Программа второй субботы ноября была приурочена к 145-летию со дня рождения Н.К. Рериха и 130-летию со дня рождения его ближайшей помощницы в Америке - З.Г. Фосдик.
Начиная встречу, Т.П. Осипова зачитала слова о Рерихе космонавта Виталия Ивановича Севастьянова.
«Николай Константинович Рерих — человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта и огромного жизненного опыта. Он известен во всём мире как крупный художник, гуманист, общественный деятель, писатель, педагог, учёный.
Своим предназначением в жизни считал нести мир через культуру, избрав искусство и красоту главным средством выражения этой идеи. Помочь людям достичь возвращения к духовности — было основной его задачей.
Горячий патриот своей родины — России, творивший во благо всего человечества, по всему миру пронёс он славу о русской культуре. Всё, над чем работал художник посвящено далёкой Родине, любимой России.
Каждой своей картиной Рерих звал к высоте помыслов, к душевной чистоте, к подвигу нравственного восхождения… [Он] являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением [людям].
Искусство Николая Константиновича учит мудрости, устремляет на ратные дела во имя Родины, человечества, учит верить в будущее, в победу Красоты, Культуры».
Н.Д. Спирина пишет: «Никогда до Рериха так высоко и глубоко не понималось и не поднималось значение понятия Культуры».
Рерих отмечал особенности нашего времени, когда мир захлестнули катаклизмы, кризисы, войны, рост преступности — всё это он связывает с падением культуры, люди забыли об основах нравственности, в результате чего «мир сотрясается от грубости и жестокости».
Рерих считал: спасение человечества — в возрождении Культуры. Культура — это единственная самозащита от разложения.
«Вдохнуть в “мятущееся человечество” дух гармонии, разбудить в нём новые творческие силы, позвать к “вершинам наивысшим” — таков стержень всей творческой программы Рериха… — писала Н.Д. Спирина. — Рерих сдвинул мышление известной части общественности, направив его к новым исканиям и устремлениям, к познанию культуры».
«Там, где культура, там и мир», — утверждал художник.
После просмотра фильма о Николае Константиновиче Рерихе «Творец будущего» выступила Н.В. Грипич с сообщением о Зинаиде Григорьевне Фосдик. В этом году — 13 ноября — исполняется 130 лет со дня её рождения.
Во время первой выставки Н.К. Рериха в Америке в 1920 году началось тесное сотрудничество З.Г. Фосдик с семьёй Рерихов, которое продолжалось до конца её жизни.
Когда был организован Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, Зинаида Григорьевна стала его бессменным директором. Она проводила в Музее экскурсии, организовывала выставки картин Рериха, лекции и концерты, отвечала на многочисленные письма, работала над переводом рериховского наследия на английский язык. По сути, вся работа Музея была на её плечах.
«Живя за рубежом, Зинаида Григорьевна не переставала любить Россию, верить в её великое будущее, стремиться к ней. Она трижды посещала Советский Союз. Она писала нам: «Сердцем я никогда не отрывалась от России», — вспоминала Н.Д. Спирина, которая в Москве несколько раз встречалась с З.Г. Фосдик во время празднования 100-летия Н.К. Рериха.
З.Г. Фосдик оставила дневники, в которых записывала свои впечатления от встреч с Рерихами и отразила их роль в её духовном становлении. Упоминаются в них и различные советы и наставления, которые высказывались Рерихами в тех или иных жизненных ситуациях. Подборка эта будет опубликована в ноябрьском номере журнала «Восход», а здесь приводим несколько фрагментов.
«Н.К. удивительно ровен, не перехваливает людей, не затрагивает их дурных сторон, берет всё спокойно и с достоинством». (17.07.1929. С. 457).
«Н.К. сказал: “Насильно никому ничего нельзя доказать…”. Затем он говорил, что растить обиды и иметь дурные мысли об окружающих, также братьях и сёстрах, опасно и вредно. (…) …Не создавайте репутацию трудного человека, её потом и вычистить нельзя». 6.11.24.
«Всё, что появляется сразу в большом количестве, и опасно, и ненадёжно. Н.К. говорит: «Возьмите чудное дерево, пусть его привезут хоть тысяча человек и посадят у вас, оно засохнет. А если оно начнёт расти с самого начала под вашим наблюдением, даст много хороших ростков и разовьется». (…) Н.К. говорит, что не реклама приносит учеников, а только личное отношение учеников к Школе даст результаты» 25.II.23.
«…Самое важное — терпимость, ибо нет совершенства. Прощать малый вред, ибо от него может произойти большая польза. И, видя малые раны, наносимые делу, смотреть на них широко и терпимо, прощая и помня, что это сотрудники и лишь при явном предательстве мы можем их откинуть». (23.08.1928. С. 302).
«…Главное, чтобы в нашей будущей работе не было застоя и [не] слишком много внимания уделялось мелочам, ибо это губит движение. Лучше, чтобы были ошибки, чем думать о мелочах и застывать на них».(С.154)
«…Он говорил против отрицания — всё покрыть благословенным «да», а не отрывистым «нет». Даже по звуку они характерны. Одно позитивно, другое негативно. Одно строит, созидает, а другое разрушает. Одно — животное состояние, другое — человеческое. «Да» можно и врага покрыть, привлекая его на свою сторону. Затем избегать недоразумений — их надо тушить, прощать, а это возможно при единении. Вот чем и сильна группа или организация — своей сплочённостью. (…)
«Забыть личные чувствования, настроения, жалобы, не видеть даже, если явно происходят несправедливости, даже не помнить их. Ибо дела растут так быстро, что мы должны поспеть за ними и спешить с ростом, при этом не вспоминая мелких вещей и обид. Остаётся лишь большое. Забыть про личную горошинку». 15.02.30.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.