Общеизвестно, что в 1930-е гг. в связи с распространением Учения Живой Этики и широчайшей деятельностью по продвижению Пакта Рериха и Знамени Мира, в которую были вовлечены мощные созидательные силы по всей планете, в разных странах образовалось множество культурных организаций, носящих имя Рериха. Многие из них состояли в прямом контакте с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерих и работали под руководством Рерихов в соответствии с общим планом.
Более 80 лет прошло с тех пор. Имя Рериха широко известно, его картины, имеющие всемирную ценность, хранятся и экспонируются в музеях разных стран, Учение Живой Этики издаётся на многих языках и изучается во всём мире. Различные организации — общественные, частные и государственные — в основе деятельности которых лежит художественное и философское наследие Рерихов, ведут разноплановую культурно-просветительную и научно-исследовательскую работу.
Сколько мощи в самой идее Рериха о создании музейонов — комплексных просветительских центров искусства и науки — и их роли в Новую Эпоху! Реализована эта идея созданием целого ряда музеев. Это старейший в мире Музей Николая Рериха в Нью-Йорке (США), Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре и Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, Музей им. Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в Москве, Одесский Дом-Музей им. Н.К. Рериха (Украина), Международный Мемориальный трест Рерихов в Кулу (Индия), Мемориальный дом семьи Рерихов в Калимпонге (Индия), два Музея Н.К. Рериха Сибирского Рериховского Общества — в Новосибирске и на Алтае, Дом-музей Рерихов в Улан-Баторе (Монголия), Музей Знамени Мира им. Рериха в Горном Алтае.
Эти очаги Культуры находятся в разных странах, у каждого из них свои задачи, цели и методы работы, они имеют разный статус, но их объединяет и роднит стремление нести миру идеи семьи Рерихов. Создание каждого из названных музеев связано с членами этой Великой Семьи, их учениками и последователями. Вспомним вкратце об истории этих музеев.
Америка, Нью-Йорк. Первый Музей Н.К. Рериха был создан ещё при жизни художника. 29-этажный небоскрёб в Нью-Йорке, на набережной реки Гудзон, по Риверсайд Драйв, 310, в краеугольный камень которого были заложены священные предметы, навсегда вошёл в историю Рериховского движения. Музей явился инициатором не только культурных начинаний, но и научных проектов, он координировал и общественное движение, связанное со Знаменем Мира и Пактом Рериха, охватившее весь мир.
Вся деятельность этого грандиозного по замыслу мирового культурного центра развивалась под руководством Н.К. Рериха. Казалось бы, ничто не угрожало этому маяку Культуры, однако всё сложилось иначе. Как сказал П.Ф. Беликов в письме к Н.Д. Спириной (19 декабря 1974 г.), «небоскрёб ушёл, став проверкой и отбором истинных сотрудников». Трагедия первого музея подробно описана в письмах Н.К. и Е.И. Рерих.
В настоящее время возрождённый Музей Николая Рериха в Нью-Йорке располагается в пятиэтажном особняке неподалёку от прежнего здания. Долгие годы его директором была ближайшая сотрудница Рерихов — З.Г. Фосдик. Музей хранит бесценные архивы и картины Рерихов, открыт для сотрудничества.
Советский Союз. Приехав в Москву в конце 1950-х гг., Ю.Н. Рерих немало усилий приложил к тому, чтобы в Ленинграде был создан государственный Музей Н.К. Рериха. Основу экспозиции должны были составить картины Н.К. Рериха, вещи и материалы из архива, привезённого Ю.Н. Рерихом в СССР (часть художественной коллекции предназначалась для музеев Москвы и Сибири), а также мемориальные предметы из бывшей квартиры Рерихов на Мойке, сохранённые семьёй Митусовых. В 1960 г. Ю.Н. Рерих добился согласия Министерства культуры СССР на создание музея. Однако непонимание многими чиновниками важности именно отдельного Музея Н.К. Рериха, а также внезапная смерть Юрия Николаевича остановили этот процесс.
Важным достижением стало создание государственного Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре (Ленинградская обл.). Появлению этого музея активно содействовал С.Н. Рерих. В 1970-е гг. он продолжил работу своего брата по организации музея, привлекая к этому деятелей искусства и науки, обращаясь к ленинградским властям.
