«...Великий Владыка имеет План, как собрать картины, как создать Памятник такому исключительному Художнику, Мыслителю и представителю великой человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности».
Е.И. Рерих. 28 ноября 1950 г.
О неделимости Наследия Рерихов
В Сибирское Рериховское Общество пришло письмо от представителя Межрегионального культурно-просветительного общества «Зов к Культуре». Автор письма делится мнением о «круглом столе», прошедшем в Санкт-Петербурге в октябре текущего года в рамках XVI международной конференции «Рериховское Наследие», главным организатором которой был Музей-институт семьи Рерихов. Затем в СибРО пришла и рассылка, которую делает сайт «Культуру в жизнь!» (О.Н. Чеглаков, Санкт-Петербург), где в новостях от 31.10.2016 г. также опубликован этот материал.
Тема «круглого стола», обозначенная директором Музея-института семьи Рерихов А.А. Бондаренко, была: «Рериховское наследие, рериховское движение, взаимодействие государства и общества». В обсуждении вопроса приняли участие представители пяти музеев: Музея-института семьи Рерихов (Санкт-Петербург), Государственного Музея Востока (Москва), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), Музея Николая Рериха в Америке (Нью-Йорк), Дома-музея Рериха в Монголии (Улан-Батор); многие представители общественных организаций и групп, изучающих Рериховское наследие. (посмотреть на youtube)
Обратим внимание на предложение представителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д.Н. Попова, о котором с восторгом написано в письме. Сославшись на «установку Е.И. Рерих», он, в частности, сказал: «Н.К. Рерих, его художественное наследие, его литературное наследие, как деятель культурный — это одно, а сокровенное Учение, которое, она настаивала, должно быть сокровенным — это отдельно, для тех людей, которые, действительно, по собственной инициативе к нему приближаются, хотят его изучать. Наверное, это всё-таки надо нам сегодня принимать во внимание».
К сожалению, высказанная Д.Н. Поповым мысль о разделении Учения и художественного творчества Рериха была принята определённым количеством присутствующих и уже широко распространяется.
В связи с этим приведём такой факт: в начале 1990-х годов по новосибирскому радио в рамках передачи «Какие мы?» прошёл цикл радиобесед о Живой Этике, которые были подготовлены Наталией Дмитриевной Спириной и сотрудниками СибРО. Эти радиопередачи вызвали огромный отклик.
Н.Д. Спирина поделилась этим с директором Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дэниелом Энтиным, с которым состояла в переписке после ухода из жизни З.Г. Фосдик.
Теснейшей была связь Наталии Дмитриевны с Зинаидой Григорьевной, полная переписка с которой готовится к изданию в СибРО. Приведём два отрывка из писем З.Г. Фосдик.
«Я высоко ценю Вашу добровольную работу в Галерее — это так нужно! Особенно Ваши доклады и статьи о Н.К.[Рерихе] — Вы тонко чувствуете искусство Н.К. и делаете его облик более близким и понятным. Ваша всем сердцем. З.Г.Фосдик, 14.11.1977 г.».
В своём последнем письме, меньше чем за месяц до своего ухода из жизни, Зинаида Григорьевна написала: «Вы наша ценная сотрудница, и мы радуемся Вашей деятельности во всех её проявлениях. Обнимаю и целую Вас, всем сердцем с Вами. З.Г. Фосдик, 22. 06.1983 г.».
Д. Энтин в ответном письме к Н.Д. Спириной написал, что такое рекламирование Учения недопустимо, и сослался на письмо Е.И. Рерих к З.Г. Фосдик, в котором Елена Ивановна приводит слова Учителя:
«”Яро не разрешаю распространение Моего Учения путем радиорекламы. Провозвестие Новой Эры и Учения, ему сопутствующего, не может быть распространяемо среди вульгарного окружения и с присоединением к нему ложного основания в виде дешевой новеллы, как бы ни была она интересна с точки зрения искателей приключений и любопытствующих ротозеев…» (28.01.1950).
Дэниел также сообщил, что в Америке они об Учении не говорят открыто в Музее, но лишь в небольших группах, изучающих Учение.
Получив это письмо, Н.Д. Спирина твёрдо сказала: «В письме Елены Ивановны речь идёт о конкретной ситуации, имевшей место в Америке, но это не имеет никакого отношения к радиобеседам СибРО, идущим по новосибирскому радио». И, повторив своё любимое изречение Будды — «каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия», — она решительно утвердила, что сейчас пришло время говорить об Учении, и говорить об этом широко, но очень важна форма подачи.
Интересующиеся радиобеседами о Живой Этике могут послушать их на сайте СибРО:
Надеемся, что слова Елены Ивановны Рерих из её письма от 19 октября 1951 года к американским сотрудникам поставят точку в вопросе о нераздельности наследия Н.К. Рериха:
«Книги Учения, Учения Огненного, я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество — ЕДИНО. Творили и Творим ВМЕСТЕ. «Рерих Фаундешен» и было бы таким Учреждением! Мечта эта должна осуществиться, и, конечно, ближе всего в Лучшей Стране!»
Исходя из слов Е.И. Рерих, единство Учения Живой Этики и Картин Н.К. Рериха осуществится в РОССИИ.
Сколько трудов ещё нужно будет приложить последователям Учения Живой Этики, чтобы философия Рерихов стала базой для взаимоотношений и государств, и граждан внутри государства, — это вопрос столетий.
