Перейти к началу репортажа: Эл Ойын - 2014. Город мастеров
В 2014 году Эл Ойын был посвящён Году культуры в Российской Федерации, а театрализованное представление под открытым небом, являющееся главным торжественным событием праздника, называлось «Алтай — колыбель тюрков». Далее мы процитируем текст либретто, где поясняется смысл представления.
"...Алтай — прародина всех современных тюркских народов мира. Здесь в 552 году потомки древнего народа хунну - тюркюты и теле, объединившись, создали свое государство - Великий Тюркский Каганат. И на международной политической арене появился единый народ под самоназванием тюрки. На Алтае найдены десятки рунических надписей и сотни каменных изваяний древнетюркской эпохи, вековых свидетелей сложения здесь основы древнетюркской цивилизации. Древнетюркская культура сохранилась в звучании древнего алтайского языка, уникальном алтайском фольклоре и составляет базовые пласты этнической истории предков алтайского народа. В алтайских героических сказаниях повествуется о божественном охраннике богатырей — синем волке (или волчице), спасшем жизнь героев в черной пещере. В алтайских преданиях помнят факт и о том, как славный Ашина схоронился в горах Алтая и воспитал новых воинов — спасителей для возрождения своего павшего государства. Из священного Алтая древнетюркские воины уходили в далекие походы, а павших везли, преодолевая огромные расстояния на священную землю Алтая, чтобы соблюсти все последние почести. Здесь проходили многие значимые праздники—священнодействия. В основе театрализованного представления «Алтай — колыбель тюрков» — история возникновения тюркского народа от мальчика, выкормленного Волчицей в пещере. | |
Представление начинается с благословления пятерых мальчиков Волчицей — Матерью. Пять мальчиков - символ единения всех тюрков в один кулак. Самый старший — предок современного алтайского народа, живет в гармонии с окружающей природой Священного Алтая. Жизнь идет, парни взрослеют, занимаются основной деятельностью тюрков — охотой.
Проходит время и каждый из них, устраивая свои судьбы, отдаляются друг от друга, создают семьи. Четыре брата расходятся в четыре стороны света. Каждый из них стал предком новых тюркских народов. Однажды, оставшийся охранять очаг предков, старший брат решил созвать своих братьев по крови на Алтае, чтобы устроить народный праздник «Эл Ойын». Так, братья собираются на родине Синей Волчицы, потому что для каждого из них Алтай звучит как код их объединения и древней общности культуры, судьбы. Старший брат приветствует каждого из своих братьев-тюрков.
|
Представление завершается водружением флага праздника «Эл Ойын». |
После театрализованного выступления на нескольких сценах начинаются различные фестивальные и конкурсные мероприятия. Это горловое пение, музыкальные и танцевальные номера творческих коллективов, спортивные и конные состязания и так далее.
Согласно официальному сообщению на сайте Министерства культуры Республики Алтай, в творческих конкурсах праздника приняли участие более 1000 человек-представителей всех районов Республики Алтай, а также 150 гостей, приехавших из разных регионов страны. Это «Образцовый» ансамбль народного танца «Калинка» и «Народный» ансамбль «Кётне» (Республика Чувашия), хореографический ансамбль «Варг-Кара» (с. Парабель Томской области), Сыбыр Атылла Пуриханулы (г. Томск), Виктор Игнатьев (Республика Саха (Якутия), Лариса Тенешева (г. Новокузнецк), Умеки Хидэнори (Япония). Все они приняли участие в вечерней программе концерта мастеров искусств на большой сцене Эл Ойына. Кроме творческих делегаций праздник посетили: Ю.Б.Иванова - Государственный российский дом народного творчества (г. Москва), П.Л. Волк – Начальник Департамента по культуре Томской области, О.М. Цыпленков – председатель Регионального отделения ассамблеи Народов России, Председатель Чувашской молодежи «Сувар» (Республика Чувашия). Оценивали творчество конкурсантов деятели культуры и искусства Российской Федерации и Республики Алтай, ведущие преподаватели учебных заведений художественного профиля, заслуженные артисты РФ и РА.
| |
|
|
Спортивные состязания
В этом году на Эл Ойыне объявили о возрождении ещё одной разновидности национальных спортивных состязаний. Два конника соревнуются в том, кто первый стащит противника на землю. На празднике это соревнование сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Хочется отметить, что лошади - видимо, специально обученные - относились к бурному процессу борьбы всадников на удивление спокойно, а когда борющиеся всадники оказывались на одной лошади, вторая чуть отшагивала в сторону и тут же принималась умиротворённо щипать траву. Пожалуй, у этих лошадей можно поучиться выдержке.
| |
|
|
Природа | |
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.