Н.Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого |
Человек, живущий духовным сознанием, не может быть несвободен: он живёт в Боге. 1
Будь правдив, смиренен и добр, и будешь свободен, спокоен и радостен. 2
Свобода в том, что человек может иметь радость сознательного подчинения высшему закону своей жизни. 3
Увеличение свободы есть просветление сознания. 4
Свободен только тот человек, который повинуется одному закону бога: «Познаете истину, и истина освободит вас». Чем ближе человек исполняет закон бога, тем он свободнее. Люди же свободу не могут дать. 5
...В китайском языке нет выражения для «свободы». Есть Тао, означающее путь, знание закона существования, то есть (...) по-нашему «воля божья»; кто выбирает этот путь и когда идёт по нему, свободен... 6
Братство, равенство, свобода - бессмыслица, когда они понимаются как требования внешней формы жизни. От этого-то и была прибавка: «ou la mort»* . Все три состояния - последствия свойств человека: братство - это любовь. Только если мы будем любить друг друга, будет братство между людьми. Равенство - это смирение. Только если мы будем не превозноситься, а считать себя ниже всех, мы все будем равны. Свобода - это исполнение общего всем закона бога. Только исполняя закон бога, мы все наверно будем свободны. 7
…Для чего нужна человеку свобода? Можно ею воспользоваться для чего угодно. Настоящая свобода возможна только при соблюдении нравственного закона. Только религиозный человек - свободный человек. 8
Человек несвободен только, когда действует противно своей разумной природе. 9
Кто-то спрашивает меня: судьба ли от человека или человек от судьбы? - Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы; и наоборот. 10
Главная особенность жизни в Боге - это совершенное отсутствие заботы о мнении людском. (...) Признак того, что живёшь для Бога, тот, что не нуждаешься в суждении людей - они не могут уже влиять на тебя. 11
Свобода есть освобождение от иллюзии, обмана личности. 12
То, что я начинаю испытывать, - как Христос говорит: - иногда будете видеть, а иногда не будете видеть меня, - испытывать какую-то странную радостную свободу от своего тела, чувствую только свою жизнь, своё духовное существо, - какое-то равнодушие ко всему временному и спокойное, твёрдое сознание истинности своего существования.13
Для телесного сознания не может быть речи о свободе, так как жизнь телесная происходит в условиях пространства и времени (...). Для духовного же сознания точно так же не может быть речи о свободе, так как для него не существует ничего могущего стеснить его, оно всемогуще. 14
Отдельное матерьяльное существо не может быть свободно. Также не может быть свободно и отдельное духовное существо. Свободно может быть только вечное, бесконечное существо, хотя оно проявляется и в ограниченном виде. «Познаете истину, и истина освободит вас.». 15
На низшей ступени сознания, когда человек сознаёт только свою отдельность от Всего, сознаёт себя телесным существом, он испытывает наибольшую несвободу. Поднимаясь выше, он всё более и более чувствует себя свободным. Признав же себя только одним из проявлений Бога, он чувствует себя вполне свободным. 16
Перенесение своей жизни в сознание, в духовное неразделённое, неограниченное - не только свобода, но всемогущество. И вся жизнь есть приближение к этой свободе, всемогуществу, которого она никогда не достигнет, потому что достижение уничтожало бы движение. А в этом движении неперестающее благо. 17
Велика (...) привычка нерелигиозной мирской жизни, но есть тот приют, в который уходишь и в котором свободен и радостен, в котором всё благо, или не приют, а крылья, хоть и плохонькие, но которые всё-таки уносят иногда туда, где нет ни печали, ни воздыхания, ни страха, ни сомнений, а жизнь бесконечная. 18
1 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. - Москва, 1928 - 1958, т. 55, стр. 152.
2 ПСС, т. 55, стр. 91.
3 ПСС, т. 56, стр. 30.
4 Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 20 томах. - Москва, 1960 - 1965, т. 20, стр. 219.
5 ПСС, т. 76, стр. 57.
8 Маковицкий Д. П. Яснополянские записки. - Москва, «Наука», 1979, «Литературное наследство», т. 90, кн. 2, стр. 208 - 209.
7 20-томник, т. 20, стр. 252 - 253.
8 Дурылин С. Н. У Толстого и о Толстом. – «Прометей». Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей», т. 12, Москва, 1980, стр. 202.
9 20-томник, т.20, стр. 250.
10 20-томник, т. 20, стр. 170.
11 ПСС, т. 55, стр. 39.
12 20-томник, т. 20, стр. 219.
13 ПСС, т. 56, стр. 95.
14 ПСС, т. 56, стр. 18.
15 ПСС, т. 55, стр. 15 - 16.
16 ПСС, т. 55, стр. 36 - 37.
17 ПСС, т. 56, стр. 364 - 365.
18 ПСС, т. 73, стр. 170.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.