8 апреля в Музее Н.К. Рериха прошла лекция-презентация Елизаветы Малининой «Искусство буддизма дзэн: Путь к озарению». На ней слушатели прикоснулись к философии японского искусства и могли приобрести переизданную книгу автора «Искусство, рожденное безмолвием»
Вступительное слово Людмилы Ганиной
к лекции Елизаветы Малининой
Мы знаем об особом интересе Рерихов к Востоку. Николай Константинович писал: «Запад действительно многое самое ценное воспринял от Востока. И религия, и философия и многие другие ценнейшие нахождения по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии». (Н.К. Дары Востока)
«Восток: лики Прекрасного» – так называлась выставка, работавшая в нашем музее ровно год назад. На ней мы познакомились с миниатюрами в восточном стиле Елизаветы Малининой. Параллельно с выставкой шли её лекции «Духовно-эстетическое своеобразие Японского искусства», «Традиционный китайский пейзаж. Вселенная в миниатюре. Синтез искусств: литература, каллиграфия, живопись».
Елизавета Евгеньевна Малинина – востоковед, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель кафедры Востоковедения НГУ. Автор многочисленных публикаций по духовной культуре Японии и переводов японской художественной прозы на русский язык. Художник и фотограф, на счету которой числится уже не одна персональная художественная выставка, проведённая в России и за рубежом.
Елизавета Евгеньевна постоянно сотрудничает с журналами «Культура и время» и «Восточная коллекция», где напечатаны многие её статьи. Издан набор открыток «Сады и храмы Японии».
В 2013 г. Новосибирским государственным университетом была выпущена книга Елизаветы Малининой «Искусство, рожденное безмолвием». Монография рассказывает о некоторых гранях японского искусства, вдохновленного идеями и эстетическими принципами дзэн-буддизма. Открывая книгу, читатель получает возможность проникнуться красотой дзэнского сада, приобщиться к таинству чайного ритуала, узнать об особенностях дзэнской живописи тушью. Впервые российский читатель знакомится с жизнью и творчеством величайшего художника XV столетия Сэссю. Первые две главы книги целиком иллюстрированы фотографиями автора.
Монография вышла небольшим тиражом и быстро исчезла из продажи. Мы рады, что эта прекрасная книга переиздана, и сегодня автор проведет презентацию 2-го издания.
Хочется особо подчеркнуть, что Елизавета Малинина дважды проходила длительную научную стажировку в Научно-исследовательском институте по проблемам дзэн-буддизма Ханадзоно (Киото, Япония) и, что она является приглашенным профессором Международного университета Акита (Япония), где читает японским студентам лекции по японской культуре.
Традиция дзен представляет собой уникальную разновидность духовной культуры Востока, в ходе долгой истории доведенной до совершенства. Дзен хочет заставить нас смотреть прямо в саму действительность и быть самой действительностью. Дзен хочет сказать, что за основу должен браться факт, реально испытанный каждым человеком, а не знание, или идея или понятие о нём.
Ещё приведем слова Винсента Ван Гога о японском искусстве: «Изучая искусство Японии, видишь человека, безусловно, мудрого, философски настроенного, рассудительного, – который проводит время как? Изучая расстояние от земли до луны? Нет. Изучая политику Бисмарка? Нет. Он изучает одну-единственную травинку. Но эта его травинка влечет за собой каждое растение, затем времена года, широкие деревенские просторы, затем животных. После – фигуру человека. И так он проходит через жизнь, и жизнь слишком коротка, чтобы охватить всё»…
Итак, «Искусство буддизма дзэн: Путь к озарению». Приглашаем к микрофону Елизавету Малинину...
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.