...Думать, что внешними условиями можно изменить свою жизнь, всё равно, что думать, как я, бывало, маленький, что, севши на палку и взяв её за концы, я могу поднять себя. 1
Все великие перемены в жизни людей совершаются только в мысли. Если в сознании человека происходит перемена, действие его неизбежно отразит направление мысли, подобно барке, следующей за поворотом руля. 2
Пусть только каждый приводит своё сознание в наибольшую ясность и жизнь в наибольшее соответствие с требованиями этого сознания. 3
...Благо наше зависит не от внешних условий, а от той степени сознания и слияния своего "я" не с своим животным существом, а с своим общим всем людям духовным началом, которое мы называем богом... 4
Только человеку, не признающему своей зависимости от высшей воли, может притти та удивительная мысль, что он знает лучше, чем тот вечный хозяин жизни, какою она должна быть и каким средством она должна быть исправлена. 5
...Исполнять волю Отца, выраженную в Евангелии. Не изменять рассудочно своего положения внешнего, а всеми силами разжигать в себе свет истинного разумения и в свете этом действовать. 6
...Если мы только правильно, т.е. по закону бога, смотрим на жизнь, то жизнь практическая сложится так, как она должна сложиться, и всё будет хорошо. 7
...Всё больше и больше приучаюсь к тому, чтобы не предпочитать никаких одних внешних условий другим и не заботиться о них, а заботиться о том, чтобы в данных условиях соблюсти данную мне божественную искру и исполнить всю волю Отца. (...) ...Знаю, что в этом одном и успокоение, и разрешение всех и отвлечённых, и самых практических задач... 8
...Жизнь не может быть ни хороша, ни дурна от внешних условий. Всё в тебе. Живёшь с богом и в боге, и всё и везде хорошо. Живёшь без бога, и всё и везде дурно. 9
Перемена внешних условий есть напрасная трата сил, долженствующих быть направленными на внутреннюю работу. А если внутри всё в порядке, то везде хорошо. Как в индийском изречении сказано: "Искать улучшения жизни вовне всё равно, как пастуху искать потерянного ягнёнка, когда он у него за пазухой". 10
...Когда положишь все силы на внутреннюю работу (...), то или внешняя жизнь сложится, как мы желаем, или то, что она не такова, как мы желаем, перестанет тревожить нас. 11
Постарайся направить всю свою энергию не на то, чтобы было всё то, чего ты желаешь (...), а на то, чтобы умиротворить себя, свою душу, и ты получишь, чего желаешь. 12
Только спокойнее, покорнее несите те условия жизни, в которых* вас ставит судьба, и условия эти изменятся. 13
* Так в книге.
Надо исполнять внутренний закон. И его можно исполнять, находясь на необитаемом острове. (...) Не надо рассудочно изменять своё положение. Если будешь исполнять внутренние требования, сама жизнь выпихнет тебя из твоего положения. 14
...Нужно прежде всего сейчас, в том положении, в котором я нахожусь, жить наилучшим образом, нынче, сейчас. А загадывать вперёд, устраивать свою жизнь я не имею права, да и возможности. Живи сообразно с тем светом, который есть в тебе, и жизнь втолкнёт тебя в ту самую форму жизни, которая тебе свойственна. Человек ходит, бог водит. 15
... Мне думается иногда, что мы мало внутренно движемся оттого, что суетимся внешне: только что начнётся внутренняя работа, которую надо вытерпеть, выжить, - мы засуетимся и не разродимся новым состоянием. 16
Нельзя спрашивать: переменить ли жизнь? Переменить надо жизнь только тогда, когда нельзя не переменять. И тогда нечего спрашивать. А для того, чтобы прийти в такое положение, надо внутренне, духовно измениться. 17
Люди уходили в монастыри для внешнего устройства доброй жизни (...), [но] и там они далеко не достигали, чего хотели. Мой совет всем людям, желающим жить доброй христианской жизнью (...), в том, чтобы все силы своей души полагать на внутреннее просветление своей души, на самое строгое исследование себя, своих недостатков и на исправление их, главное же, на увеличение в себе любви, а не на изменение внешних условий. Изменение себя, своих внутренних требований неизбежно повлечёт за собой и изменение внешних условий жизни. 18
