Мысли на каждый день
Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира!
Рерих Е.И. Письмо от 16.07.1935

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

Лев Толстой о самоотречении

27.05.2014

Лев Толстой о самоотречении
Лев Толстой о самоотречении
Подборка Максима Орлова,
д. Горваль Гомельской области (Беларусь).

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть. 1

В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать её. 2

Тот, кто ничего не боится и готов всегда отдать свою жизнь за истину, гораздо сильнее того, кого все боятся и кто держит в своей власти жизнь других людей. 3

Тщетны все попытки улучшения жизни без жертвы. Попытки эти только отдаляют возможность улучшения. 4

Всё хорошее, доброе делается только тогда, когда человек забывает себя. 5

Мы только тогда истинно живём для себя, когда живём для других. Это кажется странным, но испытай - и ты увидишь, что это так. 6

Стоит вспомнить о себе в середине речи - и теряешь нить своей мысли. Только когда мы совершенно забываем себя, выходим из себя, только тогда мы можем плодотворно общаться с другими, служить им и влиять на них. 7

Как свеча горит только тогда, когда тратится воск, из которого она сделана, так жизнь только тогда настоящая, когда она тратится не для себя. 8

Истинное добро есть служение богу. Служение достигается всегда тратой своей животной жизни, так же как свет достигается только тратой горючего материала. 9

Только бы себя не любить, себя, своего Л.Н., и будешь любить и Бога, и людей. Ты зажжён и не можешь не гореть, а горя, будешь зажигать других и сливаться с другим огнём. Себя любить значит жалеть свою свечу и тушить огонь. 10

Счастие своё человек находит только в служении ближним, и, благодаря этому служению, он становится един с основой жизни мира. 11

Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как исполнение долга, служение. 12

Сознание долга даёт нам сознание божественности нашей души, и, наоборот, сознание божественности нашей души даёт нам сознание долга. 13

Человек, служа другому, должен знать, что он не подчиняется, не покровительствует, не благодетельствует, а исполняет свою обязанность - не перед человеком, а перед вечным законом. 14

Нет того особенного подвига, который бы мы могли совершить в этой жизни. Вся жизнь наша должна быть этим подвигом. 15

Наслаждающихся и самодовольных мыслителей и художников не бывает. Единственный несомненный признак присутствия призвания есть самоотвержение, есть жертва собой, для проявления вложенной в человека на пользу другим людям силы. Без мук не рождается и духовный плод. 16

Чем меньше человек доволен собою, тем нужнее он для других людей и тем больше бывает полезен им. 17

Живи для себя, чтобы улучшить свою животную жизнь, и жизнь твоя будет вредна и для тебя, и для других; живи для души, старайся жить для исполнения закона своей жизни, и твоя жизнь будет на благо и тебе, и другим людям. 18

При стремлении к личному благу не достигается ни личное благо, ни общее. При стремлении к самоотречению достигается и личное, и общее. 19

Сумасшествие это эгоизм, или наоборот: эгоизм, т.е. жизнь для себя, для одной своей личности, есть сумасшествие. (...) Человек так сотворён, что он не может жить один, так же, как не могут жить одни пчёлы; в него вложена потребность служения другим. 20

Я понял, что человек, кроме жизни для своего личного блага, неизбежно должен служить и благу других людей; что если брать сравнения из мира животных, как это любят делать некоторые люди, защищая насилие и борьбу борьбой за существование в мире животных, то сравнение надо брать из животных общественных, как пчёлы, и что потому человек, не говоря уже о вложенной в него любви к ближнему, и разумом, и самой природой своей призван к служению другим людям и общей человеческой цели. Я понял, что это естественный закон человека, тот, при котором только он может исполнить своё назначение и потому быть счастлив. 21

...Люди предназначены не на то, чтобы им все служили, а чтобы они служили, и (...) радость жизни не от того, что берёшь от людей, а от того, что даёшь им. Так несомненно устроена наша жизнь, и тот очень туп, кто не видит этого. 22

Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. 23

Человек не может не быть эгоистом, не думать, не помнить, не заботиться о себе. А между тем благо человека возможно только тогда, когда он направляет свою деятельность вне себя, на благо ближнего. Как быть? Одно средство: сделать заботу о себе такою, чтобы она направлялась вне себя, на благо ближнего. Сделать это можно тем, чтобы заботиться о себе, о своей душе... 24

...Высшее доступное человеку благо жизни это то, когда его личное стремление влечёт его к любовной деятельности, т.е. к такой, цель которой не я, а другие, когда нет ни борьбы, ни напоминаний со стороны разума, ни малейшего остатка силы жизни, не поглощённого деятельностью для других. 25

...Одни [люди] чувствуют прежде других, а потом себя, а другие прежде себя, хотел сказать: а потом других, но большей частью такие люди ограничиваются тем, что чувствуют только себя. Это - ужасное различие. 26

Я знаю только два состояния духа: одно - вся жизнь в себе, для себя - это ад, и другая жизнь - в служении делу божию - это рай, если нет сомнения в том участии, которое ты призван принимать в этом деле. 27

Чем больше себялюбие, тем труднее понять другого, перенестись в другого, а в этом всё. И наоборот. 28

Жить не для себя, а для других значит переносить своё "я" из жизни телесной в жизнь духовную, т.е. в то, для чего нет времени, нет смерти и нет зла. 29

Величайшее благо, которое только знает человек, состояние полнейшей свободы и счастья, есть состояние самоотвержения и любви. Разум открывает человеку единственный возможный путь к счастью, и чувство устремляет человека по этому пути. 30

Благо разумного существа человека только тогда благо, когда оно благо всех. 31


 1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. - Москва, 1928-1958, т.42, стр.38.

 2 ПСС, т.42, стр.552.

 3 ПСС, т.41, стр.198.

 4 ПСС, т.42, стр.553.

 5 ПСС, т.44, стр.235.

 6 ПСС, т.44, стр.111.

 7 ПСС, т.41, стр.112.

 8 ПСС, т.43, стр.222.

 9 ПСС, т.41, стр.583.

 10 ПСС, т.53, стр.167.

 11 ПСС, т.41, стр.159.

 12 ПСС, т.42, стр.159.

 13 ПСС, т.41, стр.416.

 14 ПСС, т.41, стр.263.

 15 ПСС, т.42, стр.271.

 16 ПСС, т.42, стр.186.

 17 ПСС, т.44, стр.371.

 18 ПСС, т.44, стр.109.

 19 ПСС, т.50, стр.138.

 20 ПСС, т.53, стр.4.

 21 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 томах. - Москва, 1960-1965, т.16, стр.283.

 22 ПСС, т.84, стр.260.

 23 20-томник, т.18, стр.19.

 24 ПСС, т.54, стр.157-158.

 25 ПСС, т.64, стр.161.

 26 20-томник, т.20, стр.155.

 27 ПСС, т.66, стр.266.

 28 20-томник, т.20, стр.280.

 29 ПСС, т.43, стр.249.

 30 ПСС, т.44, стр.369-370.

 31 ПСС, т.55, стр.142.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.