Мысли на каждый день
Делите все на четыре части: первая – Высшему,  вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придет час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. …Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей.  
Мир Огненный, ч.2, 457

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

Нравственное учение Льва Толстого

02.08.2011


Подборка высказываний Льва Николаевича Толстого пришла к нам от Максима Орлова из д. Горваль Гомельской области (Беларусь). "Знакомясь с творчеством Льва Николаевича, я поразился тому, насколько близко он подошёл к Учению Огня, - пишет Максим, называя так Учение Живой Этики. - У меня возникло желание собрать воедино как можно больше высказываний Толстого, письменных и устных, которые явились бы ярким подтверждением этой близости".
Предлагаем и вам ознакомиться с этой подборкой.

Н.Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого


И.Е.Репин. Портрет Л.Н. Толстого


М.В. Нестеров. Портрет Л.Н. Толстого
Лев Толстой

• Настоящее есть соприкосновение прошлого и будущего. Его нет. Вне времени же человек свободен.1

• Только в области сознания человек свободен. Сознание же возможно только в моменте настоящего.2

• Жить до вечера и до веку. Жить так, как будто доживаешь последний час и можешь успеть сделать только самое важное. И вместе с тем так, как будто то дело, которое ты делаешь, ты будешь продолжать делать бесконечно.3

• Рассматривая нашу жизнь во времени как прошедшее и будущее, мы невольно связываем её в цепь причин и следствий, и с этой точки зрения мы, разумеется, не свободны. Но в настоящем, вневременном, внепричинном нет и не может быть этого вопроса.4

• Мне очень было тяжело до тех пор, пока не сознал того, что одно и нужно мне: нужно готовить не к будущей жизни себя, а, живя хорошо этой жизнью, готовить будущую жизнь.5

• Дети тем особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают её.6

• Следует только тогда работать, когда угодно Богу. Всё стараешься перестать думать, что надо что-то сказать, что это ко- му-то будет нужно. Нужно жить по Воле Божьей, не думать о последствиях... Если думаешь о последствиях, то наверное занят личным делом, а если не думаешь, то Общим. Вот так надо жить, делая Общее Дело. Так птичка живёт, травка...7

• Ничего не надо готовить, ни к чему готовиться, ничего ожидать, а надо только служить по мере сил Богу. Яснее стало значение очень любимого мною стиха из Луки: "Отвергнися себя, возьми крест свой НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ и следуй за Мной". Боюсь потерять это настроение: оно так разрешает всё, даёт такую свободу и радость. Удивляешься только, почему всегда не жил так, почему все не живут так.8

• Есть два способа познавания внешнего мира: один самый грубый и неизбежный способ познавания пятью чувствами. Из этого способа познания не сложился бы в нас тот мир, который мы знаем, а был бы хаос, дающий нам различные ощущения. Другой способ состоит в том, чтобы, познав любовью к себе себя, познать потом любовью к другим существам эти существа; перенестись мыслью в другого человека, животное, растение, камень даже. Этим способом познаёшь изнутри и образуешь весь мир, как мы знаем его. Этот способ есть то, что называют поэтическим даром, это же есть любовь. Это есть восстановление нарушенного как будто единения между существами. Выходишь из себя и входишь в другого. И можешь войти во всё. ВСЁ - слиться с Богом, со ВСЕМ.9

• Есть два рода умов: один ум логический, эгоистический, узкий, длинный, и другой - чуткий, сочувствующий, широкий, короткий. 10

• Люди хорошие делают дело не умом, не руками, а сердцем.11

• Деятельность мысли безвременна и внепространственна. Та мысль, которая была у меня, когда я был ребёнком, и та, которая теперь, и та мысль, которая принадлежит мне и Конфуцию, одинаково одна всегда и везде. И потому эта область, область мысли, только одна действительна, в ней одной мы истинно живём, и одна эта деятельность плодотворна и двигает нами в жизни временной и пространственной.12

• Давно уже не сомневаются в вечности и неистребимости материи; теперь открыт закон сохранения энергии как физической силы. Для меня же давно несомненен закон не только вечности и сохранения, но и постоянного творческого действия мысли. И потому мысли, высказанные вами, не пропадут, а действуют и никогда не перестанут действовать.13