Но живопись Рериха неотъемлема от идей Учения Живой Этики, его картины даже называют «Живой Этикой в красках». И делить Наследие Мастера на две части: Рерих-художник — это одно, о чём можно говорить в музеях, а Рерих-философ — другое, и об этом можно говорить только в «сгармонизированных группах», — недопустимо!
Известные всему научному сообществу сибирские учёные-академики не боялись говорить о философском наследии Рериха и его значении ещё десятилетия назад, утверждая, что «Живая Этика — мировая этическая система»! В 10-м номере журнала СибРО «Восход» (октябрь 2016) опубликован материал «”Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях”. Сибирские учёные о Н.К. Рерихе и его наследии». Рекомендуем прочесть его.
О выставках картин и репродукций Н.К. Рериха и Учении Живой Этики
Можно, конечно, рассказать о картинах Рериха так же, как и о картинах любого другого художника: коснувшись сюжета, сказать о композиции, обратить внимание на передний и дальний планы, на колористику, плавность или чёткость линий и т.д. Возможно, кому-то будет интересно услышать, как Николай Константинович готовил темперу, выбирал холсты. Но разве этого достаточно, когда речь идёт о произведениях Рериха?
Интерес к Рерихам, к Учению у нас в стране сейчас неудержимо растёт — говорим об этом с полной уверенностью — идёт новая очень мощная волна, мы это видим в музеях Рериха и в Новосибирске, и на Алтае. Бесчисленны примеры, когда люди на экскурсиях сами просят рассказать о философии Рерихов, о Живой Этике, о том, какую веру исповедовали Рерихи, был ли Рерих буддистом и т.д. Невозможно не почувствовать, когда человек приходит, чтобы найти ответ на важный для него вопрос, что-то понять или сделать какой-то выбор. Безусловно, недопустимо «торпедировать» людей Учением Живой Этики, но необходимо обладать умением отвечать на поставленный вопрос, не отправляя посетителей «самим почитать книги». Несомненно, для экскурсовода очень важны соизмеримость, соблюдение канона «Господом твоим». Его задача в том и состоит, чтобы коснуться именно той грани творчества Николая Константиновича, которая интересна посетителю.
В записях Б.Н. Абрамова есть такие строки: «Ныне много сердец, бессознательно тянущихся к Свету. Как им помочь, как их насытить, как утолить голод духа? Только Светом своим, если зажжён. Можно словами, но только если слова насыщены Светом. Слово пустое не даст ничего. Если бы знали, как остро людские сердца ныне нуждаются в Свете». (Грани Агни Йоги, II, 578)
Н.Д. Спирина откликается на эти строки стихотворением, которое очень созвучно поднятой нами теме:
СибРО имеет обширные связи с культурными организациями, мы контактируем со многими экскурсоводами, работающими на выставках картин и репродукций Н.К. и С.Н. Рерихов. Утверждаем, что люди, грамотно и компетентно представляющие на экскурсиях творчество Н.К. Рериха, есть в разных регионах страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Екатеринбурге, Тюмени, Омске, Кемерово и других местах. И это не только сотрудники рериховских организаций, но и представители разных музеев и культурных центров.
К сожалению, есть и другое. Можно привести такие примеры пояснений картин Рериха, даваемых иными экскурсоводами, что впору создавать общероссийский музейный сборник «Нарочно не придумаешь» для рассылки во все музеи, имеющие работы Рерихов, — материалов уже достаточно.
Так, в одном музее на просьбу посетительницы сказать в общих чертах о философии, которую мир получил через Рерихов, экскурсовод воскликнула: «Да лучше вы в эту область не вторгайтесь! Пройдите дальше — там у нас выставка интерьеров XIX века. Изучайте, смотрите, там столько почерпнёте, а в эти дебри лучше не надо!».
Непревзойдённым перлом в этом ряду невежества является описание, данное экскурсоводом картине «Настасья Микулична»: «Вы видите взрыв красок! Обратите внимание на богатыршу, кто у неё на ладони? Это Илюша и Алёша Попович. Она же вначале Илюшу в карман спрятала, потом подумала: кто это у меня там, дай посмотрю. Если добрый молодец, выйду за него замуж. Вытащила, взглянула, понравился он ей. Она вышла за него замуж и стала нормальной женщиной».
Что на это можно сказать? Только одно — не уподобимся…
Нам довелось общаться с прекрасными искусствоведами, хорошо владеющими темой художественного наследия Н.К. Рериха, но как их мало! Всё резче выявляются осложнения, связанные не столько с некомпетентностью, сколько с непринятием работниками музеев мировоззрения Рериха. Это низводит рассказ экскурсоводов в лучшем случае до формального уровня, а чаще — до прямого искажения идей, заложенных в его картинах.
Вопрос подготовки кадров для проведения полноценных экскурсий по рериховской тематике — это отдельная проблема, которая, мы надеемся, в ближайшем будущем будет конструктивно решена.
Елена Ивановна Рерих в своём пронзительном письме к М.Н. Варфоломеевой от 19 апреля 1948 г., описывая уход Н.К. Рериха, предрекает: «…в будущем будет воздвигнут ему живой памятник — Институт изучения его Искусства, Творчества и Мудрости».
Уверены, что недалеко то время, когда в России осуществятся эти слова.
Сибирское Рериховское Общество
* В заглавии - цитата из стихотворения Н.Д. Спириной. "Капли".
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.