В 1974 г. в Советском Союзе была разработана большая программа мероприятий, связанных с празднованием 100-летия Н.К. Рериха, которая предполагала и создание мемориального Музея-усадьбы в Изваре. Музей был открыт в 1984 г. Вклад сестёр Митусовых стал основой коллекции подлинных вещей. Однако вопрос о создании Музея Н.К. Рериха в Ленинграде, на родине художника, оставался открытым.
Вместе с тем в середине 1970-х гг. возникла надежда на создание музея Н.К. Рериха в Москве. В 1974 г. С.Н. Рерих обратился к К. Кэмпбелл-Стиббе, ближайшей сотруднице Рерихов в Америке, с просьбой о передаче в Россию картин Н.К. Рериха. К. Кэмпбелл-Стиббе передала в Государственный Музей искусств народов Востока (ГМВ) часть своей коллекции, а также библиотеку, личные вещи Рерихов и произведения искусства Востока.
В 1977 г. в музее открылся зал, посвящённый творчеству Н.К. Рериха. Установилось тесное сотрудничество с С.Н. Рерихом, который воспринял произошедшее как первый успех на пути к созданию музея Н.К. Рериха в Москве. Вскоре ГМВ получил в дар от К. Кэмпбелл-Стиббе и Г.И. Фричи ещё двадцать картин Н.К. и С.Н. Рерихов и ценнейший архив. Это обусловило создание в ГМВ Мемориального кабинета Н.К. Рериха, который стал исследовательским и методическим центром рериховедения; его работу возглавила О.В. Румянцева.
В настоящее время Мемориальный кабинет Н.К. Рериха в ГМВ успешно работает, продолжая научно-исследовательскую и культурную деятельность.
Индия, долина Кулу, Наггар. В бывшей усадьбе Рерихов в городке Наггар в долине Кулу, где семья прожила 18 лет, в настоящее время организован Музей семьи Рерихов, который находится под патронатом Международного Мемориального треста Рерихов, как и оба здания Института «Урусвати» и место кремации Н.К. Рериха. Музейный комплекс в Кулу является местом паломничества множества людей из разных стран мира, сюда стремятся все, кому дорого имя и дело Рерихов. Ежегодно в октябре празднуются Дни Рериха: проводятся культурные программы, открываются новые выставки, проходят концерты, конкурсы детского рисунка. На этих праздниках бывают правительственные делегации.
Индия, Калимпонг. Итальянское Общество Живой Этики считает своим долгом сохранить двухэтажный особняк в Калимпонге, известный как «Дом Крукети», в котором провела последние восемь лет жизни Елена Ивановна Рерих. Мемориальный дом был открыт к 50-летию со дня ухода Е.И. Рерих. Неподалёку, в монастыре Дурпи, находится посвящённая Елене Ивановне буддийская ступа; в этом месте был развеян её прах. В планах Общества — собрать в доме подлинные вещи, которые были там при жизни Е.И. и Ю.Н. Рерихов. В комнате, где работала Елена Ивановна, представлены её книги, фотографии и репродукции картин Рерихов. Комната Юрия Николаевича оборудована под рабочий кабинет для гостей, изучающих рериховское наследие.
Россия, Москва. В центре Москвы в старинном особняке Лопухиных разместился общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. Он был создан по инициативе С.Н. Рериха в начале 1990-х гг. на основе бесценного наследия семьи Рерихов, переданного им нашей стране через Л.В. Шапошникову. «Разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу — всё это и многое другое входит в экспозицию Музея имени Н.К. Рериха»1.
Тысячи людей посетили Музей им. Н.К. Рериха за годы его существования. Здесь проводятся международные конференции, организуются выставки современных художников, концерты, лекции, конкурсы, фестивали, творческие вечера. Музей активно сотрудничает со многими культурными организациями, в том числе международными.