• Мысль справедливая не может не быть плодотворна.14

• Я не особенно горюю о том, что идея не осуществляется людьми на деле. Раз мысль высказана разумно и ясно, то она уже осуществлена; и следить за дальнейшим её развитием, применением - неинтересно и не нужно.
Кант говорит:"Если мысль ясно сознана и выражена, всё равно, как будто это уже сделано, она будет осуществлена".15

• Усилие мысли, как семя, из которого вырастает огромное дерево, не видно; а из него вырастают видимые перемены жизни людей.16

• ...Чувствую себя всё более и более близким к смерти, и потому часто чувствую себя более живым. - Как-то все явления мира всё более и более теряют свою реальность, и не в мыслях, не вследствие философствования, а прямо непосредственно изменилась как будто декорация, и я вижу, что за ней. А за ней истинная реальность, такая же, как и та, которую я чувствую в себе.17

• Удивительно хорошо бывает, когда ясно не то что поймёшь, а почувствуешь, что жизнь не ограничивается этой, а бесконечна. Так сейчас изменяется оценка всех вещей и чувств, точно из тесной тюрьмы выйдешь на свет Божий, на настоящий.18

• ...Помогай вам Бог всё больше жить истинной жизнью и, приближаясь к смерти, всё больше и больше уходить от неё.19

• Если мы будем утверждать, что смерть уничтожает всё то, что составляет наше "я", это будет произвольно и прямо противоречивое разуму, потому что в нашем "я", как и во всём существующем, есть нечто истинное и непреходящее; если же я признаю своим "я" это непреходящее, то очевидно, что я не уничтожусь.20

• То, что жизнь не прекратится с уничтожением личности, в этом не может быть никакого сомнения, потому что в мире есть что-то вечное, а если есть в мире что-либо вечное, то я часть мира, и это вечное есть во мне. Если же вечное есть во мне, и я соединяю своё сознание с тем, что вечно, то смерть не может уничтожить меня.21

• Чем меньше страха смерти, тем больше свобода, спокойствие, сознание могущества духа и радость жизни. При полном освобождении от этого страха, при полном сознании единства жизни этой с бесконечной, истинной жизнью должно быть полное, ничем не нарушимое спокойствие, сознание своего всемогущества и блаженства.22

• Я думаю, что как в этой жизни дело наше только в том, чтобы проявлять и разжигать в себе искру Божию, так и после смерти дело будет то же, хотя и в другой форме.23

• Если верить в Бога, то в смерти нет ничего более страшного, чем в жизни.24

• Бог есть Любовь, и поэтому и смерть - такое же благо, как и жизнь.25

• Что ближе к смерти, то радостнее жизнь. Как будто по мере количественного уменьшения она в несоразмерно большей степени увеличивается качественно.26

• Готовиться к смерти надо жизнью - НЕ ГОТОВИТЬСЯ К СМЕРТИ, а жить так, чтобы смерть составляла условие жизни.27

• Только в восемьдесят лет я вполне ясно понял, какое значение для жизни имеет memento mori. Если помнишь, что умираешь, то ясно, что цель жизни - не в личности.28

• Вот жизнь - и я нарисовал на доске овальную фигуру. После жизни душа переходит в вечность; вот вечность - и я провёл с одной стороны овальной фигуры черту до самого края доски. Отчего же с другой стороны нету такой же черты? Да и в самом деле, какая же может быть вечность с одной стороны, мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том воспоминание.29

• Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё.30

• ...Веришь ли ты в Бога? - В какого? - ты спросишь. - В такого, по воле которого существует всё, что существует, и существует так, как существует, и, главное, явился ты с своей разумной, любовной, бессмертной душой, заключённой на время в этом теле.
Надо верить в такого Бога, и хорошо верить в такого Бога. Такому Богу можно молиться, разумеется, не о том, чтобы изменилось что-нибудь в материальном мире, чтоб прошла болезнь, не пришла бы смерть и т.п., а можно молиться о том, чтобы Он помог познавать и исполнять волю Его, чтоб Он приблизил меня к Себе, чтоб Он помог откинуть то, что отделяет меня от Него. "Приди и вселися в ны", как говорится в прекрасной молитве. И не только можно молиться такому Богу, но должно молиться беспрестанно, как говорит Христос, постоянно чувствовать себя перед Ним, или, скорее, Его чувствовать в себе.31

• Верю в Бога, которого понимаю как Дух, как Любовь, как Начало всего. Верю в то, что Он во мне, и я в Нём.32

