Казалось бы, недавно, всего две недели назад в Музее Н.К. Рериха прошла авторская программа Нонны Гарнье «Посвящение Лермонтову». И вот — новая встреча с гением русской поэзии: 8 ноября в музее в рамках музыкального лектория состоялась лекция-концерт «Моя душа прекрасного искала…», приуроченная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. Так начался новый музыкальный сезон в Музее Рериха. Как и всегда, встречу вела Эльвира Полонская, бессменный руководитель лектория в течение уже многих лет. Эти вечера, собравшие многочисленных слушателей, лишний раз убеждают в том, что интерес и любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова, к родной культуре не иссякают, что круг людей, которым дороги великие имена и понятия, расширяется. И это очень отрадно. Расскажем более подробно о сегодняшнем вечере, второе название которого — «Лермонтов в музыке». Тема очень обширная, и Эльвира Полонская поставила себе задачу не столько информативную, сколько эмоциональную — погрузить слушателей в атмосферу лермонтовской поэзии и её удивительной музыкальности.
| |
Замечательно была выстроена композиция вечера: краткие повествования рассказчика сменялись вокальными произведениями на стихи Лермонтова, стихи поэта чередовались с фрагментами видеофильмов и фортепианными номерами. В концерте приняли участие солисты Новосибирского театра оперы и балета Николай Лоскуткин и Алексей Зеленков — два прекрасных голоса, оба баритона, но очень индивидуальные по тембрам. В их исполнении прозвучали: две арии Демона из оперы А. Рубинштейна «Демон»; романсы на слова Лермонтова: «Молитва» А. Рубинштейна, «У врат обители святой» С. Рахманинова, «Мне грустно» А. Даргомыжского, «И скучно, и грустно» Гурилёва, «Белеет парус одинокий» Варламова. На вечере также звучала музыка лермонтовской эпохи — Эльвира и Анатолий Полонские сыграли несколько произведений, которые мог слышать или даже исполнять сам поэт, — произведения А. Грибоедова, Фильда, М. Глинки. Все они были исполнены необычайно одухотворённо, а «Вальс» А. Грибоедова прозвучал как молитва, как то сокровенное, что живёт в душе поэта. Мы услышали также и музыку композиторов 20 века: в записи прозвучали симфоническая поэма «Утёс» С. Рахманинова, навеянная известным поэтическим шедевром Лермонтова, и «Романс» М. Таривердиева.
«Они так изящно выражены, — говорит поэт Николай Огарев о стихотворениях Лермонтова, — что их можно не только читать, их можно петь, да ещё на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония». Вальс А. Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» в исполнении фортепианного дуэта Полонских завершил встречу, продолжавшуюся более полутора часов. За это время, пролетевшее незаметно, люди, затаив дыхание слушая прекрасные звуки, словно сроднились. Расходиться никто не спешил. Все мы ощутили, что стали немного ближе к поэзии великого Лермонтова, и верилось, что этот прекрасный вечер внёс хотя бы немного гармонии в наш беспокойный и тревожный мир. * * *
Поэтический блиц
- Чего Вы больше всего боитесь?
Лермонтов: Боюсь не смерти я. О, нет!
- Самый мучительный вопрос, который Вы когда-либо себе задавали?
Лермонтов: Мое грядущее в тумане,
- Вы умеете прощать?
Лермонтов: Нередко люди и бранили,
- Кто сильнее: человек или судьба?
Лермонтов: Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
- В Ваших стихах так много грусти, тоски и даже мрачного отчаяния. У Вас не осталось надежды на что-нибудь светлое и хорошее?
Лермонтов: И если б не ждал я счастливого дня,
- Это тяжело — быть откровенным, открытым для других в своих стихах?
Лермонтов: Рассказ моих сердечных мук
- Вы не готовы делиться самым сокровенным?
Лермонтов: Я не хочу, чтоб свет узнал
- Что Вы думаете о нашем современном мире?
Лермонтов: И скучно и грустно, и некому руку подать... - Неужели все так плохо?
Лермонтов: Нет! мир совсем пошел не так;
Все то, на чем ума печать,
- Вы максималист?
Лермонтов: Я — или бог — или никто!
- Было ли у Вас предчувствие будущего, предчувствие той судьбы, которая Вас постигнет?
Лермонтов: Я знал: удар судьбы меня не обойдет...
- И, наконец, может быть, самый главный вопрос к поэту. Зачем Вы пишете стихи?
Лермонтов: Есть сила благодатная
| |
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.