Россия, Санкт-Петербург. В 2001 г. был учреждён Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Основательницей его стала Л.С. Митусова — хранительница мемориально-художественного наследия семей Рерихов, Митусовых и Голенищевых-Кутузовых, двоюродная племянница Е.И. Рерих. В 2007 г. Постановлением правительства Санкт-Петербурга музей получил статус государственного учреждения культуры. В Музее-институте семьи Рерихов предпринята попытка комплексного решения проблемы синтеза науки и искусства, естественно-научного и гуманитарного знания, общественных и государственных форм развития. Музей ведёт большую научно-исследовательскую и культурную деятельность. В рамках международного выставочного проекта «Рериховский век», осуществлённого в 2010 г., наследие семьи Рерихов было представлено как целостное явление российской и мировой культуры.
К участию в «Рериховском веке» были привлечены экспонаты более чем из 60 музеев и собраний России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Проект объединил усилия и возможности многих музеев и научно-образовательных центров.
Украина, Одесса. Духовным маяком Украины по праву можно назвать Дом-Музей имени Н.К. Рериха, созданный Е.Г. Петренко в Одессе. Объясняя цель создания музея, Елена Григорьевна говорит: «Наша деятельность сосредоточена на изучении наследия семьи Рерихов, но именно принципы организации и работы музея, заложенные самим Н.К. Рерихом при создании первого Музея Н. Рериха в Нью-Йорке, делают нас открытыми для самого широкого сотрудничества со всеми культурными людьми всего человечества». Большую помощь и поддержку в создании музея оказал художник Б.А. Смирнов-Русецкий, который в 1926 г. встречался с Рерихами в Москве и получил из их рук книги Учения Живой Этики. Интенсивна деятельность музея: наряду с постоянными экспозициями, посвящёнными творчеству Рерихов и Б.А. Смирнова-Русецкого, здесь проходят передвижные выставки различной тематики, конференции, музыкальные встречи, поэтические конкурсы и многое другое.
Монголия, Улан-Батор. Благодаря аспиранту Ю.Н. Рериха, ныне академику Шагдарыну Бира, в Улан-Баторе в 2009 г. открыт Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха. В музейный комплекс входит ряд строений, в том числе отреставрированный дом, в котором во время Центрально-Азиатской экспедиции останавливались Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи (в Монголии они провели полгода, с сентября 1926-го по март 1927 г.). Дом-музей состоит из шести комнат, где размещаются репродукции картин Рериха и творческие работы, картины, скульптуры других авторов, собранные Монгольским Обществом Рерихов.
Латвия, Рига. Вспомним Музей Латвийского Общества Рериха в Риге, не сохранившийся до наших дней. В Риге Общество Николая Рериха сформировалось в конце 1920-х гг. Его первым руководителем был рижский врач Ф.Д. Лукин, лично знавший Рериха. Вскоре после основания общества Н.К. Рерих выразил желание прислать в Латвию свои картины. В 1931 г. он пишет Ф.Д. Лукину: «В Риге должно быть не только общество, но и отделение музея». Музей Латвийского Общества Рериха был открыт в 1937 г., к концу 1930-х гг. в нём насчитывалось 55 работ Рерихов.
После включения Латвии в состав СССР Общество и музей были закрыты, а картины переданы в Рижский городской художественный музей. Во время немецкой оккупации большую часть полотен Рерихов удалось сохранить. В настоящее время картины находятся в коллекции Национального художественного музея Латвии.
Идеи не исчезают бесследно, свидетельство тому — недавно созданный музей, соединяющий духовной нитью Латвию и Сибирь. Международная организация «Звёзды Гор», тесно сотрудничающая с Латвийским Обществом Рериха, стала основателем самого молодого на сегодняшний день музея, связанного с именем Рериха, — в России, в Республике Алтай. Музей Знамени Мира имени Рериха, расположенный в Уймонской долине, был открыт 15 апреля 2016 г. Решение о его создании было принято на международной конференции «Единение народов под Знаменем Мира», созванной по инициативе организации «Звёзды Гор» 15 апреля 2001 г. Соучредителями конференции выступили Латвийское Общество Рериха и Музей Николая Рериха в Нью-Йорке — организации, стоявшие у истоков движения за принятие Пакта Рериха. Основными задачами музея являются популяризация идей Пакта Рериха и пробуждение патриотического сознания народа.
