|
Наталья Кулакова
Совершая в 1903 году большое паломничество «по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской» (1, т.1, с.227), Н.К. Рерих побывал и в Смоленске, этом некогда «центральном пункте сообщения между Древней Русью и Западной Европой» (2, с.60). И то, какие памятники запечатлевает художник на своих смоленских этюдах, говорит нам, что он относил к важнейшим моментам истории этого ключ-города.
Два этюда, как мы видим их в альбоме Е.П. Маточкина «Поэзия старины», изображают крыльцо Вознесенской церкви смоленского женского монастыря. Строилась эта церковь по проекту Петра Первого. Оттого и облик её прост и лаконичен.
Ещё несколько этюдов являют нам смоленскую крепостную стену с башнями. Стена эта возникла из-за постоянных угроз нападения неприятеля, особенно после неудачи Ивана IV в Ливонской войне. Необходимо было усилить обороноспособность города. Новая смоленская крепостная стена, в отличие от большинства крепостей древних русских городов, являет собой не кремль, а городскую стену, защищавшую весь город. Её сооружение – блестящая страница отечественной истории и зодчества. Современники – и друзья, и враги - дали ей очень высокую оценку. Являя собой не только защиту, но и украшение, по живописности расположения смоленская крепостная стена не знает себе подобных в русской архитектуре.
Обращение Рериха к памятникам русской старины было вызвано его глубокой любовью к родине, к её истории, которая крепче всего запечатлелась в архитектуре. Отсюда и удача мастера в изображении – его новый живописный язык явился результатом глубокого знания древнерусского искусства.
Созданное им убеждает, что «древнерусская архитектура – действительно выдающееся явление мирового искусства. Нигде нет таких мужественных и в то же время поэтичных образов, такого скромного и вдохновенного чувства, возвышенной красоты и величия, так соответствующего величавым просторам Русской равнины, преображённой православными храмами в Святую Русь» (2, с.6).
Рассмотрим момент взаимодействия работ художника со зрителем. Мы увидим, что Рерих, как верно сказано Е.П. Маточкиным, «лицом к лицу сталкивает зрителя с наблюдаемым объектом. Его этюды – не беглая зарисовка и не созерцательный образ, а стремление передать и яркое художественное впечатление, и почти непосредственное физическое соприкосновение с памятником – как ощущение не только глаз, но и рук» (2, с.6).
Но в таком случае, если зритель являет собой соучастника в деле творца, тогда и ему понадобится проделать в себе некоторую работу. Хорошо было бы посетить нарисованные места, так сказать, лично убедиться в существовании изображённого дива. Не помешало бы также погрузиться в историю, познакомиться с жизнью памятника во времени. Всё это возможно.
Вот такое путешествие в историю города Смоленска и его замечательного памятника – смоленской крепостной стены – мы вам и предлагаем. А путеводителем пусть нам будет этюд Н.К. Рериха «Смоленск. Башня. 1903».
Смоленск – один из древнейших городов Руси. Он старше Москвы, Пскова, Владимира, Суздаля, Ярославля. Первое письменное упоминание о нём относится к 863 году, когда в Устюжской летописи было сказано, что Смоленск – «град велик и мног людьми». Поначалу это был племенной центр кривичей. Располагался он километрах в 10-12 западнее современного Смоленска – в Гнездове, где находится комплекс курганов. Когда-то их было около четырёх тысяч. Насыпались они с конца IX по начало XI века.
С принятием христианства город, как это часто бывало, перенесли выше по Днепру, и уже в середине Х века византийский император Константин Багрянородный писал, что «каждую весну в Киев приходили торговые караваны с севера – из Новгорода, Смоленска, Любеча и других городов русских – и отсюда направлялись в Константинополь».
Более раннее название города было Смоленец. Предполагают, что оно произошло от слова «смола», которую в большом количестве варили жители. Ведь этот продукт был необходим для ремонта судов на таком важном водном пути, как путь «из варяг в греки».
Смоленские земли вошли в состав древнерусского государства в 882 году. Имея выгодное географическое положение, город быстро рос и развивался.
В 1013 году Смоленск крестился, а в 1101 на Соборной горе в детинце Владимир Мономах заложил первый каменный христианский храм.
