...Отец (...) дай мне ближе сливаться с волею твоей. Ничего не хочу, кроме того, что ты хочешь. 1
Да, да, только бы помнить, что жизнь только в служении тебе. Помнить, что если ты посылаешь испытание, то потому, что считаешь меня способным выдержать его, что оно по силам мне. Иначе бы оно и не было испытанием... Отец, помоги, помоги мне делать не свою, а твою волю. 2
...Я готов на всё и буду делать (...) Твоё дело, как я делал его прежде бессознательно, теперь сознательно, и не только в этой жизни, но всегда, везде, и во время моей смерти, и после неё. Я от Тебя не уйду, и Ты от меня не уйдёшь, потому что я часть Тебя. И нет разделения между Тобою, и нет смерти; а есть ряд перемен, которые и пережил уже я и лучшие переживу ещё. 3
Помоги, господи, исполнять твою волю. Не для того, чтобы что-то сделать, а только для того, чтобы делать, что должно. 4
Готов на страдания, на унижения, только бы знать сам с собой, что делаю то, что должно. Какое лёгкое или страшно трудное слово: "ЧТО ДОЛЖНО". 5
...Творить волю пославшего меня — это моя пища. Какое глубокое и простое значение. Спокойным, всегда удовлетворённым можно быть только, когда целью своей ставишь не что-либо внешнее, но исполнение воли пославшего. (...)
Творить волю пославшего так же, как есть и пить, не для людей, а для своего удовлетворения. Вот это-то и нужно, и это-то и можно, и это-то единственный путь жизни, дающий благо всегда, везде. 6
...Жить спокойно и радостно можно тогда, когда целью своей жизни поставишь не своё благо, счастье, а исполнение воли того, кто послал нас в жизнь. Живи так, и получишь то лучшее благо, какого желаешь. 7
...Жизнь наша не имеет цели в самой себе, цели, которая могла бы удовлетворить нас; цель её вне нас и недоступна нам, и потому смысл жизни нашей в том, чтобы исполнить то, для чего она предназначена. 8
Только бы не унывать и помнить, что здешняя жизнь есть только малая частица вечной жизни, которая предназначена нам, и что жизнь может быть тяжела только тогда, когда мы хотим её прожить по своей воле; если же мы считаем, что дело жизни есть исполнение воли бога, то всякая жизнь становится не только лёгкой, но радостной. 9
Лучшая жизнь та, когда (...) она сливается с вечной жизнью, и смерть уничтожается. В этом стремлении сущность жизни человека. Зачем это? Не знаю. Знает тот, кто владыко жизни, кто — сама жизнь. 10
Цель нашей жизни мы не можем понять. Цель эта понятна только для той воли, которая послала нас в жизнь. Или, скорее, цель есть понятие человеческое и для высшей воли, для бога её не существует, как не существует пространства, времени и причинности. Так что смысла нашей жизни, определяемого её целью, нет и не может быть; смысл её только в исполнении той воли, которая послала нас в жизнь, и определяется не целью, а верой в существование этой высшей воли, отца небесного по христианскому выражению. Воля же эта выражается в (...) любви. Эта та единственная сторона, с которой мы познаём бога, та пуповина, которая соединяет нас с ним. 11
Если веришь в бога, то нельзя не верить в то, что внешнее, совершающееся не по нашей воле, всё нам на благо. Зло есть только внутреннее то, что мы сами делаем, противясь воле бога. "Не моя воля, но твоя, и не то, что я хочу, а что ты хочешь, и не так, как я хочу, а так, как ты хочешь." Смотрите так на то, что случается с вами, и во всём вы найдёте благо; ищите своей воли, и вся жизнь будет неперестающее зло, и не будет конца отчаянию. 12
Переносить легко страдания можно только тогда, когда понимаешь, что в человеке есть две жизни: жизнь плотская и жизнь духовная, и когда веришь, что истинная жизнь есть жизнь духовная, для которой нет ни повреждения, ни страданий, ни смерти, если только мы соединяемся с богом, исполняя его волю. 13