Те условия, в которых мы находимся, представляют из себя тот материал, над которым мы призваны работать. Только поступай, не выходя нарочно из тех условий, в которых находишься, ВОВСЮ по своей совести, и жизнь сама покажет, можешь ли оставаться в этих условиях или нет. 19
Не ждите от жизни ничего: лучше того, что у вас есть теперь, и момента более серьёзного и важного, чем тот, который вы теперь переживаете, не может быть, потому что он настоящий и один в вашей власти. Не думайте тоже о форме жизни иной, более желательной: все безразличны. Лучше только та, в которой требуется наибольшее напряжение духовной силы. 20
Я себе всегда в упрёк ставлю, что слишком много говорил об изменении форм жизни. Всё временное, внешнее, то, что будет и то, что есть, не зависит от нас. Человек должен только стремиться к тому, что он считает правдой, а что выйдет из этого, не в его власти. 21
Надо ясное общее начало, и тогда подробности сложатся сами собой. Мы не можем никаких форм осуществлять, а можем только стремиться к идеалу. 22
Как колёса машины нельзя повернуть силой, они все связаны с шестернями и другими колёсами, а пустить и не пустить пар, который задвигает их, легко, так точно страшно трудно изменить самые внешние условия жизни, но быть добрым или злым легко. А это: быть добрым или злым - изменяет все внешние условия жизни. 23
Ничего не делать для изменения своего внешнего состояния и все силы направлять, сосредоточивать на улучшение своей души. Большинство же людей делают обратное: всегда довольны своей душой, собой и всегда недовольны своим положением - стараются улучшить его, этим самым ещё больше вредя душе. 24
...Внешние условия жизни не только не надо искусственно устраивать, но надо всячески стараться избегать внешнего устройства, потому что ничто так не убивает внутреннее, как внешнее, и ничто так не развивает лицемерие (самого страшного врага истины), лицемерие, гордость, неуважение к людям, как приписывание значения внешним формам жизни. 25
Устройство внешних форм общественной жизни без внутреннего совершенствования - это всё равно, что перекладывать без извёстки, но на новый манер, разваливающееся здание из неотёсанных камней. Как ни клади, всё не будет защищено от непогоды и будет разваливаться. 26
...Все эти внешние условия - такое ничтожество в сравнении с сознанием своего единства со Всем... 27
* * *
Большая ошибка думать, что Царство Небесное там, за гробом, и такая же большая ошибка думать, что оно здесь. Оно внутри, а когда внутри, то здесь и там нераздельно. 28
...Люди, созерцая идеал, всегда надеются найти его где-нибудь и спешат искать. Они не знают и не хотят верить, что его не надо искать там и здесь, в пространстве и времени, а что идеал затем дан, чтобы его осуществлять сейчас, ЗДЕСЬ. ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС И ДОСТИГАЕТСЯ УСИЛИЕМ. 29
Нам кажется, что настоящая работа - это работа над чем-нибудь внешним - производить, собирать что-нибудь: имущество, скот, дом, плоды, а работать над своей душой - это так, фантазия, а между тем, всякая другая, кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа - пустяки. 30
Все мы думаем, что наша обязанность, призвание - это делать разные дела: воспитать детей, нажить состояние, написать книгу, открыть закон в науке и т.п., а дело у всех нас только одно: делать свою жизнь, сделать так, чтобы жизнь была цельным, разумным, хорошим делом. 31
Для животного существа в человеке нужно счастье извне, для разумного, духовного существа нужно только усилие (усилие сознания) изнутри. 32
Все различия наших положений в мире - ничто в сравнении с внутренними силами власти над собой. Всё равно как безразлично, упал ли человек с корабля в Азовское, Чёрное, Средиземное море или в океан в сравнении с тем, что умеет он плавать или нет. Сила не во внешних условиях, а в умении владеть собой. 33
Из всякого трудного положения сейчас же выйдешь, если только ясно сознаешь то, что в тебе живёт Бог. 34
Это мне так ясно, что никуда не ходи, всё внутри тебя, все усилия употреблять на работу в себе, на углубление в себя. Искать в себе, а не вне себя; напрячь усилия на устранение того, что мешает проявлению божества в тебе; внешние условия - только последствия внутренних перемен.
(...)