В 1015 году на Смоленской земле произошло трагическое событие: 5 сентября в бухте малого притока Днепра, речки Смядыни, в западном предместье города, был убит муромский князь Глеб, один из сыновей киевского князя Владимира. Через несколько лет Глеб и его брат Борис, убитый на реке Альте, были канонизированы как первые русские христианские святые. В первой половине XII века на Смядыни был основан Борисоглебский монастырь, ставший крупным духовным центром не только Смоленщины, но и всей Руси.
Один за другим возводились в Смоленске каменные сооружения, расцвет которых приходится на XII-ХIII века – время княжения Владимира Мономаха и его потомков. В древнем Смоленске насчитывалось не менее тридцати каменных храмов, три из которых дошли до нашей поры. Самый древний из них – Петра и Павла - наиболее полно сохранился. Он был построен в 1146 году над Днепром, недалеко от мест княжеской охоты. Рядом с храмом располагался дворец князя. В начальном виде здание было бело-розовым, как все храмы, сложенные по византийскому образцу. При таком способе один ряд тонкого, почти квадратного кирпича - плинфы - заглублялся, другой – выходил наружу. Углубления заравнивали подцвеченным раствором извести, что и придавало храму нарядность.
Самым выдающимся памятником этого времени в Смоленске является построенный в 80 –90-х годах ХII века храм Михаила Архангела - покровителя русского воинства. Храм был возведён как придворная церковь на Свирском холме недалеко от Смядынской бухты. Возвёл храм смоленский князь Давыд Ростиславич, чьё имя упоминается в «Слове о полку Игореве» вместе с его братом: «Ты, буй Рюриче и Давыде!»
Имея прототипом полоцкие храмы, храм Михаила Архангела являет собой своеобразную трактовку местных смоленских мастеров, вырабатывающих свой стиль. Его отличает вертикальный динамизм разновеликих объёмов. Внутри храм был расписан, пол выстлан майоликовой плиткой. В Ипатьевской летописи об этом храме записано: «…такое же несть в полунощной стране, и всеим приходящем к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и серебром, и жемчюгом, и камением драгим крашены и всею благодатью исполнена…».
Ещё один брат Давыда – Роман - прославился как покровитель образования. Будучи «вельми учен всяких наук», он основал в Смоленске городские училища, в которых преподавали учителя из Западной Европы и Византии.
В Смоленске в ХII-ХIII веках насчитывалось около 35 тысяч жителей, было 5 монастырей, более 35 каменных храмов, существовали большие библиотеки. О распространении грамотности в народе говорят берестяные грамоты и надписи на стенах храмов.
|
В первой половине ХIII века на Смоленское княжество одна за другой обрушиваются беды. Междоусобные распри, страшный мор унёс почти всё население города. В это же время на русскую землю «явились народы, и никто не знал, кто они и откуда пришли, каков их язык и какова их вера – по названию татары…».
В ноябре 1237 (?) года татары подошли к Смоленску. И тут явила себя Смоленская икона Божией Матери, называемая Одигидрия, что значит «Путеводительница». Когда-то икона пришла к нам на Русь из Византии, ею благословили в далёкий путь византийскую царевну Анну, которая выходила замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. А когда их сын Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, она стала называться Смоленскою. Смоленская икона Богородицы прославилась многими чудесами, и вот теперь, перед новым вражеским нашествием, она снова явила свою силу. Ночью в Успенском соборе, где стояла икона, один из дружинников смоленского князя, юноша по имени Меркурий, услышал голос, направляющий его втайне от всех в стан врага. «Сама я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя мученический венец, прими его от Христа!» Той же ночью воин Меркурий проник к татарам, и много врагов от него полегло. Но и сам он пал, поражённый в голову. А в татарском стане началась паника - и враг отступил. Смоленск был спасён. С того времени слава Смоленской Заступницы широко разошлась по Руси. В конце ХIV или в начале ХV века икона была перенесена в Москву.
Преподобный Сергий очень любил эту икону, у него в келье был список Одигидрии Смоленской, перед которой он молился каждый день.
Но татары были не единственными врагами смолян, ослабленное княжество не оставляли набеги литовцев. А в 1387 году снова пришёл ужасный мор, живых в столице осталось всего несколько человек, и те ушли из города, затворив за собой ворота.
В 1404 году литовский князь Витовт после двухмесячной осады захватил Смоленск, который на 110 лет оказался под властью Великого Литовского княжества. Но, несмотря на столь долгое пребывание под властью Литвы, смоляне мыслили себя не иначе, как «строеньицем московским».
