В марте в Тюмени состоялось открытие весьма атмосферной, весенней выставки "Цветы и женщины Востока", которая была организована творческой группой "Мир через Культуру" (г. Тюмень - г. Курган). В старинной купеческой усадьбе в историческом центре города расположились предметы из Китая, Тибета и Японии: от XVIII до XX столетий.
Интерес к Востоку в разные века был велик. Обзор выставки начинается с тематико-экспозиционного комплекса, посвящённого женщинам, которые не только интересовались, но и сами непосредственно исследовали Восток, путешествовали по разным странам.
Первое имя в этом ряду - Елена Петровна Блаватская - с её судьбой связаны букинистические редкости, представленные на выставке: книга "Из пещер и дебрей Индостана", журнал "Русское обозрение", изданный в год смерти Елены Петровны с биографическим очерком о ней, который написан её сестрой, а также прижизненное издание Е.П. Блаватской "Инструкции для учеников E.S.T.S (Esoteric School Theosophical Society)".
Второе имя - Александра Давид-Неель - французская оперная певица, которая достигла столицы Тибета — Лхасы в 1924 г.
Третье имя - Елена Ивановна Рерих - с ней на выставке связаны такие книги, как изданный в Сибирском Рериховском Обществе перевод на русский язык писем Махатм под названием "Чаша Востока", изданная при жизни Елены Ивановны одна из книг Учения Живой Этики "Листы Сада Мории", а также выпуск 1931 года "Вестника Музея Рериха" в Нью-Йорке с фотографией института научных исследований, названного в честь Елены Ивановны Рерих.
Мария Николаевна Колокольникова - из рода купцов, которым принадлежала данная усадьба - меценатка и благотворительница, которую очень любили в Тюмени, уехав из России после революции, оказалась в Америке, где подружилась с семьёй Рерихов и мечтала побывать вместе с Еленой Ивановной в Индии, поэтому тема Востока в данной усадьбе не случайна, не говоря уже о деловых связях этого рода с Китаем, торговля с которым проходила через Харбин.
На выставке представлена также и статья о японском искусстве "Слава самураев", которая написана Николаем Константиновичем Рерихом, именно слова из этой статьи предваряют основной обзор:
"Комио, прекрасная Владычица Нары, пела: “Я не сорву тебя, цветок, но посвящу тебя Буддам прошлого, настоящего и будущего”.
Единство прошлого, настоящего и будущего, бережность к мирозданию - всё это тесно переплетено с символикой цветов на Востоке. Священный цветок лотоса присутствует в произведениях буддистского искусства из Китая и Тибета, на тханках, изображающих бодхисаттву Манджушри, в бронзовой скульптуре бодхисаттвы Майтрейи и др.
Основное ядро выставки - это японская живопись. Здесь зрители могут насладиться возвышенными образами богинь и Небесных Дев, созерцанием цветов, запечатленных художниками Японии, и пленительными чертами восточных красавиц в живописных свитках, а также в образцах ксилографии (жанр бидзинга - общее название для произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии), созданных мастерами XIX-XX вв.
Наиболее древний экспонат атрибутирован XVIII столетием и изображает знаменитую богиню счастья Бэндзайтэн, она одна из семи главных божеств счастья в японской культуре, она же богиня мудрости, искусств, любви и тяги к знаниям. Кроме того, среди экспонатов, представленных на выставке, можно увидеть образцы легендарного японского фарфора сацума, созданные в XIX веке. Здесь же есть и традиционная японская свадебная накидка "утикаке", богато украшенная вышивкой по шёлку и свиток XIX века "Такасаго" с сюжетом театра "Но", связанным с идеалами долгой и счастливой супружеской жизни, такие свитки было принято дарить как благопожелание на свадьбу и приносило удачу в семейных делах, по представлениям японцев. Кимоно, веера, бронзовые скульптуры и тханки из Китая и Тибета и многое другое приоткрывает завесу над загадками символов цветов и тайнами восточных красавиц.
Выставка проходит при информационной поддержке интернет-радиостанции "Мир через Культуру".
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.