Мысли на каждый день
Мера лучшего понимается как соответствие с Высшим Началом.
Аум, § 23

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

Фоторепортаж с открытия выставки "Е.П. Блаватская - Сфинкс XIX века" в Доме учёных

20.01.2012


19 января 2012 года в Доме учёных СО РАН состоялось торжественное открытие выставки «Е.П. Блаватская - Сфинкс XIX столетия», представленной Исследовательским фонд Рерихов (Санкт-Петербург) и Музеем Н.К. Рериха в Новосибирске.

Всех гостей, не побоявшихся прибыть в Академгородок в крещенские морозы, тепло поприветствовала заведующая сектором изобразительного искусства Дома учёных Ирина Викторовна Бич.

Прозвучали сообщения Л.А.Ганиной (Сибирское Рериховское Общество), доклад «”Другое искусство»  при свете теософии» искусствоведа Е.П. Маточкина. Были предоставлены книги, изданные в разных городах к 180-летию Е.П. Блаватской. Программу завершил слайд-фильм «Вестник Огненный» по слову Н.Д. Спириной. А в завершение встречи Ирина Викторовна провела гостей Дома учёных в конференц-зал, где сейчас размещена картина Н.К. Рериха «Победа».
До позднего вечера для желающих продолжались экскурсии по фотовыставке.

Выставка будет работать в Зимнем саду Дома учёных (Морской проспект, 23) с 17 января по 5 февраля.

Появление на культурной арене, интеллектуальной и духовной сцене XIX века такой удивительной фигуры, как Елена Петровна Блаватская, и её трудов, не имеющих аналогов, стало настоящим потрясением и совершило переворот в сознании многих людей.

Блаватской осуществлено колоссальное синтезирующее исследование религий, мифологий, древнейших философских систем, современной европейской науки. Главным её итогом явились две фундаментальные двухтомные монографии: «Разоблачённая Изида» и «Тайная доктрина». Книги Блаватской вызвали глубочайшее удивление и интерес в самых различных научных и культурных сферах.

Идеи теософии, развитые и проповедованные Блаватской, сыграли принципиальную роль в появлении на свет и во всей судьбе столь яркого явления, как серебряный век российской культуры. Достаточно сказать, что именно теософские идеи определили внутреннее содержание творчества Скрябина, Волошина, Чюрлёниса, Бальмонта, Белого, Кандинского, Балтрушайтиса и многих других.

Одним из самых замечательных явлений в этой плеяде является творчество Н.К. Рериха. Изучение наследия Блаватской он начинает ещё со студенческих лет. Первыми книгами Блаватской, с которыми знакомится Рерих, стали повести-исследования об Индии – «Из пещер и дебрей Индостана» и «Загадочные племена. Три месяца на Голубых горах Мадраса». Становление Рериха-поэта происходит под влиянием книги Блаватской «Голос безмолвия». В январе 1925 года художник посетил Адьяр. Он торжественно передал в основание будущего музея Блаватской свою картину «Вестник».

Е. И. Рерих предпринимает огромный труд по переводу на русский язык основного труда Блаватской «Тайной доктрины». Она очень высоко оценивает жизнь и труд Елены Петровны: «Не за горами то время, когда русские поймут всё величие того Учения, которое принесла миру Е.П. Блаватская, и воздадут должное почитание этой мученице за идею. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Блаватская истинно наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей».

Елена Петровна Блаватская – наша великая соотечественница. Но как труден был её путь на Родину! Долгое время наследие Блаватской оставалось неизвестным в Советском Союзе, в то время как она была хорошо известна на Западе и в Индии.

И только в конце 80-х годов 20 века имя Блаватской возвращается на Родину.

12 августа 1989 года в помещении Новосибирской картинной галереи, впервые в Советском Союзе, была проведена конференция, посвящённая 158-ой годовщине со дня рождения Е.П. Блаватской. Однодневная конференция была организована секцией Рериха при Новосибирском отделении общества советско-индийской дружбы.

На конференции были заслушаны доклады о жизни и творчестве Блаватской. Состоялся “круглый стол”, где выступили представители разных городов, гости конференции. Завершила конференцию литературно-музыкальная слайдкомпозиция “Е.П. Блаватская в воспоминаниях учеников и близких сотрудников”.

С большим размахом прошли юбилейные мероприятия, посвящённые Блаватской в юбилейном 1991 году (Блаватская родилась в 1831 г.). В этом году увидели свет многие произведения Е. П. Блаватской.

В августе 1991 г., в Доме учёных, была проведена Всесоюзная общественно-научная конференция, посвящённая 160-летию со дня рождения и 100-летию со дня ухода Е. П. Блаватской. Открыла конференцию Н.Д. Спирина, почётный председатель секции Новосибирской организации общества советско-индийской дружбы по изучению творческого наследия семьи Рерихов. Она сказала: «Елена Петровна Блаватская возвращается на Родину. Это один из знаков наступления Новой эпохи». Далее участники конференции посетили выставку «Сфинкс XIX столетия», рассказывающую о жизни и творчестве Блаватской, которая проходила с 5 по 11 августа в Картинной галерее Дома учёных. Материалы были предоставлены Всероссийским теософским обществом и Нью-Йоркским музеем Н. Рериха.

Символично, что спустя 20 лет выставка с таким же названием открывается здесь же, в Доме учёных, и посвящена она 180-летию со дня рождения Блаватской. Материалы предоставлены Исследовательским фондом Рерихов г. Санкт-Петербурга и Сибирским Рериховским обществом г. Новосибирска.

Почему выставка названа именно так? Елена Петровна писала своей сестре: «Я психологическая задача, ребус и энигма для будущих поколений — сфинкс». И действительно, пока мы ещё поверхностно знаем труды Е.П. Блаватской и только начинаем подходить к изучению оставленного ею наследия. На Западе издана очень обширная литература о Елене Петровне и её идеях. В России в последнее время тоже пытаются восполнить этот пробел.

Основную часть выставки составляют фотографии Е.П. Блаватской, сделанные в разные годы, — их представлено около тридцати. Большую часть составляют портреты Елены Петровны, но есть и несколько групповых фото — Е.П. Блаватская вместе с Генри Олькоттом или среди участников Теософских конвенций, проходивших в Индии, и другие. Представлены фотографии родственников Блаватской: деда А.М. Фадеева, бабушки Е.П. Долгоруковой, матери Е.А. Ган, сестры В.П. Желиховской, а также фото тех людей, которые на разных этапах помогали Елене Петровне. Жизнь Блаватской была сопряжена как с большим поклонением, так и с большим предательством. Путь её не был усыпан розами, и поддержка друзей была очень важна для выполнения её миссии.

Надеемся, что с развитием интереса к имени Е.П. Блаватской и её наследию люди с каждым годом будут открывать для себя что-то новое. Но самое главное — это объективно, без предвзятости, подходить к её трудам, стараться глубже вникнуть в те идеи, которые она принесла в мир. И тогда миссия этой великой женщины и её подвиг раскроются перед нами во всей полноте.




 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.