Со второй половины ХV века крепнущее русское государство начало военные действия, направленные на присоединение смоленских земель. После нескольких неудачных походов Смоленск был взят в 1514 году московским князем Василием III. С этого времени город становится щитом Московского государства и ключ-городом к Москве.
Но поскольку литовское государство не оставляло попыток прибрать к рукам смоленские земли, то в преддверии новой войны 1596-1602 гг. решено было возвести вокруг города каменную крепостную стену.
Сознавая необходимость укрепления западных границ, в декабре 1595 года «государь царь и великий князь Федор Иоанович всея Руси» повелевает своим подданным и в их числе городовому мастеру Федору Савельеву Коню ехать в Смоленск и «делати свою государеву отчину город Смоленск каменной».
О значении возводимой в Смоленске крепости говорит тот факт, что на закладку приехал сам Борис Годунов, фактический правитель Московского государства. «Пев у пречистыя Богородицы Смоленския молебная», Годунов со свитой «объеха место, како быти граду…». Работы шли днём и ночью, материалы и людские силы собирали «со всея Руския земли». На это время каменное строительство в других городах было запрещено.
В 1602 г. работы были окончены и новая крепость освящена. Крепостная стена протянулась на 6,5 километров и включала в себя 38 башен, девять из них имели ворота. Ширина стены составляла 4-6 метров, высота вместе с зубцами – 12-19 метров. Лишь два города на Руси имели такую крепость, которая бы опоясывала весь город – Псков и Смоленск. Так важны были эти города для защиты границ России. Смоленская стена была названа Борисом Годуновым «многоценным ожерельем всей Руси».
В 1609 году Польша, объединённая с Литвой в Речь Посполитую, совершает новый поход на Смоленск. Огромное войско, возглавляемое польским королём Сигизмундом, подошло к стенам города. На подходе они увидели большое зарево – это жители Смоленска зажгли свои дома за крепостной стеной. Король предложил жителям сдаться, но ему ответили отказом.
Польские войска пошли на штурм и ударили из всех пушек. Осада Смоленска длилась более двадцати месяцев. Даже из Москвы пришёл приказ о сдаче. Но жители, во главе с первым воеводой Михайлой Борисовичем Шеиным, были непреклонны.
В мае 1611 года, когда в городе оставалось не более 400 человек, способных воевать, снова последовало предложение о сдаче. И снова был ответ, что смоляне скорее все помрут, а не сдадутся.
Вот как записал о смоленской крепости один из участников осады Смоленска, польский офицер Маскевич: «Смоленские стены выведены опытным инженером так искусно, что при них под землей находятся тайные ходы, где все слышно, куда ни проводили подкопы. Пользуясь ими, москвитяне подрывались из крепости под основание стен и либо встречались с нашими, либо подводили мины под наши подкопы и, взорвав оные порохом, работы истребляли, а людей захватывали и душили землей».
23 июня враги пошли на штурм, взорвав крепостную стену, они ворвались в город. Осаждённые сражались насмерть, в последние часы боя оставшиеся жители вошли в Успенский собор и подорвали себя. Читаем об этом у Н.М. Карамзина: «Русские зажгли порох и взлетели на воздух вместе с детьми, имением и славою… От страшного взрыва, грома и треска неприятель оцепенел, забыв на время свою победу и с ужасом видя весь город в огне, в который жители бросали всё, что имели драгоценного, и сами с женами бросались, чтобы оставить неприятелю только пепел, а любезному отечеству пример добродетели… Не Польша, но Россия могла торжествовать сей день, великий в её летописях». Но, как это не раз бывало в русской истории, когда крепости не сдавались, их брали изменой. Так было и на этот раз: в критический для России момент под стены Смоленска явилось Великое посольство, чтобы от имени Боярской Думы звать на царство польского королевича Владислава.
Сорок три года город находился под гнётом Речи Посполитой, и только в 1654 году Смоленск был освобождён. Окончательно город перешёл к России по условиям Андрусовского мира в 1667 году. В память о подвиге смолян на месте взорванного Успенского Мономахова собора в 1679 году было начато строительство нового, который был окончательно достроен лишь в 1772 году. Таким мы видим его и сегодня.
А мы с вами вернёмся к тому, с чего начали наше путешествие – к изображённой на этюде Н.К. Рериха башне Орёл. Почему из всего количества сохранившихся башен Рерих избрал эту?