Внутреннее изменение - главное, внешние изменения - это последствия, нельзя заботиться о последствиях, они всегда будут соответствующие. Мне последнее время так ясно, что я не Толстой, вы не К(…), а я и вы - то божественное начало, которое чувствуешь в себе, которое во всех нас. 35
Я твёрдо верю, что если я посвящу все мои силы на исполнение воли Хозяина, так ясно выраженной в его словах и в моей совести, - хотя бы я и не вполне верно представлял себе цели и намерения Хозяина, которому я служу, - он меня не оставит и устроит всё к моему благу. 36
...Нет такого положения, в котором нельзя бы было вести разумную жизнь и быть свободн[ым]. Я не говорю, что можно вести разумную жизнь и быть свободн[ым] и сохранить известное положение, но я говорю, что всегда и везде можно вести разумную, т.е. христианскую жизнь, и что эта христианская жизнь сама собой выведет из того положения, которое противно ей, и поставит в такое, которое ей свойственно.
Христианская жизнь ведь состоит в том, чтобы служить не себе, а богу - делать его дело. Его же дело состоит в том, чтобы разъединение и вражда людей между собой заменилась единением и согласием. Делать же это дело может человек, исповедуя истину и проявляя любовь. И для того, чтобы делать и то, и другое, не может быть никаких препятствий. 37
...Как только любовь к ближнему станет для человека естественной, новые условия христианской жизни образуются сами собой, совсем как в жидкости, насыщенной солью, образуются кристаллы, как только перестают её взбалтывать. 38
Только положите все силы на (...) то усилие, которым берётся царство божие внутри нас, всякую минуту настоящего насколько можно больше употребляйте на эту внутреннюю работу совершенствования - освобождения, и жизнь сложится так, как она должна сложиться, и, по всем вероятиям, не так, как вы бы того хотели, но сложится наилучшим образом. 39
Не надо никогда изменять внешние условия той жизни, которую ведёшь, надо, чтобы эти условия изменялись сами вследствие внутренних перемен.(...) [Не изменяйте теперешнее положение], а пусть оно само изменится, если оно не будет совпадать с вашими внутренними требованиями. 40
Главное - надо переменить не занятия, а понятия. Раз переменятся понятия, занятия переменятся сами собой. 41
Много, мне кажется, совершается перемен во всём. Это, должно быть, во мне перемены, а мне кажется, что вне меня. Серьёзнее и важнее всё стало. 42
...Изменение(...)безумных и безнравственных условий жизни не в моей власти, тогда как в полной моей власти только моя жизнь и моя деятельность, во всякую минуту настоящего, и(...) моя деятельность, направленная на самого себя, есть вместе с тем единственное средство воздействия моего на условия внешнего мира. Моя деятельность, направленная на самого себя, это тот рычаг, посредством которого только я могу содействовать превращению дурных условий в хорошие. Правда, перемены этой не только я в свои 82 года, но и молодой человек может не увидать, но всякое внутреннее совершенствование каждой личности неизбежно вносит и зачатки изменения общего строя. 43
...Вам не нужно бросать семью или ослаблять свою заботу о ней, но нужно внести в семейную жизнь и заботу тот идеал, к которому вы стремились и который не осуществили, но который был несомненно истинен. Нужно соединить служение людям и служение семье не механически, распределяя время на то и другое, а химически, придав заботе о семье, воспитанию детей идеальное, служебное людям значение. 44
...Во всяком месте можно жить хорошо и дурно. Тому, кто живёт хорошо, везде хорошо, а тому, кто живёт дурно, везде дурно. Думать, что от перемены места может жизнь стать лучше, большой соблазн. 45
...Жизнь дана всем людям для блага, и если люди не испытывают этого блага, то виноваты только они сами. 46