Всё трудно, когда живёшь и желаешь врозь с волей бога, и всё легко и радостно, когда соединяешься с волей бога и говоришь себе: хочу того самого, чего он хочет, хочу того самого положения, в которое он поставил меня. 14
…Чем труднее борьба, тем, очевиднее, хозяин больше надеется на меня, задав мне такую трудную задачу. Буду помнить, что я борюсь по его воле. 15
Только бы помогал бог служить только ему — поступить солдатом без рассуждения в его войско. Тогда уже нечего оглядываться на успехи своего дела, тогда успех уже наверно обеспечен. И при таких условиях — как весело, бодро служить в всегда победоносном войске. 16
Мы — орудие божие; нам надо держать только себя — его орудие — в чистоте и острине (не тупить его), а работать им будет он, а что и как — он знает, а мы никак знать не можем. 17
Дело, которое делается нашей жизнью, всё дело, весь смысл этого дела не понятен и не может быть понятен мне. (...) Всё это понять, понять всё дело хозяина — не в моей власти. Но делать его волю, написанную в моей совести, — это в моей власти, и это я знаю несомненно. И когда делаю, несомненно спокоен. 18
Всё яснее и яснее сознаю (...), что жизнь, не счастливая, а блаженная, как это верно подразделяет Фихте, достигается только заменой своей воли волей бога, предоставлением ему жить через тебя. (...)
Только держите себя открытым и пустым для прохождения через вас бога, и вы перестанете быть недовольным собой... 19
Могу сказать (...), что в моей жизни дало мне спокойствие, уверенность и благо. Дало мне спокойствие, уверенность и благо признание того, что я не христианин, не русский, не дворянин, не член своего семейства, не Лев Николаевич Толстой, а работник божий, посланный в мир для исполнения в нём, в тот короткий срок жизни, который предназначен мне, дела пославшего меня. 20
Всякий разумный человек должен понимать себя в этом мире так же, как понимает себя работник, который пришёл бы на большой завод и увидал бы, что для него готово помещение, постель, пища и орудия работы. Всякий разумный рабочий поймёт, что для того, чтобы пользоваться всем тем, что для него приготовлено, ему надо работать. То же должен понять и человек. Мир — это большой завод, на который пришёл человек. Бог это хозяин этого завода, а работа, которую должен делать работник, это то, чего хочет бог от человека, послав его в мир. 21
...Вижу свет, и всё больше и больше. Всё чаще и чаще чувствую себя не хозяином своей жизни, а работником, и не думаю о том, что выйдет из того, что делаю, а только о том, что делаю и как. 22
Можно смотреть на жизнь как на свою собственность, отдельную свою жизнь, и можно смотреть на неё и понимать её как служение; в первом случае и своя смерть, и смерть любимых есть ужас, во втором — нет смерти, так что цель жизни — не жизнь, а то, чему она служит. 23
...Думаю о том, что такое эта жизнь, которая кончается смертью. И ответ только один (...) — жизнь есть служение. Это разрешит все вопросы (...). Ты должен сделать то, что хочет сила, пославшая тебя сюда. Это одно несомненно. 24
[Мы живём] в нелепой уверенности, что мы сами хозяева своей жизни, что она дана нам для нашего наслажденья. А ведь это, очевидно, нелепо. Ведь если мы посланы сюда, то по чьей-нибудь воле и для чего-нибудь. А мы решили, что живём только для своей радости, и ясно, что нам дурно, как будет дурно работнику, не исполняющему воли хозяина. 25
...Если бы [я] верил в счастье, то есть думал бы, что надо замечать и желать его, я бы сказал, что я счастлив. Не вижу, как проходят дни, не думаю, что' выйдет из моей работы, но думаю, что делаю то, что надо, чего хочет от меня то, что пустило меня сюда жить. 26
Просыпаюсь утром и спрашиваю себя: что у меня впереди? и отвечаю: ничего, кроме смерти. Ничего не желаю. Всё хорошо. Что же делать? Как же жить? Наполнять остающуюся жизнь делами, нужными пославшему. И как легко! Как спокойно! Как свободно! Как радостно! 27
