Мысли на каждый день
Притяжение возможностей неминуемо там, где все силы напряжены.
Рерих Е.И. Письмо от 15.01.1930

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

К 115-летию С.Н. Рериха

27.10.2019


23 октября в Музее Н.К. Рериха в рамках Дней Культуры прошла встреча, посвящённая ещё одному юбилею этого года — 115-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Мероприятие открыла Н.М. Кочергина:

«Сегодня замечательный день, большой праздник — 115-летие со дня прихода в этот мир Святослава Николаевича Рериха — великого художника, глубокого мыслителя, историка искусства, общественного деятеля. Он родился 23 октября 1904 года в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, в которой уже подрастал их старший сын Юрий. Эта семья стала духовным союзом четырёх великих душ, миссией которых, как мы знаем, было — принести миру новые знания, заложить камень основания Новой Эры в жизни человечества.

Святослав Рерих родился и провёл детство в Петербурге, был необычайно талантлив, обучался рисунку и живописи. С 12 лет жил с семьёй в Финляндии, где лечился отец; затем были Англия и Америка — там он продолжил своё художественное образование. Разделяя взгляды отца и матушки, Святослав помогал им во всех делах, во всех культурных начинаниях. Уже в 19 лет, когда родители и брат Юрий отправились в пятилетнюю экспедицию по Центральной Азии, он остался в Америке, где возглавил международный художественный центр “Corona Mundi” (“Венец Мира”), участвовал в осуществлении начатых Николаем Рерихом проектов; он же все эти годы осуществлял связь экспедиции с внешним миром. Очень рано С.Н. Рерих заявил о себе как об очень самобытном художнике; участвовал в различных выставках, был отмечен премиями.

Во всём для него примером были отец и матушка, их удивительно гармоничные взаимоотношения, их грандиозная созидательная деятельность, имевшая мировой размах, наконец, их подвижническая, поистине героическая жизнь, наполненная испытаниями и борьбой во имя одной цели — Служения благу людей. Тот путь, которым шла семья Рерихов, символически отображён на одной из картин С.Н. Рериха: она называется “Через перевал”. В стихотворении Н.Д. Спириной так говорится о картине:

Мы вступаем в Новую Эпоху,
Преодолевая перевал.
Вихри преграждают нам дорогу,
И грозит губительный обвал.

Не пугают нас года лихие,
Ведь наступит срок — они пройдут!
Мы идём наперекор стихии,
Зная, что внизу нас люди ждут.

Самому Святославу Николаевичу достался сложнейший участок общего пути Рерихов: после ухода из жизни отца и матушки, а затем и старшего брата, с 1960 по 1993 год (тридцать три года) он “шёл одиноко”, подобно герою другой его картины — “Я иду в одиночестве”. На ней мы видим одинокого странника, упорно продвигающегося вперёд, несмотря на встречное сопротивление стихий; глядя на него, мы чувствуем, как ему трудно и в то же время ощущаем невероятную волю этого человека, и мы знаем — он обязательно дойдёт до своей цели.

И Святослав Николаевич “дошёл”, выполнил свою задачу жизни, сделав невероятно много за свою жизнь. Он оставил нам несколько тысяч картин, каждая из которых — шедевр искусства, и миру ещё предстоит открывать и открывать Святослава Рериха как художника.

Всю жизнь он интересовался проблемами воспитания и принимал самое деятельное участие в работе школы в Бангалоре, созданной на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша; Святослав Рерих был также основателем и почётным президентом культурно-просветительского Центра искусств в Бангалоре.

С.Н. Рерих до конца жизни нёс свою миссию связующего звена между Россией и Индией; живя в Индии с 1931 года, он постоянно приезжал в нашу страну, встречался с представителями власти, решая вопросы наследия своих родителей и Юрия Николаевича, института “Урусвати”, — ведь всё это предназначалось русскому народу; он привозил на выставки свои картины и картины отца, никому не отказывал во встречах и беседах, общался с огромным количеством людей, жаждавших услышать его, без устали отвечал на вопросы.

Святослав Николаевич был подлинным философом — в истинном значении этого слова — он не просто любил Истину, но и сам нёс её в своём сердце, был тем, кого называют мудрецом. Потому в своих выступлениях и беседах он говорил предельно просто и понятно, и это доходило до каждого. Жизненным кредо Святослава Рериха были слова — “Будем всегда стремиться к Прекрасному!” Он повторял эти слова практически на всех встречах, объясняя, что стремление Красоте, то есть к улучшению, совершенствованию, есть Закон космический, присущий и всей Природе, и человеку изначально.

И сам С.Н. Рерих был необыкновенно красив, его облик излучал благородство, и весь он светился внутренним, духовным светом. К нашему счастью, младший сын Рерихов был нашим современником, и в 1980 - 1990-х годах многие из нас имели возможность видеть его выступления по телевидению или бывать на его встречах. Наталия Дмитриевна Спирина, руководитель СибРО, приезжала в Москву почти на все встречи с С.Н. Рерихом, и, что очень важно, получила от него необходимые указания, касающиеся рериховского движения в Сибири и создания здесь музеев Рериха. Таким образом, оба музея, созданные СибРО (в Новосибирске и на Алтае), появились здесь не случайно, — об этом думал и мечтал С.Н. Рерих.

30 лет назад, в ноябре 1989 года, Святослав Рерих в последний раз приехал в Москву; он встречался с руководством страны, решал вопросы, связанные с созданным Советским Фондом Рерихов.

23 ноября состоялась его пресс-конференция в Пресс-центре МИД. Нам посчастливилось тогда (чудом!) побывать на этой встрече, увидеть и услышать Святослава Николаевича, почувствовать непередаваемое никакими словами обаяние его личности и тот физически ощутимый СВЕТ, который излучался от всего его облика. Такое запечатлевается в сердце навсегда…

Приведу только несколько слов из сказанного тогда Святославом Рерихом.

На вопрос:Какова роль России в наше время?” — С.Н. Рерих ответил: “Её роль неоспорима, это роль великой страны и великого народа. Это новые шаги, исходящие из русской мысли, которая всегда очень широко и глубоко ставила задачи перед человечеством. Я уверен и знаю, что мы дадим всему человечеству новый подход, новые решения, новое счастье.

…Невозможно сразу всё разрешить. Мы растём препятствиями — это наши близкие друзья, они будут, и мы должны их приветствовать. И тогда мы взойдём на новые ступени. Препятствия — то, что даёт нам силы. Есть энергии, которые выявляют себя только через препятствия.

Надо смело идти вперёд. Величайшее счастье — то, что мы можем об этом говорить, обсуждать, планировать будущее. Бесконечность и Вечность, окружающие нас, всё это содержат, а мы должны только вызвать это к жизни. Нет большей радости, чем устремляться к Прекрасному. Это очень богатый и прекрасный путь”».

В этот день гости музея посмотрели слайд-композицию «Запечатлеть черты Прекрасного» и фильм «Стремление к Прекрасному. Воспоминания о С.Н. Рерихе» (студии СибРО). С.Р. Сапунков провёл экскурсию по залу Святослава Рериха, в котором представлены подлинники и репродукции с картин художника, рассказал о его творчестве, ответил на вопросы.

Так прошёл в Музее Н.К. Рериха праздник, посвящённый Святославу Рериху — художнику, названному «Вестником Красоты».



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.