• Нет большего безбожия, как упоминание Бога без сознания Его.33

• Бога или нет, или нет ничего, кроме Бога.34

• Молиться кому? Что такое Бог, представляемый себе так ясно, что можно просить Его, сообщаться с Ним? Ежели я и представляю себе такого, то Он теряет для меня всякое величие. Бог, которого можно просить и которому можно служить, есть выражение слабости ума. Тем-то Он Бог, что всё Его существо я не могу представить себе. Да Он и не существо, Он закон и сила.35

• Никакое определение человеком Бога не может быть не только полно, но хотя бы удовлетворительно. При определении Того, что мы понимаем под словом "Бог", главная опасность не в том, что не вполне определим Его, что невозможно, а что мы скажем что- либо лишнее, умаляющее или извращающее это понятие.36

• Тот Бог, которого только и можно истинно любить, это такой Бог, которого мы сознаём, чувствуем, но никак не знаем, не понимаем, как понимаем всё другое, кроме Бога.37

• Бог, которого признавали все великие умы мира и без которого нельзя разумному человеку жить, есть то вневременное, вне- пространственное, неличное Начало всего, до которого человек невольно доходит, о чём бы он ни начинал серьёзно думать. 38

• Правы не верящие в того Бога, который будто бы сотворил мир и печётся о людях, и может быть умилостивлен молитвой. Тот Бог, которого я исповедую, есть Бог невидимый, непостижимый, духовный, для которого нет ни времени, ни пространства, и которого мы знаем только потому, что духовное проявление Его сознаём в самих себе и во всех других людях.39

• Бог никак не может быть существом. Уж по одному тому, что понятие существа неразрывно связано с понятием отделённости от других существ. Для Бога же, включающего в Себя всё, не может быть того, от чего Он может быть отделён.40

• Бог не есть понятие, но нечто такое, без чего ничто не может быть, и поэтому знаю про существование Бога более несомненно, чем про что бы то ни было. Но, несмотря на такое знание, рассуждать и словами определять Бога считаю самым бесполезным и вредным занятием.41

• Нельзя говорить: Бог есть любовь или Бог есть логос, разум. Через любовь и разум мы познаём Бога, но понятие Бога не толь- ко не покрывается этими понятиями, но так же отличается от Бога, как понятие глаза или зрения от света.42

• Не могу доказать себе существования Бога, не нахожу ни одного дельного доказательства и нахожу, что понятие не необходимо. Легче и проще понять вечное существование всего мира с его непостижимо прекрасным порядком, чем существо, сотворившее его. 43

• Бог - это одно, что я знаю несомненно. Всё, что я знаю, я знаю потому, что есть Бог, и я знаю Его. Только на этом можно основаться твёрдо и в отношении к людям, и к себе, и к внеземной и вневременной жизни. Я не только не нахожу этого мистичным, но нахожу, что противоположный взгляд есть мистицизм, а что эта одна самая понятная и всем доступная реальность.44

• Без идеи о Бесконечном Разуме и Любви, частицу которых, ограниченную временем и пространством, мы чувствуем в себе, - не может жить ни один разумный и добрый человек.45

• Знание Бога даётся только любовью. Любовь есть единственный орган познания Его.46


И.Е.Репин.
П
ортрет Л.Н. Толстого

• Смотри с любовью на мир и людей, и он так же будет смотреть на тебя.47

• Какая ни с чем не сравнимая, удивительная радость - и я испытываю её - ЛЮБИТЬ всех, всё, чувствовать в себе эту любовь, или, вернее, чувствовать себя этой любовью. Как уничтожается всё, что мы по извращённости своей считаем злом, как все, все - становятся близки, свои... Да не надо писать, только испортишь чувство. Да, великая радость. И тот, кто испытал её, не сравнит её ни с какой другой, не захочет никакой другой и не пожалеет ни- чего, сделает всё, что может, чтобы получить её. А для того, чтобы получить её, нужно одно небольшое, но трудное в нашем извращённом мире, - одно: отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом отношении так мало, а уже как будто вперёд получил незаслуженную награду.48

• Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.49

• Только одна Любовь развязывает все узлы.50

• Бог есть Любовь, и потому Любовь победит всё.51

• Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для Любви, значит никого не любить, значит не жить этою земною жизнию. И чем больше проникаешься этим началом Любви, тем больше отрекаешься от жизни и тем совершеннее уничтожаешь ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью.52