...Все гайки, винты, колёса, поршни большой машины сделаны не для них, а для служения общей цели машины. То же и с нами: мы орудия той высшей воли, которая через нас творит своё, нужное ей дело. Различие только в том, что мы сознаём себя живыми и можем, не признавая себя орудиями высшей воли, страдать от своего положения, и можем, сознавая себя нужными орудиями жизни, чувствовать радость участия в бесконечно великом деле, совершаемом жизнью мира. 28
Я живу затем, чтобы исполнить волю того, кто послал меня в жизнь. Воля же его в том, чтобы я довёл свою душу до высшей степени совершенства в любви, и этим самым содействовал установлению единения между людьми и всеми существами в мире. 29
...Каждый может быть участником общего движения человечества более или менее ясным сознанием или благой целью и может быть противником этого движения. Каждому предстоит выбор: идти против воли бога, устраивая на песке разрушающийся дом своей скоропреходящей лживой жизни, или примкнуть к вечному, не умирающему движению истинной жизни по воле бога. 30
Коротко выраженный смысл жизни тот, что всякий живой человек есть орудие божие, орудие, через которое высшая сила делает своё дело. И потому смысл жизни в том, чтобы наилучшим образом делать то дело, которое от тебя требует эта высшая сила. Знать же, делаешь или не делаешь это дело, всегда можно: совесть есть указатель этого. Надо только слушать её и стараться делать её всё более и более чуткою. 31
...Что такое совесть? Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознаёт в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему. Требования совести суть то, что на христианском языке называется волей бога... 32
Кажется противоречием христианину думать только о своей душе, но это не противоречие, потому что та душа, ради которой надо всем жертвовать, живёт в боге, а не для себя, и не по своей воле, а по его воле, и не мы сами, а он распоряжается той пользой, какую принесёт наша жизнь другим. 33
...Я есмь орудие, орган бога и (...) я желаю одного — исполнять своё назначение без небрежности и без напряжения, постоянно сознавая, что через меня действует сила божия. 34
Как я люблю так часто встречающееся в Евангелии слово "посланник"! Действительно, мы все посланники. И, как послы, мы должны дорожить своим достоинством. 35
Счастье достигается попутно. Не надо искать своего счастья — плохо будет. Но надо хотеть исполнять волю того, кто меня послал, надо хотеть быть полезным. УСТРОИТЬ себе счастливую жизнь — этого я не понимаю. 36
...Жить надо не для того, чтобы делать СВОИ дела, которых никогда не доделаешь и не сделаешь так, как хочется, а дело того, кто послал нас сюда. 37
...Жить надо, чтобы делать дело, но, делая дело, надо постоянно отлеплять его от себя, чтобы не прилипнуть к нему, не слиться с ним, а быть готовым всегда с спокойным духом оставить его, если так угодно Хозяину, а то не успеешь оглянуться, как слипнешься с ним. А, главное, дело, и самоё дело делается нехорошо, когда не стоишь от него на должном расстоянии. 38
Мне думается, что большая доля наших страданий происходит оттого, что мы забываем своё ПРЕХОДЯЩЕЕ положение, что вся жизнь наша не есть нечто стоячее, а постоянное движение от рождения до смерти, и что поэтому нам не только не надо цепляться за какое-нибудь положение, а напротив, сколько возможно отцепляться, уменьшать трение для того, чтобы в нашем шествии через жизнь быть в силах наилучшим образом исполнять обязанности, возложенные на нас пославшим. 39
...Как только в чём-либо сомненье: сказать — не сказать, пойти — не пойти, большей частью для похоти или славы людской, или пожалеешь о чём, — скажешь себе: а тебе что за дело? жизнь только для бога в себе и вне тебя, и сейчас уничтожается сомнение, и спокойно, хорошо, радостно. 40
