14 ноября в Музее Н.К. Рериха прошла первая в этом сезоне встреча Музыкального лектория (ведущая - Эльвира Полонская). Вечер был посвящён теме импрессионизма в музыке и живописи и назывался “Лунный свет, или размышление о том, можно ли услышать живопись”.
14 ноября в Музее Н.К. Рериха открылся музыкальный сезон 2015/2016. Собравшихся в концертном зале приветствовала руководитель музыкального лектория «Выдающиеся имена мировой музыкальной культуры» Эльвира Полонская. В этот день слушателям была предложена тема «Импрессионизм в музыке и живописи». Импрессионизм (в пер. с франц. — впечатление) — направление в искусстве, которое зародилось во второй половине XIX века во Франции и наиболее ярко проявилось в живописи, где особое внимание уделялось передаче цвета и света. «Сегодня мы с вами погрузимся в мир необыкновенных впечатлений, — продолжила ведущая. — У мастеров импрессионизма получалось передать впечатления, мимолётные впечатления от увиденного или услышанного на холстах или в звуках. Им удавалось запечатлеть тонкие вибрации, едва осязаемые ощущения, неповторимые настроения. В одном случае получалась абсолютно новая живопись, а в другом случае — та же живопись, только музыкальная, звуковая. Сегодня вы просто насладитесь очень красивой музыкой и живописью. А в конце программы мы, быть может, с вами вместе сумеем понять — можно ли услышать живопись». Рассказ Эльвиры Полонской сопровождался показом на экране портретов художников-импрессионистов: Клода Моне, Поля Сезанна, Пьера Огюста Ренуара и других, а выступление музыкантов проходило на фоне картин, чередовавшихся на экране. В концертной программе исполнялась музыка двух ярких представителей импрессионизма — Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Концерт открыл студент Новосибирской государственной консерватории Евгений Зайцев (флейта), в его исполнении прозвучала пьеса Дебюсси «Сирингс». По изысканности и таинственности мелодии это произведение считают типичным примером импрессионизма. Известна и легенда, которая, по-видимому, легла в основу написания пьесы. Пан, древнегреческий бог полей, лесов и трав, был влюблён в прекрасную речную нимфу Сирингс. Любовь не была взаимной. Однажды, убегая от Пана, нимфа превратилась в тростник. Лесной бог сделал из него флейту, на которой играл печальные, но красивые мелодии в память о своей любви. Известное произведение К. Дебюсси «Лунный свет» исполнил пианист, лауреат международных конкурсов Анатолий Полонский. Эльвира Анатольевна отметила, что «композиторы точно так же, а может быть, и под огромным воздействием живописцев-импрессионистов, учились слышать свет и пытались в музыке передать и шелест листьев, и движение воды, и игру света». Следует отметить, что сам композитор возражал против зачисления его в импрессионисты и никогда не соглашался с этим термином в отношении своей музыки. Российский музыковед К.В. Зенкин так писал о его творчестве: «Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке. Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушёл от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара или К. Писсарро». Наталья Тимофеева, преподаватель Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, исполнила три прелюдии для фортепиано К. Дебюсси — «Паруса», «Менестрели» и «Фейерверк». О прелюдии «Фейерверк» Эльвира Полонская, цитируя известную французскую пианистку Маргариту Лонг, сказала: «Это произведение завершает цикл прелюдий К. Дебюсси (их у композитора — 24) и полно сверкающей виртуозности, открытого ликования, искрящегося блеска народного веселья. В неожиданно звучащих нескольких нотах “Марсельезы” возникает внезапная печаль конца праздника». Ещё несколько произведений Дебюсси исполнили преподаватели колледжа им. А.Ф. Мурова — прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» (Ольга Артемьева, скрипка, Наталья Тимофеева, фортепиано) и пьеса «Золотая рыбка» из цикла «Образы» (Ирина Баженова, фортепиано). «Золотая рыбка» возникла как впечатление композитора от созерцания японского лакового панно, на котором были изображены золотые рыбки. Посетители лектория всегда с нетерпением ждут выступления фортепианного дуэта Эльвиры и Анатолия Полонских. В этот день в их исполнении прозвучала пьеса Дебюсси «В лодке» из его «Маленькой сюиты», вызывающей ассоциации с водной гладью, и пьеса «Послеполуденный отдых Фавна» (Фавн — божество у римлян, отождествлявшееся с греческим Паном). Премьера этого произведения, состоявшаяся в Париже в 1894 году, принесла композитору первый настоящий успех. Знакомство с музыкой Мориса Равеля началось с «Цыганской рапсодии» в исполнении учащейся Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) Марии Баевой-Кузнецовой (скрипка). Партию фортепиано исполнила Янина Койфман. Равеля считают мастером музыкального колорита, его музыка всегда удивительно человечна, её обаяние и пафос близки людям. Э. Полонская отметила: «В отличие от Клода Дебюсси — композитора-новатора — Мориса Равеля многое интересовало в музыке, но при этом он не был новатором. Равеля влекла стихия танца, и в этом отношении ему была очень близка Испания. Он побывал в Марокко, и в его творчестве появились ритмы джаза». В концерте также прозвучали произведения Равеля «Волшебный сад», «Разговоры Красавицы и Чудовища» (в исполнении фортепианного дуэта Э. и А. Полонских), «Благородный» и «Сентиментальный» вальсы (исполнители А.И. Кузнецова и А.П. Шугаев, преподаватели детской школы искусств №25), «Хабанера» (О.В. Артемьева и Н.В. Тимофеева). Завершилась встреча выступлением солистки Новосибирского театра оперы и балета Ольги Колобовой. Были исполнены романсы Клода Дебюсси на слова Поля Бурже — «Чудный вечер», «Романс» и «Голубки» испанского композитора Мануэля де Фалья. Думается, что пришедшие на музыкальный лекторий в этот день приблизились к пониманию импрессионизма — одного из самых удивительных направлений в искусстве, его глубин, оттенков и красоты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.