• То, чего одного я желаю более всего на свете, постоянно и неуклонно совершается, а именно то, чтобы всё больше и больше освобождаться от телесных желаний и чувствовать в себе ту Основу жизни, которая вложена во всех людей и которая есть не что иное, как любовь, любовь ко Всему.53

• Задача нашей жизни, смысл её, в том, чтобы проявить во всей доступной нам силе того Бога Любви, который живёт в нас. 54

• Жизнь есть освобождение души (духовной, самобытно-живущей сущности) от тех условий телесной личности, в которые она поставлена. Любовь есть уничтожение преград, отделяющих нашу личность от других личностей. Чем больше мы любим людей и существ, тем более расширяется наша личность. Любовь ко Всему, к Источнику жизни, к Богу, уничтожает все преграды личности и соединяет нас с Богом. В стремлении к этому идеалу и в приближении к нему - жизнь человеческая, другой жизни нет. И приближение это возможно до бесконечности, и в приближении этом благо.55

• Любовь. Любовь не к жене, ребёнку, отечеству и т.п., а любовь к Богу (Бог есть Любовь), Любовь любви - то самое чувство доброты, умиления, радость жизни, которая и есть свойственная человеку блаженная, истинная жизнь, не знающая смерти.56

• Мне так хорошо, так хорошо, что не знаю, за что мне так много радости, и иногда сижу один и умиляюсь до слёз. Так жалко людей, которые не берут этого счастья.57

• Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение её - радость. Радуйся на небо, на солнце, на звёзды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь - ищи эту ошибку и исправляй.58


1  Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. - Москва, "Наука", 1979, "Литературное наследство", т.90, кн.1, стр.98.
2  Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. - Москва, "Художественная литература", 1960-65, т.20, стр.263.
3  20-томник, т.19, стр.492.
4  Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - Москва, 1959, стр.153.
5  20-томник, т.20, стр.137.
6  20-томник, т.20, стр.382.
7  Булгаков В.Ф. Л.Н.Толстой в последний год его жизни. - Москва, 1989, стр.210.
8  Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90-та томах. - Гослитиздат, 1929-64, т.88, стр.240.
9  20-томник, т.19, стр.491
10  20-томник, т.19, стр.491.
11  Маковицкий, кн.1, стр.310.
12  ПСС, т.89, стр.131.
13  ПСС, т.67, стр.135.
14 20-томник, т.8, стр.404.
15 Маковицкий, кн.1, стр.135, 143.
16 20-томник, т.20, стр.401.
17 ПСС, т.68, стр.100.
18 ПСС, т.84, стр.253.
19 ПСС, т.66, стр.437.
20 ПСС, т.68, стр.128.
21 ПСС, т.68, стр.129.
22  ПСС, т.68, стр.136.
23  ПСС, т.73, стр.40.
24  ПСС, т.76, стр.167.
25  ПСС, т.80, стр.224.
26  ПСС, т.77, стр.264.
27  ПСС, т.88, стр.342.
28  Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым. Из Ясной Поляны в Чердынь. Отрывочные воспоминания. Лев Толстой - человек. - Москва, 1973, стр.263.
29  20-томник, т.1, стр.185.
30  20-томник, т.6, стр.331.
31  ПСС, т.67, стр.261, 262.
32  20-томник, т.16, стр.548.
33  ПСС, т.90, стр.190.
34  20-томник, т.20, стр.342.
35  20-томник, т.19, стр.239.
36  ПСС, т.82, стр.84.
37  ПСС, т.82, стр.96.
38  ПСС, т.79, стр.115.
39  ПСС, т.79, стр.156
40  ПСС, т.80, стр.211.
41  ПСС, т.80, стр.211.
42  ПСС, т.88, стр.203.
43  20-томник, т.19, стр.111.
44  ПСС, т.68, стр.176.
45  ПСС, т.69, стр.215.
46  20-томник, т.20, стр.363.
47  20-томник, т.20, стр.281.
48  20-томник, т.20, стр.304.
49  20-томник, т.20, стр.204.
50  20-томник, т.20, стр.143.
51  ПСС, т.88, стр.29.
52  20-томник, т.7, стр.71.
53  ПСС, т.78, стр.180.
54  ПСС, т.78, стр.9.
55  ПСС, т.67, стр.268.
56  ПСС, т.64, стр.52.
57  ПСС, т.89, стр.113.
58  20-томник, т.19, стр.392.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.