Россия, Сибирь. Ещё в Харбине, в 1940-е гг., духовный ученик Н.К. Рериха Б.Н. Абрамов начинает утверждать создание Музея Н.К. Рериха на Родине. Вместе с ним об этом мечтают и его ученицы из созданной им группы, которую курировала Е.И. Рерих. Среди них — Н.Д. Спирина, единственная из группы Б.Н. Абрамова, вместе со своим учителем приехавшая на Родину по указанию Рерихов.
2 июля 1978 г. П.Ф. Беликов посылает Н.Д. Спириной письмо, в котором содержится план культурной работы, переданный С.Н. Рерихом. К музею относятся два первых пункта:
«Ориентировка на создание в будущем Алтайского центра.
1. Большой перспективный культурно-просветительский центр для работы широкого масштаба должен быть создан в удобном месте, доступном для посещений, с хорошими транспортными связями.
2. В местах остановок Н.К. Рериха могут существовать музеи-мемориалы (например, в Верхнем Уймоне), которые структурно вольются в центр как филиалы».
Л.С. Митусова вспоминала: «Наталия Дмитриевна Спирина. Мы с ней встречались на выставках Рерихов. Потом приглашали её домой, когда у нас бывал Светик [С.Н. Рерих], чтобы она имела возможность с ним пообщаться. Многие годы она работает над выполнением заветов Рерихов, касающихся Сибири»2.
Выполняя заветы Н.К. и Е.И. Рерих, руководствуясь планом С.Н. Рериха, Н.Д. Спирина — ученица Б.Н. Абрамова — стала основателем Сибирского Рериховского Общества и двух Музеев Н.К. Рериха — в Новосибирске и на Алтае, в Верхнем Уймоне. Многолетняя разноплановая культурная деятельность этих музеев сделала их известными далеко за пределами Сибири.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что каждый музей, связанный с деятельностью семьи Рерихов, — неслучаен, его появление в определённом месте — закономерно, продиктовано в одних случаях прямыми указаниями и заветами Рерихов, в других — стремлением запечатлеть память о них их близкими учениками и последователями. Все музеи объединяет общая цель — строить свою работу на прочном основании великой Культуры, служить идеалам Рерихов. Общей задачей музеев Н.К. Рериха, по словам С.Н. Рериха, «может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. Рерих, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей». У каждого музея имеются и свои задачи, а деятельность отличается определённым стилем и методами. Осуществляются и совместные проекты.
Совершенно очевидно, что в этом ряду рериховских музеев не может быть какого-либо соподчинения, — все музеи являются равноправными организациями, работающими на едином поле Культуры.
В обществе настолько широк и значителен интерес к художественному и философскому наследию семьи Рерихов, что кроме перечисленных музеев в городах и посёлках нашей страны работают многочисленные общественные, школьные, муниципальные музеи, выставочные залы и кабинеты, популяризирующие творчество Рерихов. Назовём один из первых и самых крупных — Культурно-выставочный центр «Радуга» в Самаре.
В очерке «Культура — сотрудничество» Н.К. Рерих писал: «Разве не будет истинным Праздником Культуры тот день, когда каждый нерушимо принесёт в Великом служении лучшее накопление своего опыта, своей наблюдательности! Всеми нашими многообразными Обществами, Институтами и Учреждениями давалась возможность развиваться самым различным устремлениям, лишь бы они были направлены по священному руслу Культуры».
Обратимся к последним событиям, происходящим вокруг общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, приковавшим внимание культурной общественности.
7 марта 2017 г. государственными силовыми структурами было произведено изъятие части картин из Музея им. Н.К. Рериха в связи со следствием по делу «Мастер-Банка», что вызвало в обществе большой резонанс.
Своё отношение к случившемуся Сибирское Рериховское Общество выразило в письме к Президенту Российской Федерации В.В. Путину от 14 марта текущего года, в котором мы просим не допустить продажи картин Н.К. Рериха с аукциона, взяв их под государственную охрану, и признать всё творческое наследие Рерихов национальным достоянием России.
Это обращение СибРО к Президенту вызвало у кого-то непонимание, а у кого-то — негодование: «СибРО против общественного музея, созданного самим Святославом Николаевичем Рерихом и поддержанного Наталией Дмитриевной Спириной...» Эти безосновательные обвинения уже смутили многих рериховцев.
