После известных событий, коренным образом сказавшихся на финансовом обеспечении МЦР, свою позицию по возникшей проблеме Сибирское Рериховское Общество чётко выразило в опубликованном 27 ноября 2013 г. заявлении, в котором говорилось: «Считаем, что всем рериховским организациям, как нашей страны, так и за её пределами, необходимо обратиться в Министерство культуры РФ с просьбой помочь МЦР в сложившейся ситуации сохранить в целостности всю коллекцию картин Рерихов, все бесценные фонды музея, не допустив никакого расчленения или изъятия. Пусть разграбление коллекции на бывшей квартире Ю.Н. Рериха окажется последним позорным явлением невмешательства со стороны органов, созданных для охранения культурных сокровищ государства».
2 декабря 2013 г. были отправлены письма-обращения Президенту РФ В.В. Путину и министру культуры РФ В.Р. Мединскому, где, в частности, было сказано: «Убедительно просим Вас рассмотреть возможность предоставления необходимой помощи МЦР, чтобы сохранить в целостности и всю коллекцию картин Рерихов, и другие бесценные фонды музея. Безусловно, для этого потребуется принятие нерядовых решений, но мы уверены, что выход — есть». Это обращение вместе с СибРО подписали представители Рериховских обществ 18 городов России, Украины, Казахстана.
К сожалению, отношения МЦР и Министерства культуры РФ окончательно зашли в тупик, конфронтация приобрела хронический и почти необратимый характер. Для сотрудников МЦР диалог возможен только при условии, если государство возьмёт на себя экономическое обеспечение, сохранив при этом общественный статус музея. В МЦР считают, что любые другие варианты приведут к безвозвратной гибели рериховского движения в России — альтернативы нет. В комментариях МЦР по поводу прошедшего 26 сентября 2015 г. круглого стола в Общественной Палате РФ сказано прямо: «И если движение позволит разрушить общественный Центр-музей и не удержит наследие Рерихов, то лишится фокуса, и у него уже никогда не будет будущего». (А.Л. Прохорычев, Д.Ю. Ревякин. «Совет мудрейших»)
Авторы многочисленных обращений в государственные инстанции, поддерживая МЦР, ссылаются на волю С.Н. Рериха относительно общественного статуса музея. Но почему-то никто не задумался о том, какими событиями отмечен путь МЦР за период, прошедший с того времени, когда Святослав Николаевич сказал о своём желании.
Так, конец 2002 года потряс рериховскую общественность неслыханным в истории рериховского движения кощунственным актом: МЦР учинил приватизацию священного символа — Знака Знамени Мира. Далее недопустимым логотипом «Мастер-Банка» были отмечены все банкоматы Москвы… Неужели серьёзно изучающие Учение полагают, что это может остаться без последствий?
До настоящего времени сотрудники МЦР не смущаются содеянным, продолжая ту же политику. Президент Национального Экологического Фонда С.А. Чумакова-Измайловская обратилась в МЦР, надеясь получить разрешение вывесить Знамя Мира в Общественной палате РФ на мероприятии международного уровня, куда были приглашены послы всех латиноамериканских стран. Мероприятие посвящалось 70-летию Великой Победы и 80-летию Пакта Рериха. В ответ ей строго-настрого запретили вывесить Знамя, а в случае ослушания даже пригрозили. Тогда президент НЭФ вывела Знамя Мира на экране, но, вернувшись в зал после короткого отсутствия, обнаружила, что изображение убрано и на протяжении всего мероприятия оно отсутствовало. Нужны ли комментарии?
Сибирское Рериховское Общество настаивает на том, чтобы позорящий рериховское движение страны официальный документ, дающий МЦР право собственности на Вселенский Символ, был аннулирован.
Наше глубокое уважение вызывает позиция президента МЦР Александра Прохоровича Лосюкова, подчеркнувшего в своём выступлении на круглом столе в Общественной палате РФ, что опасная ситуация в МЦР связана не только с отсутствием программы выхода из финансового кризиса, но и с вопросами идеологии и этики организации.
Позиция Сибирского Рериховского Общества по обсуждаемой в настоящий момент проблеме, связанной с МЦР и фондами созданного им общественного музея Н.К. Рериха, следующая.
Все бесценные фонды музея должны оставаться в усадьбе Лопухиных НЕДЕЛИМЫМИ и быть доступными для исследователей.
Категорически возражаем против их РАСЧЛЕНЕНИЯ между отдельными государственными музеями, пополняя их запасники.
Также категорически возражаем против варианта решения этого вопроса путём организации филиала Музея народов Востока. Музей Н.К. Рериха должен быть только самостоятельным!
Вспомним в данном контексте справедливые слова директора Музея Востока А.В. Седова на заседании в Общественной палате РФ: «В музее хранится свыше 140 тыс. музейных предметов. Коллекция Рерихов — в количестве 1560 музейных предметов. Это чтобы понять соотношение того, что такое Музей Востока. Это не музей Рериха. Тем не менее мы храним и выставляем нашу коллекцию».
Мы согласны с предложением, внесённым рядом уважаемых лиц, имеющих прямое отношение к МЦР, — А.П. Лосюкова, А.М. Кадакина, А.А. Авдеева, Ш. Амонашвили, — об организации общественно-государственного партнёрства, как единственной возможности выхода из создавшегося противостояния. Возможности, которая обеспечит сохранность и неделимость фондов.
Мы надеемся, что в МЦР есть здравомыслящие люди, которые и будут в дальнейшем продолжать конструктивную деятельность в обновлённой организации в сотрудничестве с государством.
Затронем ещё один важный вопрос. Колоссальна ответственность тех, кто строит своё мировоззрение на Учении Живой Этики. И вред от разъединения рериховских обществ и групп в нашей стране огромен. Безусловно, основное разделение проходит между обществами, прилежащими МЦР, и обществами, не разделяющими его политику, но в настоящий момент всё больше заявляет о себе другая серьёзнейшая причина разделения, суть которой — в отношении самих рериховцев к Учению Жизни.
СибРО всегда определённо выражало свою позицию по самым острым вопросам рериховского движения. С полной ответственностью мы утверждаем, что низведение Учения Живой Этики до уровня писаний современных «контактёров», «продолжающих» тексты Учения, является сейчас основным вопросом, по которому идёт разделение рериховских обществ. Это уже сказывается на сотрудничестве и взаимодействии рериховцев между собой, это может крайне негативно отразиться на наметившемся сближении рериховского движения с государством.
События, которые сейчас широко обсуждаются, дали возможность увидеть, как философские идеи Рерихов находят отклик у чиновников высокого ранга. Со времени столетнего юбилея великого художника впервые так явно на уровне государства зазвучала нота интереса к наследию Рерихов.
У кого из рериховцев не встрепенулось радостно сердце при словах первого заместителя Председателя Комиссии по культуре ОПРФ М.Ю. Лермонтова, сказанных им на круглом столе: «Цель нашей сегодняшней встречи — поднять планку наследия Рерихов до уровня общенациональных интересов»!
О том же сказал А.П. Лосюков, призывая использовать наследие Рерихов как фундамент для укрепления позиций страны во внешнем мире и укрепления мирного сосуществования граждан различных конфессий и национальностей внутри страны, осуществляя тем лозунг Н.К. Рериха «Мир через Культуру».
Считаем, что это знаки Нового времени!
Совет и сотрудники
Сибирского Рериховского Общества, 7 октября 2015 г.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.