При мысли о предстоящих поступках и, если можешь, при совершении самых поступков, спрашивай себя: для чего ты делаешь то, что делаешь: для себя ли, для бога, для своей совести, или для людей, для их одобрения. Спрашивай себя: будешь ли делать то же, что делаешь, если бы ты не только знал, что никто никогда не узнает про это, но что это доброе для оценки твоей совести дело останется для людей поводом осуждения тебя. 41
...Иметь в виду только бога, а не людей. Поступайте так, как будто вы одни в мире, и люди никогда не узнают о вашем поступке. И не загадывайте вперёд, а поступите, как сказано в евангелии: когда поведут вас, не думайте, что будете говорить, дух, который в вас, скажет, что должно. Человек бывает слаб и бывает очень силён, когда он соединяет свою волю с волей бога. 42
...Что мне лучше делать (...) — ужасно трудно разрешить. Разрешение одно — жить всякую минуту своей жизни с богом, делая его, но не свою волю — тогда вопросов этих не будет. 43
Вы говорите: как идти, куда? Вопрос этот может быть только тогда, когда думаешь, что знаешь, КУДА надо идти. А думать этого не надо. Хороший работник не думает о том, что выйдет из его работы, а только о том, чтобы всякий час сделать то, чего хочет хозяин. Стоит только забыть про себя и помнить про свои обязанности перед пославшим и указывающим нам наше дело в нашей душе — совести, и нет сомнений и вопросов. 44
Как трудно различить, служишь ли людям для их блага (ради внутреннего стремления любви) или для благодарности, похвалы от них. Поверка одна: будешь ли делать то же, зная, что никто не узнает. При каждом поступке не животного побуждения спроси: для кого? 45
Перед людьми жить очень хлопотно — всем потрафить, от всех заслужить доброе мнение, скрыть от них свои гадости. Очень трудно. А как покойно и легко перед богом. Перед ним трудиться, скрывать и рисоваться нечего. Он знает, каков я и чего я стою. Это одно и большое преимущество служения богу, а не людям. 46
То, что связано со мной, мои мысли, мои книги прошли через меня, и что в них дурное, то моё, а что есть хорошего, то не моё, а божие. 47
У меня были времена, когда я чувствовал, что становлюсь проводником воли Божьей... Это были счастливейшие минуты моей жизни. 48
1 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. — Москва, 1960-65, т.19, стр.469.
2 20-томник, т.11, стр.316.
3 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. — Москва, 1928-1958, т.66, стр.369.
4 20-томник, т.20, стр.229.
5 20-томник, т.14, стр.529.
6 20-томник, т.19, стр.338.
7 ПСС, т.80, стр.253.
8 ПСС, т.68, стр.224.
9 ПСС, т.71, стр.393.
10 ПСС, т.74, стр.245.
11 ПСС, т.75, стр.59-60.
12 ПСС, т.75, стр.184.
13 ПСС, т.76, стр.166.
14 ПСС, т.77, стр.58.
15 ПСС, т.69, стр.229.
16 ПСС, т.88, стр.321.
17 ПСС, т.76, стр.158.
18 20-томник, т.13, стр.254.
19 ПСС, т.76, стр.222.
20 ПСС, т.81, стр.18.
21 ПСС, т.90, стр.134-135.
22 ПСС, т.88, стр.170.
23 Булгаков В.Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. — Тула, 1978, стр.249.
24 Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. — Москва, "Наука", 1979, "Литературное наследство", кн.2, стр.185.
25 20-томник, т.13, стр.496.
26 20-томник, т.17, стр.583.
27 20-томник, т.20, стр.221.
28 ПСС, т.67, стр.67.
29 ПСС, т.68, стр.184.
30 20-томник, т.16, стр.523.
31 ПСС, т.67, стр.52.
32 ПСС, т.67, стр.51.
33 ПСС, т.76, стр.151-152.
34 ПСС, т.65, стр.20.
35 Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. — Москва, 1959, стр.72.
36 Маковицкий, кн.1, стр.227.
37 ПСС, т.73, стр.116.
38 ПСС, т.88, стр.155.
39 ПСС, т.71, стр.371.
40 20-томник, т.20, стр.297-298.
41 20-томник, т.20, стр.307.
42 ПСС, т.75, стр.174.
43 20-томник, т.17, стр.590.
44 ПСС, т.80, стр.160.
45 20-томник, т.20, стр.258.
46 ПСС, т.88, стр.203.
47 ПСС, т.75, стр.127.
48 Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. — Москва, 1976, стр.420.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.