Мы обращается не к тем, кому хочется так думать и кто сознательно проводит политику разъединения, продолжая разрывать и без того тонкую ткань пространства Рериховского движения. Наши слова мы адресуем тем, кто может и готов нас услышать.
СибРО обратилось к Президенту с просьбой охранить картины, которые уже изъяты из музея МЦР и подлежат возможной распродаже с аукциона, а значит, могут быть утрачены для России. Поражает, что никто из тех, кто негодует на СибРО за это обращение, не высказал обеспокоенности такой угрозой, нависшей над картинами Рерихов. Возмущаясь тем, что СибРО не просит Президента вернуть их в МЦР, они при этом не хотят видеть, что сейчас главное — не допустить решения суда о продаже картин. В этой критической ситуации защитить картины может только первое лицо государства. Так же, как и решить вопрос охраны всего рериховского наследия, находящегося в стране, приданием ему статуса национального достояния.
Давая прямую оценку отдельным действиям Международного Центра Рерихов, Сибирское Рериховское Общество никогда не выступало против статуса музея как такового, невзирая на принципиальные разногласия СибРО и МЦР по определённым вопросам, о которых будет сказано ниже. Сибиряки всегда объективно оценивали большой потенциал Международного Центра Рерихов, который проявлялся в созидательных действиях: издании трудов Рерихов, организации передвижных выставок, научных конференций и т.п. Упрёки оппонентов в том, что Сибирское Рериховское Общество не поддерживает общественный статус музея МЦР, — абсурдны.
Сибирским Рериховским Обществом созданы и ему принадлежат два общественных музея Н.К. Рериха, и мы прекрасно понимаем значение и преимущества общественной формы управления, близкой по сути к общинности, то есть сотрудничеству единомышленников, объединённых общим мировоззрением и добровольным трудом.
Напомним ряд публичных заявлений СибРО последних лет, касающихся Международного Центра Рерихов и наследия, хранящегося в его фондах.
После событий, связанных с «Мастер-Банком», коренным образом повлиявших на финансовое положение МЦР, 27 ноября 2013 г. СибРО опубликовало заявление, в котором говорилось: «Считаем, что всем рериховским организациям, как в нашей стране, так и за её пределами, необходимо обратиться в Министерство культуры РФ с просьбой помочь МЦР в сложившейся ситуации сохранить в целостности всю коллекцию картин Рерихов, все бесценные фонды музея, не допустив никакого расчленения или изъятия. Пусть разграбление коллекции на бывшей квартире Ю.Н. Рериха окажется последним позорным явлением невмешательства со стороны органов, созданных для охранения культурных сокровищ государства».
2 декабря 2013 г. были отправлены письма Президенту РФ В.В. Путину и министру культуры РФ В.Р. Мединскому, где, в частности, было сказано: «Убедительно просим Вас рассмотреть возможность предоставления необходимой помощи МЦР, чтобы сохранить в целостности и всю коллекцию картин Рерихов, и другие бесценные фонды музея. Безусловно, для этого потребуется принятие нерядовых решений, но мы уверены, что выход — есть».
К сожалению, последовавший ряд событий в МЦР привёл к тому, что в 2015 г. отношения МЦР и Министерства культуры РФ окончательно зашли в тупик, конфронтация приобрела почти необратимый характер. И в Позиции от 7 октября 2015 г., вновь подчёркивая условие неделимости наследия в усадьбе Лопухиных и самостоятельности Музея Н.К. Рериха, СибРО высказалось в поддержку предложения А.П. Лосюкова, А.М. Кадакина, А.А. Авдеева, Ш.А. Амонашвили об организации общественно-государственного партнёрства как единственно возможного пути выхода из создавшегося противостояния.
27 октября 2015 г. в Дополнении к позиции СибРО было отмечено: «Сегодня, как и тогда, мы озабочены одним — сохранением великого наследия в целостности. И реалии сегодняшнего дня диктуют свои условия. Невозможно МЦР решить этот вопрос, продолжая вести войну с государством. Необходимо начать делать шаги навстречу, искать компромиссы в разработке мер, в которых были бы учтены условия сохранения наследия в его историческом доме — в Музее Н.К. Рериха на усадьбе Лопухиных».
