Мысли на каждый день
Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза.
Рерих Н.К. «Звезда Матери Мира»

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

XXIII Абрамовские чтения. Репортаж

24.08.2019


XXIII Абрамовские чтения состоялись 3 августа 2019 г. в Доме культуры г. Венёва Тульской области. В Венёве прошли последние годы жизни и плодотворной работы Б.Н. Абрамова (1897—1972) — мыслителя, подвижника, духовного последователя Н.К. и Е.И. Рерихов. Мероприятие было организовано Тульским Рериховским исследовательским центром (ТулРИЦ) при поддержке администрации МО Венёвского района.

В работе Абрамовских чтений приняли участие около 50 человек: гости из разных городов (Тулы, Новомосковска, Щёкино, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Твери, Кирова, Миасса, Омска, Бишкека) и местные жители. Для всех собравшихся Чтения — это дань памяти и сердечной признательности Б.Н. Абрамову за его подвижнический труд. Ведь именно здесь, в Венёве, созданы 11 томов его нравственно-философских Записей.

Абрамовские чтения были открыты приветствием от Сибирского Рериховского Общества (СибРО, г. Новосибирск), с которым ТулРИЦ связывают многолетние дружеские отношения и сотрудничество.

Начало Чтений сопровождалось исполнением первой части «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена педагогом, пианистом, членом Союза краеведов России О.И. Филатовой (г. Тула). Она продолжила музыкальную тему в своём докладе «Волна выбирается иная и по своему усмотрению», в котором рассказала об истории создания «Лунной сонаты» — любимого произведения Б.Н. Абрамова, о переживаниях композитора, которые были связаны с ней и до сих пор неизменно находят тонкий отклик в наших сердцах.

Основой для следующих трёх докладов послужили архивные фонды Музея Рерихов в г. Москве. В первом из них — «Материалы о Б.Н. Абрамове в архиве Музея Рерихов» — сотрудницей ТулРИЦ, к.ф.н. Н.В. Башковой были выделены 7 групп архивных материалов, связанных с семьёй Абрамовых, и дана их краткая характеристика.

Название второго доклада содержит строку из письма Л.Ф. Страва «Мне выпало большое счастье...» Именно так молодая девушка оценивала открывшуюся ей возможность написать 10 писем Елене Ивановне Рерих (1953–1954 гг.), в которых рассказала о деятельности харбинской группы учеников Б.Н. Абрамова. Доклад был подготовлен сотрудницей издательства СибРО Т.А. Зориной и озвучен Е.М. Кочергиной, московским представителем СибРО.

Третий доклад — «Письма Б.Н. Абрамова к Ю.Н. Рериху (архив ГМР, г. Москва)» Н.В. Башковой — был посвящён краткому анализу 14-ти писем Б.Н. Абрамова к Юрию Николаевичу Рериху. Период написания писем был полон драматических событий: уход из земной жизни Е.И. Рерих, выбор места жительства и переезд семьи Абрамовых в Советский Союз, кончина Ю.Н. Рериха. Письма Бориса Николаевича приоткрывают нам новые страницы его жизни, помогают лучше понять мотивы поступков, глубину переживаний, которые сопутствовали разным событиям и встречам.

В докладе В.Е. Житяева, сотрудника Рериховского общества г. Лесного Свердловской обл., члена СибРО, «Живая Этика в жизни и творчестве И.А. Ефремова» рассказывалось о созвучии идей Учения убеждениям писателя, а также целенаправленной деятельности И.А. Ефремова по распространению книг Живой Этики. Доклад был озвучен Е.Г. Коняевой, московским представителем СибРО.

Краткие сообщения В.В. Макарова (ТулРИЦ) и Н.М. Кочергиной, гл. редактора Издательского центра «Россазия» СибРО (зачитала Е.Г. Коняева), осветили творческие проекты ТулРИЦ и новые издания СибРО, среди которых выделяется тематический сборник «Б.Н. Абрамов в статьях, документах, письмах». Интерес вызвал видеофильм и рассказ о возрождении тульской городской игрушки О.В. Минеевой, народного мастера России, сотрудницы «Тульского областного колледжа культуры и искусства».

Философская линия Абрамовских чтений нашла отражение в двух выступлениях сотрудников ТулРИЦ и Музея Б.Н. Абрамова: «Грани понимания Закона Кармы» В.В. Макарова и «Положительные качества сознания как “формы выражения духа”» Н.В. Башковой. В.В. Макаров обратил внимание на важные аспекты истолкования понятия Кармы, охарактеризовал особенности его понимания с позиций Учения Живой Этики. В докладе о духовных качествах сознания систематизированы 10 функций, которые они выполняют в процессе эволюции человеческого микрокосма, а также затронуты понятия «Страж Порога» и «Сокровище Камня» как символы противоположных жизненных накоплений человека.

В выступлении «Высокий путь Женщины в живописи Н.К. Рериха», подготовленном Т.В. Дидовой, музыковедом, сотрудницей ТулРИЦ, была рассмотрена плеяда прекрасных, возвышенных женских образов, каждый из которых ярко выражает различные грани высокого предназначения Женщины, утверждаемого в Живой Этике.

Художественную тему продолжил доклад Н.А. Бикаловой, профессора Международной Славянской академии (г. Москва), «О живописи Н.К. Рериха, В.В. Болгарского (Борегара) и Б.Н. Абрамова», в котором были описаны биографические и тематические параллели в их творчестве, а также более подробно освещалось наследие В.В. Болгарского.

Живописно-поэтическая композиция «По волнам золотого света» Е.Г. Гаденовой, поэта, художника, члена Союза российских писателей (г. Тула), соединила в себе слово, образ и звук. Проникновенное чтение собственных стихотворений Елена Геннадьевна сопроводила слайд-показом репродукций своих акварелей на космические и нравственные темы. Восприятию композиции способствовали фортепианные произведения зарубежных классиков в замечательном исполнении О.И. Филатовой.

Абрамовские чтения завершились показом фильма «Лада» (Н.Д. Спирина о Е.И. Рерих) (студия СибРО, 2019). Так участники Чтений почтили памятные даты: 140-летие со дня рождения Е.И. Рерих и 15 лет со дня ухода Н.Д. Спириной.

В 2020 году Абрамовские чтения планируется провести 2 августа в воскресенье, в день рождения мыслителя.

Башкова Н.В.,

ТулРИЦ, куратор Музея Б.Н. Абрамова



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.