никогда не появлялся, а всегда был и есть, и только забыл свою прежнюю жизнь. 41
Жизнь есть освобождение души (духовной, самобытно живущей сущности) от тех условий телесной личности, в которые она поставлена. 42
Каждый из нас это свет, божественная сущность, любовь, сын Божий, заключённый в тело, в пределы, в цветной фонарь, который мы же разрисовывали нашими страстями, привычками, так что всё, что мы видим, мы видим только через этот фонарь. Подняться, чтобы видеть через него, нельзя – наверху такое же стекло, сквозь которое и Бога мы видим, сквозь нами же разрисованное стекло. Одно, что мы можем – это не смотреть сквозь стёкла, а сосредоточиться в себе, сознавать свой свет и разжигать его. И это одно спасенье от обманов жизни, от страданий, соблазнов. И это радостно и всегда возможно. Я делаю это. И хорошо. 43
Если человек считает собой своё животное существо, то и Бога он будет себе представлять телесным, властвующим над миром. 44
Жизнь наша есть освобождение заключённого, расширение пределов, в которых действует беспредельное начало. 45
Я пришёл откуда-то и уйду куда-то. Есть требования этой временной, промежуточной жизни, и требования той, из которой я ушёл и в которую уйду – всей жизни. Надо жить для всей – по её требованиям и законам. 46
…Духом бодр, когда помню о значении всей жизни, а не этой одной, которую я прожил Львом Николаевичем. 47
Капля, сливаясь с большой каплей, лужей, перестаёт быть и начинает быть. 48
Не людям, а Тебе и перед Тобою работаю, и не этой жизнью хочу жить, а всею – тою истинною, бессмертною. 49
__________________________________
1Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. – М., 1928-1958, т.42, стр.133.
2 ПСС, т.42, стр.81.
3 ПСС, т.41, стр.47.
4 ПСС, т.53, стр.95.
5 ПСС, т.53, стр.220.
6 ПСС, т.53, стр.204.
7 ПСС, т.26, стр.327.
8 ПСС, т.43, стр.248.
9 ПСС, т.42, стр.545.
10 ПСС, т.44, стр.74.
11 ПСС, т.55, стр.143.
12 ПСС, т.44, стр.134.
13 ПСС, т.44, стр.198.
14 ПСС, т.41, стр.107.
15 ПСС, т.55, стр.156.
16 ПСС, т.44, стр.369.
17 ПСС, т.43, стр.284.
18 ПСС, т.41, стр.545.
19 ПСС, т.44, стр.49.
20 ПСС, т.53, стр.75.
21 ПСС, т.43, стр.6.
22 ПСС, т.44, стр.134-135.
23 ПСС, т.41, стр.281.
24 ПСС, т.43, стр.110.
25 ПСС, т.5, стр.196.
26 ПСС, т.41, стр.241.
27 ПСС, т.41, стр.110.
28 ПСС, т.42, стр.341.
29 ПСС, т.41, стр.278.
30 ПСС, т.53, стр.213.
31 ПСС, т.53, стр.92.
32 ПСС, т.55, стр.141.
33 ПСС, т.53, стр.131.
34 ПСС, т.55, стр.175.
35 ПСС, т.44, стр.6.
36 ПСС, т.43, стр.243.
37 ПСС, т.55, стр.262.
38 ПСС, т.54, стр.173.
39 ПСС, т.55, стр.385.
40 ПСС, т.41, стр.355.
41 ПСС, т.36, стр.407-408.
42 ПСС, т.41, стр.546.
43 ПСС, т.53, стр.176.
44 ПСС, т.44, стр.74.
45 ПСС, т.53, стр.231.
46 ПСС, т.55, стр.182.
47 ПСС, т.53, стр.127.
48 ПСС, т.53, стр.231.
49 ПСС, т.51, стр.109.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.