Ещё через год, в декабре 2016 г., в докладе СибРО «Пусть свет войдёт в сердца, дела и судьбы...» было сказано, что мы не теряем надежды на то, что участники процесса вернутся за стол переговоров и все вопросы по наследию будут решаться в тесном взаимодействии сторон.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, такой путь решения проблемы был отвергнут руководством МЦР, и сейчас мы наблюдаем худший из вариантов развития событий. Уже принято судебное постановление о выселении МЦР из двух строений усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке Москвы.
Изучающие рериховское наследие знают, что Рерихи проехали десятки стран и порой им приходилось преодолевать колоссальные препятствия, чинимые местными властями. Но никогда они не вступали в конфронтацию с правительствами государств, напротив, делали всё возможное, чтобы решить все сложные вопросы мирным путём, будь то переговоры или принятие каких-либо неординарных решений.
Вспомним также историю захвата Васильчиком части наследия, принадлежавшего Ю.Н. Рериху. Этот процесс начался ещё при жизни С.Н. Рериха, который мог бы обратиться в суд, к чему его побуждали друзья, — ведь у него были на то все права. Но Святослав Николаевич не стал этого делать, ибо считал, что судебные тяжбы могли бросить тень на имена членов его Семьи, чего он допустить никак не мог. Об этом упоминали многие из общавшихся с ним в те годы.
А что мы наблюдаем ныне? Никогда ещё в средствах массовой информации не звучало столько негатива и всевозможных измышлений, связанных с именами Рерихов и Учением Живой Этики, и вина за это лежит не на противниках Учения — это допустили сами рериховцы.
Мы помним призыв Учителя: «Помогите строить Мою Страну». Строить — не значит расшатывать.
29 декабря 2002 года в своём Слове «Стук в будущее» Н.Д. Спирина сказала: «Затрагивая любую тему, имеющую отношение к будущему, мы должны прежде всего помнить о законе существования причинно-следственной связи, именно она может помочь нам разобраться в том, что происходит с нами в настоящем и что может совершиться в будущем. Без причин не рождаются следствия, и по следствиям можно судить о причинах, их вызвавших».
Эти слова руководителя СибРО имеют прямое отношение к тому, о чём мы скажем дальше. В контексте сегодняшних событий стоит коснуться темы взаимоотношений СибРО и МЦР и напомнить отдельные факты. По ряду принципиальных вопросов, касающихся действий МЦР, СибРО высказалось публично и твёрдо. Обозначим основные из них, которые, по нашему убеждению, не могли не сказаться на событиях, разворачивающихся сейчас.
Это — приватизация вселенского символа — Знака Знамени Мира.
Это — кощунство в адрес ученицы Б.Н. Абрамова, основателя и Почётного председателя СибРО Н.Д. Спириной.
Акт МЦР по приватизации Знака Знамени Мира, а также использование его как основы логотипа «Мастер-Банка», когда священным символом были маркированы все его банкоматы и спецтранспорт, вызвали взрыв негодования рериховцев. Многочисленные письма и обращения были направлены в Роспатент и другие органы страны. Так, можно познакомиться с ответом Палаты по патентным спорам на «Возражение от 19.07.2004, поданное О.В. Румянцевой против регистрации № 226539 изобразительного товарного знака», в котором сказано: «Владелец оспариваемого знака [МЦР] предоставил 30.12.2004 отзыв на возражение против регистрации, в котором приводятся следующие доводы...». По мнению «Владельца», Пакт Рериха является «региональным межамериканским договором», к которому Россия не имеет никакого отношения. На этом основании, опровергая утверждение О.В. Румянцевой, что Знамя Мира является «символом всемирного движения в защиту культуры и нравственности», утверждённого Пактом Рериха, МЦР заявляет, что «рассматриваемое обозначение ассоциируется с деятельностью правообладателя, а не с абстрактной культурной ценностью». После перечисления всего, что сделано МЦР для популяризации Знака, звучит следующий довод: «В результате указанной деятельности правообладателя обозначение приобрело широкую известность».
Комментировать это «разъяснение» излишне.
