25 июля 2015 года в Музее Н.К. Рериха открылась выставка самобытного художника из Тайваня Чэн Чжэнь-вэня.
| |
* * *
|
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ
Здравствуйте, дорогие друзья и наши уважаемые гости! Сегодня мы открываем выставку «Виртуоз тайваньской акварели». Вы познакомитесь с работами самобытного художника из Тайваня Чэн Чжэнь-вэня.
Многие из присутствующих помнят работы другого тайваньского художника профессора Куо Мин-фу, который вместе со своей семьёй в сопровождении Владимира Никишина — искусствоведа из Москвы были гостями музея в июне прошлого года.
И вот благодаря Владимиру Никишину мы знакомимся с работами ещё одного мастера, живущего на этом же прекрасном острове. И сам мастер, и Владимир Никишин собирались приехать к нам в Сибирь. К сожалению, все пертурбации, связанные с идущим кризисом, к огорчению обеих сторон, сказались на этих планах и намеченный ранее визит отменился. И эту выставку мы открываем в Музее Н.К. Рериха без присутствия автора работ.
Картины этого художника настолько оригинальны и неповторимы по технике исполнения, что мгновенно расходятся в среде ценителей живописи. 26 работ, представленных в музее, — это авторские репродукции, они печатались под контролем мастера, и после выставки эти работы вернутся на Тайвань.
Чжэнь-вэню чуть больше полувека, он родился в 1964 году. Его семья не была обеспеченной, потому путь свой и в жизни, и в живописи мастер Чэн пролагал сам. Из того, что нам известно о художнике, можно сказать, что признание к нему пришло не сразу.
И временами, когда он терял надежду на успех, он всегда получал поддержку от своей супруги. В своих интервью художник это подчёркивает.
Владимир Никишин так описывает встречу с картинами мастера Чэна, посетив выставку современного искусства в столице Тайваня Тайбэе: «Проходя мимо одного из павильонов, я невольно замедлил шаг, ошеломлённый великолепным по исполнению образом пожилой женщины. Один за другим моему взору предстали удивительные по реалистичности акварельные натюрморты и портреты тайваньских стариков».
По счастливой случайности художник присутствовал на выставке в день её открытия». Так состоялось их знакомство. Никишин отмечает, как к художнику подходили люди, уважительно приветствуя его обращением «лаоши», что значит учитель. * * *
Изначально со студенческих лет он не был подвержен влиянию других, у него был свой взгляд на искусство, на то, как он должен писать картины.
Творческий поиск – необходимая составляющая жизни художника, и спустя годы он действительно обрёл самобытность, одновременно работая в нескольких направлениях – таких, как пасторальный сюжет и натюрморт, анималистика и портрет.
По мнению мастера Чэна, лучше создать три шедевра за десять лет, чем сделать десяток посредственных картин за год. Однако, вопреки подобной «арт-калькуляции», художнику удаётся ежегодно написать не менее десяти прекрасных акварелей довольно крупного формата. И, что особенно важно отметить, художественное качество новых произведений отнюдь не страдает от количества, а становится всё более высоким. Его мастерская техника акварели заметно выделяется на общем фоне современного искусства, что уже не раз подтверждалось итогами международного салона «Art Revolution Taipei» (A.R.T.) в Тэйбее.
Искреннее и чистое творчество берёт свои истоки в деревне, где когда-то вырос художник. Именно там он иногда встречается с добродушными сельчанами – пожилыми тружениками, которых мы видим на его картинах. Он по-прежнему духовно близок к родной земле.
Каждая картина Чэна вызывает ощущение умиротворения и радости, подобные чувства возникают и при общении с этим человеком.
Стоит отметить, что уже несколько лет успешно действует арт-студия в Синьчжу, где под руководством мастера Чэна работает группа художников.
Посетителей выставок мастера Чэна впечатляют монументальные портреты неизвестных тружеников села. Жизнь земледельцев — кормильцев Тайваня — уже в течение долгих лет вызывает творческий интерес и восхищение художника. Он фокусирует внимание не только на лицах, но и на руках этих трудолюбивых людей. Именно простым жителям деревни он посвятил свои произведения, рождённые в процессе продолжительной работы в студии.
Среди них запомнилась яркая серия женских образов, получившая условное название «Матери Тайваня». При этом удивляет выбор модели: прелестной юности художник предпочёл седину пожилых женщин, красота которых подчёркнута нарядным головным убором или же, наоборот, скрыта полутенью. При всём отличии европейской масляной живописи от китайской акварели мастер Чэн в своей авторской технике добился высокой точности тональных градаций и чёткости в передаче деталей лица модели – старческой улыбки, глубоких морщин, проявленных солнечным светом. Мягкий расфокусированный фон придаёт портрету бóльшую резкость, отчего возникает ощущение сверхреалистичности.
Творчество художника многогранно и после созерцания портретов можно обратиться к цветам — точнее сказать, к образам растений в искусстве мастера Чэна. Увлечение художника прикладной ботаникой приносит плоды и в искусстве акварели. Картины, написанные им за последние годы, отличает естественное погружение в многоцветие крупным планом, сравнимое с макрофотосъёмкой. Мастер Чэн передаёт разные стадии жизни растений – от созревания до увядания. В новой серии художник запечатлел нежнейшие оттенки благоухающих лепестков китайской розы во время полного раскрытия цветка. Цветок гибискуса как будто парит в воздухе. Здесь мы видим именно виртуозно переданную художником внутреннюю красоту, яркий образ растения, а не классический натюрморт. Подобные картины очаровывают цветом, они будто магнит притягивают зрителя, вызывая тёплые чувства, особенно у женщин. Благодаря творческой силе кисти художника зрители имеют возможность лицом к лицу соприкоснуться с чарующей гармонией природы. Авторское название картины играет особую роль и «портреты цветов» иногда получают необычные имена – например, «Улыбка» или «Танец», а ягоды винограда – «Сокровище», что придаёт произведениям дополнительную прелесть.
Искусство акварели традиционно для китайской культуры и естественным образом воспринимается на Тайване. Как и во всём регионе Восточной Азии, акварель и поныне уверенно сохраняет здесь прочные позиции, по своей важности не уступая масляной живописи. Можно согласиться с мнением некоторых тайваньских критиков, что мастер Чэн действительно вдохнул свежее дыхание в современный реализм. Чистое искусство Чэн Чжэнь-вэня визуально обогащает людей, принося им радость и душевный покой. Это – чувства, знакомые счастливым обладателям его картин. Его произведения получали широкое признание на многих арт-салонах и достойно представляют современное тайваньское искусство на выставках не только на самом острове, но и за его пределами. В 2014 году Чэн Чжэнь-вэнь на международном конкурсе акварелистов во Франции был награжден золотой медалью за свою картину «Мать Тайваня» (2013).
Владимир Никишин убеждён, что выставкой в Новосибирске открыт новый этап в творческой жизни художника. В текущем 2015 году помимо выставки в Сибири, мастер Чэн принял участие в международной выставке акварелистов в Мексике и принял приглашение на международную выставку акварели в Санкт-Петербурге.
Художник Чэн Чжэнь-вэнь程振文выражает особую благодарность всем сотрудникам Музея Н.К. Рериха в Новосибирске 西伯利亞羅維奇博物館 за предоставленную возможность проведения выставки в Сибири и признательность за содействие в её подготовке искусствоведу Владимиру Никишину 倪道紀 (Россия) и госпоже Доу Ху Чинг 竇蕙芩 (Тайвань).
|
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.