А их было ещё не мало, и они были разные – воротные и глухие, круглые, прямоугольные, приземистые и устремлённые ввысь. С разными именами-величаньями: Пятницкая, Копытенская, Бублейка, Громовая, Донец, Маховая, Никольская, Зимбулка, Долгочевская, Воронина, Заалтарная, Авраамиевская, Позднякова, Веселуха, Костыревская, Волкова. А вот Николай Константинович выбрал башню Орёл.
Если все башни были похожи на неприступных воинов, стоящих на дозоре, то башня Орёл, при всём своём величии, ещё и располагалась на высшей точке рельефа. Восточный участок стены, где стоит эта башня, передаёт красоту и мощь всего сооружения и определяет лицо города со стороны московской дороги. Эта башня не могла не привлечь внимания художника, уже одно местоположение отличает её от прочих. Отсюда открывается долина Днепра, холмы, поля, уходящие за горизонт. Красота, созданная руками наших предков, сливается с красотой родной природы.
Башня Орёл, названная так по «Орлову укреплению», что было под ней на полугоре, относится к группе шестнадцатигранных башен, особенно поражающих своей мощью. Но и среди них наша башня выглядит особенно прекрасной. В ней нет внешнего сходства с птицей, но уходящие в обе стороны стены ни с чем другим не сравнить, как с крыльями. И становится понятно, что название Орёл связано, в первую очередь, с её образным восприятием. Уже те, кто так назвали её, в душе были художниками.
Фёдор Конь применил в Смоленске новшества, неизвестные ранее в русском оборонительном зодчестве. Особенностью смоленской крепости и её башен является наличие трёх уровней боя, что повышало плотность огня. Четвёртый этаж находился под деревянной крышей, между зубцов. Этажи отделялись полами, лежащими на дубовых балках. На всём протяжении стена в соединении с башнями представляла собой широкую и непрерывную крытую галерею. До 1812 года по крепости совершались крестные ходы вокруг всего города без перерыва.
С внешней стороны мы видим, что башни сильно вынесены от стены. Бойницы, расположенные в шахматном порядке, выложены четырёхугольными кирпичными рамками с треугольным навершием.
Важное государственное значение смоленская крепость имела во второй половине ХVII в., после поражения иностранной интервенции. Здесь располагался большой гарнизон. В период Северной войны Петр I включил Смоленск в число «фортеций и цитаделей, которые делаются и делать надобно». Стена в это время не только ремонтировалась, но и усиливалась новыми земляными укреплениями.
В последующем столетии Смоленск утерял значение пограничной крепости. Но когда началась война 1812 года, у стен города произошло крупнейшее сражение. Русские войска использовали крепостную стену и древние земляные укрепления. Башни крепости выдержали обстрел сотен наполеоновских пушек. Французам нигде не удалось проломить стену – чугунные ядра отскакивали от стен или застревали в ней. Враг потерял под Смоленском более 20 тысяч убитыми и ранеными. В течение четырёх дней город удерживал неприятеля, дав тем самым возможность соединиться русским армиям. Таким образом, Смоленск с успехом исполнил свою задачу – задержать Наполеона, и, несмотря на ошибки командования, ценою своего существования спас от гибели русскую армию, а значит, и Россию.
Через два месяца, когда Наполеон уже покидал Россию, он в злобе приказал взорвать все башни смоленской крепости. Восемь башен были взорваны, из-под остальных запалы вынули подоспевшие егеря. Это произошло в ночь на 5 ноября. А 10 ноября в Смоленск вернулась из армии Надворотная икона Божией Матери Одигидрии. Этот список с чудотворной иконы Одигидрии, сделанный в 1602 году, был снят с Днепровских ворот по оставлении Смоленска. Этой иконе молилась русская армия перед началом Бородинского сражения. Солдаты называли её Матушкой и Заступницей.
Но об этой величайшей русской святыне, защитнице наших западных рубежей, надеемся, мы ещё поговорим особо. А пока закончим наш рассказ о славном городе Смоленске, о его многострадальной истории. На прощанье взглянем на герб города: на нём изображена чёрная пушка, как знак его воинской службы, и сидящая на ней легендарная птица Феникс – знак вековых страданий этого города и знак его возрождения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995.
2. Маточкин Е.П. Поэзия старины. Самара: "Агни", 2004.
3. Памятные места Смоленщины. Смоленск: "Русич", 2004.
4. Орловский И.И. Смоленская стена. Смоленск: "Годы", 2004.
5. Богоматерь Смоленская Одигидрия. М.: "Белый город", 2005.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.