И до настоящего времени на сайте МЦР размещены публикации, касающиеся приватизации Знака Знамени Мира, аргументирующие все так называемые преимущества этого непозволительного акта.
Решительно и очень определённо дала оценку этому и другим деяниям МЦР руководитель СибРО Н.Д. Спирина и возглавляемая ею организация. Эти материалы опубликованы в спецвыпусках журнала СибРО за 2002 и 2003 гг.
А в 2005 г., через год после ухода Н.Д. Спириной с земного плана, в 3-м томе материалов МЦР «Защитим имя и наследие Рерихов» последовало обвинение и Наталии Дмитриевны, и СибРО в предательстве Дела Учителей — была проведена прямая параллель с Хоршами. На эту публикацию в январе 2006 г. СибРО в защиту имени своего руководителя отозвалось спецвыпуском журнала «Восход» «Не замай!», в котором впервые приводились свидетельства Елены Ивановны Рерих о Н.Д. Спириной и утверждалась её духовная преемственность в Иерархической цепи, восходящей к Рерихам. «Мы горды своим выбором, мы сделали его осознанно и никому его не навязываем, — писали сибровцы. — Но мы решительно пресекаем любые выпады, направленные против нашего Духовного Руководителя».
Считаем, что обе эти вопиющие акции — приватизация символа Знамени Мира и кощунственные высказывания в адрес Н.Д. Спириной — свидетельство коренного поворота общественной организации МЦР в сторону от первично поставленной Цели. Той Цели, ради которой создавался Советский Фонд Рерихов, передавалось на Родину наследие, были получены благословение С.Н. Рериха, а позднее и поддержка Н.Д. Спириной.
Остановимся ещё на одном моменте, который в публикациях МЦР приводится как достоверный факт. Речь идёт о том, почему в Новосибирске не был создан филиал московского Музея им. Н.К. Рериха. По версии МЦР, это произошло из-за того, что СибРО «своими действиями сорвало [такую] возможность». Между тем в действительности всё произошло с точностью до наоборот.
В начале 1990-х гг. между МЦР, СибРО и Сибирским отделением Российской академии наук (СО РАН) существовала договорённость о создании филиала музея в Новосибирске на базе Сибирского Рериховского Общества. В решение вопроса были включены власти города, уже было выделено здание, о чём в своём письме сообщает С.Н. Рериху Председатель СО РАН академик В.А. Коптюг. Неожиданно на его имя приходит письмо из МЦР (№ 624-МЦР от 7.12.1992 г.), в котором Правление Международного Центра Рерихов просит документально «ускорить оформление отношений между МЦР и СО РАН». Так неожиданно для двух остальных участников соглашения Международный Центр Рерихов вычеркнул Сибирское Рериховское Общество из трёхстороннего договора, что было неприемлемо для академика В.А. Коптюга. Об этом подробно рассказано в спецвыпуске СибРО «Скажем правду!» от 24 ноября 2002 г.
Сейчас об этом факте мы упоминаем лишь для того, чтобы сказать, что МЦР не поменял своей тактики и в дальнейшем. Так, в 2011 г. в Министерство культуры Республики Алтай поступило письмо из МЦР от 8 августа, в котором предлагалось рассмотреть вопрос о создании филиала Музея МЦР в бывшем доме Вахрамея Атаманова в с. Верхний Уймон. И это невзирая на то, что Сибирское Рериховское Общество, с 1995 г. с большими трудностями создававшее в этом доме Мемориальный Дом-музей Н.К. Рериха, к тому времени уже свыше 10 лет успешно работало в музее. Иными словами, была предпринята попытка отобрать у СибРО отреставрированный Дом-музей руками Министерства культуры Республики Алтай. Хорошо зная многолетнюю деятельность СибРО на Алтае, министерство ответило отказом, предложив МЦР взять под музей дом в районном центре Усть-Кокса, в котором Рерихи останавливались во время экспедиции. От этого варианта МЦР отказался.
Что касается Слова Н.Д. Спириной «Сверху виднее», написанного в 1993 г. в защиту общественного статуса Музея им. Н.К. Рериха МЦР, которое приводится в пример нашими оппонентами, можем повторить: оно было такой мощи и силы, что не могло не дать следствий. Н.Д. Спирина встала на защиту воли С.Н. Рериха, передавшего наследие в Россию через Л.В. Шапошникову, и тем фактически помогла спасти это наследие от попыток его расхищения в условиях того времени.
