29 августа в Музее Н.К. Рериха открылась выставка живописных работ и графики «Тамга» известного якутского художника Кирилла Петровича Гаврильева (Кинтэна). «Тамга — это моё творчество, его символ», — так объясняет автор название выставки («тамга» в переводе с тюркского — родовой фамильный знак). В 1990-е годы старшие родственники дали ему второе имя — Кинтэн. Кинтэн — это родина предков, которая, по воспоминаниям К.П. Гаврильева, постоянно снилась ему во время учёбы в Ленинграде, хотя до этого он в тех местах никогда не был. На открытии выставки присутствовали: гость из Якутии — Михаил Михайлович Донской — директор образовательно-ресурсного центра Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Иоган Егорович Максимов — ветеран атомной промышленности и цветной металлургии СССР, вице-президент Общины якутян в Новосибирске, Семёнов Николай Иванович — член Союза художников России, председатель Новосибирской областной общественной организации «Союз художников», Свинорук Мария Николаевна — сотрудник Управления культуры мэрии города Новосибирска. С приветственным словом выступила О.А. Ольховая, исполнительный директор СибРО. | |
* * * Добрый день, дорогие друзья и наши уважаемые гости! Сегодня в Музее Рериха открывается новая выставка, она называется «Тамга». Мы познакомимся с живописью якутского художника — члена Союза художников РФ, заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия), директора Якутского художественного училища им. П.П. Романова — Кирилла Петровича Гаврильева-Кинтэна. Эта выставка уже побывала во многих городах Сибири, сейчас она демонстрируется у нас — в новосибирском Музее Н.К. Рериха (…) Даже беглого знакомства с представленными работами достаточно, чтобы сказать: выставка очень необычна. Мы видим портреты людей, известных культурному миру Якутии, как, например, изображение основоположника якутской литературы, почитаемого писателя Алексея Елисеевича Кулаковского, или портрет оленевода Бурцева, написанного в яранге на стойбище. Это понятно, привычно. Если для понимания сюжета картины «Меч или крест» мы можем без помощи автора прибегнуть к истории, прочитав о деяниях исторических личностей, которые привлекли внимание художника, то корень многих других произведений уходит вглубь веков, в события, о которых повествует древний эпос Якутии. Художник знакомит нас и с наскальными рисунками древних людей. Казалось бы, зачем это нам, людям XXI века? Насколько нужно изучать это время истории человечества, нам говорит Н.К. Рерих: «О каменном веке когда-нибудь мы узнаем ещё многое. Мы поймём и оценим справедливо это время. И узнанный каменный век скажет нам многое. Скажет то, что только иногда ещё помнит индийская и шаманская мудрость! (…) Природа подскажет нам многие тайны первоначалья». Вот к этим «тайнам первоначалья» и подводят нас картины Кирилла Петровича Гаврильева-Кинтэна, которые, по словам хакасского драматурга и художника Александра Котожекова, «несут дух якутского народа». Что мы знаем о Якутии? Конечно, сразу вспомним огромные размеры самого большого региона в России, на котором может поместиться пять Франций. Даже школьник скажет, что это регион c очень высоким экономическим потенциалом и огромными природными богатствами. А столица Республики Саха — Якутск, заложенный в начале 17 века на Лене, главной транспортной артерии Якутии, — старше Санкт-Петербурга на 70 лет. А вот что можем мы сказать о народе Республики Саха, о его культуре? Крайне мало, практически ничего. Древнейшее эпическое искусство якутов — Олонхо — занимает центральное место в системе якутского фольклора. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Так же, как кайчи на Алтае исполняют эпические произведения тюрков Сибири, олонхосуты в Якутии исполняют древние повествования своего народа. Крупнейший специалист по вопросам археологии и истории народов Северной, Центральной и Восточной Азии академик Алексей Павлович Окладников в своей книге «Открытие Сибири» отмечает: «Картина последовательной смены исторических событий раскрывается лишь для одного из северных племён — якутов благодаря двум особым обстоятельствам, которые, несмотря на отсутствие письменных источников, позволяют с неожиданной полнотой и отчётливостью проследить историю этой народности в течение двух или даже трёх веков до прихода русских на Лену. Такая сохранность фольклорных текстов — случай редчайший и удивительный». Окладников подчёркивает, что вплоть до настоящего времени в Якутии существует «удивительно богатая и стойкая устная традиция». Второе — это сохранившиеся записи якутских исторических преданий, сделанных ещё в XVII-XVIII веках российским путешественником и учёным Якобом Линденау. Этим записям, по словам академика, «нет цены», так как они документально зафиксировали живую устную традицию якутов. Нам не надо объяснять, что когда исчезает язык народа, исчезает его искусство, с помощью которого он выражает своё осмысление мира в художественных образах — народ как этническая общность просто перестаёт существовать. Якутии это не грозит. Якутский эпос в Республике Саха изучают с первого класса. Якутия сохраняет свои традиции, свои древние обряды, своё мировоззрение. И это очень радует. В одном из своих интервью мастер, картины которого сейчас находятся в этом зале, сказал: «Неисчерпаемы культурные традиции моего народа, к которым я только прикоснулся». И сегодня через образы и сюжеты, представленные художником на полотнах, прикоснёмся к древней культуре народа Саха и мы. | |
* * *
Основная тематика произведений К.П. Гаврильева— неразрывная связь человека с землёй, где он родился, его генетическая память о родном крае, осмысление духовного мира предков, мечта о гармонии человека и вселенной. Многие из картин художника написаны по мотивам мифов и легенд, пронизаны глубинным символизмом. «Мы — дети природы, и к ней мы относимся так же уважительно, как и к своим предкам», — говорит К.П. Гаврильев. О необходимости бережного отношения ко всему живому, что есть на Земле, взывает его триптих «Крик белого оленя», центральная часть написана на основе древнего наскального рисунка. Об одной из культурных традиций народов Республики Саха (Якутия) повествуют его картины из серии «Сэргэ». Это ритуальные столбы и деревья, распространённые в культуре бурят и якутов и связанные с культом коня, которые являются символом древа жизни. На дереве или столбе вырезаются три горизонтальные канавки, символизирующие три мира. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей и нижняя — для лошадей подземного мира. Выставка «Тамга» будет работать до 28 сентября 2015 г. | |
О художнике: Гаврильев Кирилл Петрович родился 18 июня 1955 г. в селе Рассолода Мегино-Кангаласского района Якутской АССР. В 1979 г. окончил Якутское художественное училище, в 1985 г. — факультет живописи Ленинградского художественного института. С 1990 г. — член Союза художников СССР. С 1997 года является директором Якутского художественного училища имени П.П. Романова. Участник республиканских, зональных, всероссийских выставок. Заслуги К.П. Гаврильева высоко оценены Правительством Республики Саха. Он является заслуженным деятелем искусств Республики Саха, почётным работником среднего профессионального образования России, награждён золотой медалью Творческого союза художников России, нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». | |
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.