Живём мы только для того, чтобы пользоваться благом жизни. Весь смысл жизни, доступный нам, только в том, чтобы мы имели возможность участвовать в божеской жизни; и потому мы должны быть счастливы. Если мы несчастливы, то это значит только то, что мы делаем не то, что должно, или не делаем того, что должно. Так что не только благо есть последствие исполнения долга, но наш долг в том, чтобы мы испытывали благо. 47
Мне кажется, что человек должен за первое правило себе поставить - быть счастливым и довольным. Надо стыдиться, как дурного поступка, своего недовольства и знать, что если у меня или во мне что-нибудь не ладится, то мне не рассказывать надо об этом другим и не жаловаться, а поскорее постараться поправить то, что не ладится. 48
Когда разумный человек завязнет в снегу, то он не обвиняет дорогу, а себя, стараясь выбраться на настоящую дорогу, с которой он сбился. То же и в жизни. Люди собьются с пути и, вместо того, чтобы искать свою ошибку, обвиняют и людей, и жизнь, и бога, только не одного виноватого во всём - себя. 49
Мы не имеем никакого права быть недовольными этой жизнью. Если нам кажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеем основание быть недовольными собою. 50
Человек испортил себе желудок и жалуется на обед. То же и с людьми, недовольными жизнью. 51
...Избавление от зла и приобретение блага добывается только своим усилием,(...) нет и не может быть такого приспособления, посредством которого, помимо своего личного усилия, достигалось бы своё или общее благо. 52
Чем больше будут верить люди в то, что они могут быть приведены чем-то внешним, действующим само собою, помимо их воли, к изменению и улучшению своей жизни, тем труднее совершится это изменение и улучшение. 53
В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Сущность истории нашей жизни есть наше отношение к духу, живущему в нас, наше большее или меньшее сознание его и следование его велениям. 54
Истинное благо всегда в наших руках. Оно, как тень, следует за доброй жизнью. 55
Репродукция: И.Е. Репин. Лев Николаевич Толстой в лесу. 1891
1 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. - Москва, 1960- 65, т.19, стр.445.
2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. - Москва, 1928-1958, т.90, стр.41.
3 20-томник, т.20, стр.164.
4 ПСС, т.77, стр.44.
5 ПСС, т.81, стр.180.
6 ПСС, т.65, стр.44.
7 ПСС, т.68, стр.22.
8 ПСС, т.64, стр.279.
9 ПСС, т.77, стр.206.
10 ПСС, т.79, стр.170.
11 ПСС, т.77, стр.31.
12 Толстой С.Л. Очерки былого. - Тула, 1975, стр.245.
13 ПСС, т.67, стр.218.
14 Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. - Москва, "Наука", 1979, "Литературное наследство", т.90, кн.2, стр.330.
15 ПСС, т.69, стр.144.
16 ПСС, т.69, стр.98.
17 20-томник, т.20, стр.291.
18 ПСС, т.80, стр.118.
19 ПСС, т.81, стр.194.
20 ПСС, т.67, стр.48.
21 Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - Москва, 1959, стр. 199.
22 Маковицкий, кн.1, стр.447.
23 20-томник, т.20, стр.120.
24 ПСС, т.57, стр.54.
25 ПСС, т.65, стр.39.
26 20-томник, т.20, стр.207-208.
27 ПСС, т.89, стр.184.
28 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. - Москва, 1928-1958, т.50, стр.173.
29 ПСС, т.51, стр.51.
30 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. - Москва, 1960-65, т.20, стр.115.
31 20-томник, т.20, стр.91.
32 20-томник, т.20, стр.214.
33 ПСС, т.44, стр.117.
34 ПСС, т.44, стр.134.
35 Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. - Москва, "Наука", 1979, "Литературное наследство. Из истории русской литературы и общественной жизни 1860-1890 гг.", т.90, кн.2, стр.489.
36 ПСС, т.65, стр.37.
37 ПСС, т.67, стр.228.
38 ПСС, т.90, стр.44.
39 ПСС, т.78, стр.10.
40 ПСС, т.86, стр.191.
41 Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах. - Москва, 1978, т.1, стр.460.
42 ПСС, т.87, стр.141.
43 ПСС, т.82, стр.24.
44 ПСС, т.67, стр.41.
45 ПСС, т.81, стр.129.
46 ПСС, т.79, стр.124.
47 20-томник, т.20, стр.208.
48 ПСС, т.44, стр.388-389.
49 ПСС, т.79, стр.15.
50 ПСС, т.43, стр.361.
51 ПСС, т.43, стр.361.
52 20-томник, т.12, стр.286.
53 ПСС, т.43, стр.331.
54 ПСС, т.43, стр.307.
55 ПСС, т.43, стр.238.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.