До настоящего момента Международный Центр Рерихов не признал за собой ошибочных действий ни в приватизации Знака Знамени Мира, ни в кощунстве в адрес Н.Д. Спириной, а все публикации, в которых даётся «обоснование» этим двум акциям, продолжают находиться в открытом доступе.
Мнение СибРО по этим двум вопросам однозначно: упорствование в несправедливости — присвоении Вселенского Символа и попирании имени сотрудницы, которую признала Е.И. Рерих, — не может не повлиять на судьбу содеявшей это организации. И сегодня, когда Международный Центр Рерихов находится в столь сложной ситуации, сотрудникам этой организации и её сторонникам не следует искать причину происходящего вовне.
Создания государственного музея Н.К. Рериха добивался ещё Ю.Н. Рерих, прилагая немало усилий для воплощения этой идеи. Времена изменились, и в настоящее время, когда творчество семьи Рерихов получило огромное признание в стране, уже на правительственном уровне обсуждается вопрос о необходимости создания в столице России государственного музея Рериха. Протест многих вызывает то, как именно это осуществляется сегодня. Силовые методы решения проблем, связанных с учреждениями Культуры, не могут оставить равнодушной широкую общественность, что мы сейчас и наблюдаем.
Между создающимся в Москве государственным музеем Н.К. Рериха и общественным музеем им. Н.К. Рериха МЦР не должно быть никаких противоречий и противостояния. Уверены, этого никогда бы не допустили Рерихи. Потому так необходим конструктивный, взаимоуважительный диалог Международного Центра Рерихов и представителей государственных структур.
Возможно ли обычному человеку сформировать своё отношение к великому миротворцу и Водителю Культуры — Николаю Константиновичу Рериху, когда организации, носящие его имя, находятся в конфронтации? Такое положение дел, касающееся наследия Рерихов, как сегодня, не принесёт пользы ни российскому народу, ни мировому культурному сообществу. Сейчас необходимо поистине соломоново решение, от которого выиграли бы обе стороны. Надеемся, что такое решение будет найдено.
Каким образом каждой из рериховских организаций охранить доверенное? Как в своей деятельности не утратить морального права на высокое имя в названии учреждения — имя Рерихов? Только укрепившись на Основах и культурных принципах, данных самими Рерихами. Только этот Щит даст силы и возможности для преодоления всех мыслимых и немыслимых препятствий на пути строительства заповеданного будущего. Никакие внешние обстоятельства или поддержка извне не смогут дать устойчивого положения и продвижения, если нет прочной Опоры внутри коллектива. Сказано: «Все миры на испытании». Тем более это касается рериховских организаций, независимо от их статуса.
Ещё раз подчеркнём: в настоящей сложнейшей ситуации Сибирское Рериховское Общество считает главной задачей сохранение наследия Рерихов в России и его доступность для исследований.
Мы глубоко верим, что с ростом интереса к наследию Великой Семьи России количество музеев Н.К. Рериха на планете — «Светлых Маяков Культуры» — будет только расти. Пусть все они будут соединены нитями дружбы, сотрудничества и взаимопомощи, раскрывая разные грани необъятной Державы Рерихов.
В связи с событиями, происходящими в Москве, и нашей определённой позицией по этому поводу некоторые корреспонденты предрекают Сибирскому Рериховскому Обществу неизбежные осложнения. На это мы отвечаем: какие бы испытания ни были уготованы, СибРО не отступит от основ и принципов, которые для нас святы, на которых мы стоим и будем стоять до победного конца.
Нас воспитали не играть в Слова Святые,
Святое нас учили защищать!
И эти принципы заложены простые
В науку строить, жить и побеждать!3
Совет и сотрудники
Сибирского Рериховского Общества,
18 апреля 2017 г.
1 http://www.icr.su/rus/museum
2 Мельников В.Л. Б.Н. Абрамов и Н.Д. Спирина по материалам архива Л.С. Митусовой // Рериховское наследие. Т. XI. СПб., 2013.
3 Из стихотворения С.А. Деменко.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.