Н.К. Рерих. Жана д'Арк. Триптих.
6 января 2012 года исполняется 600 лет со дня рождения Жанны д'Арк,
великой вдохновительнице народа на подвиги,
юной девушке, воскресившей целую страну,
погибавшую в то время в отчаянии.
Случайно ли приходится эта памятная дата на наши непростые времена,
когда человечество сквозь страдания приходит к рубежу переосознания жизни,
когда народы уже не одной, а многих стран полны ожидания и надежд?
Кто знает!
"Подвиг Жанны д’Арк можно смело поставить рядом с величайшими деяниями, занесёнными в анналы истории, если вспомнить, при каких условиях она его предприняла, сколько преград было на ее пути и какими средствами она располагала.
Цезарь — великий завоеватель, но в его распоряжении были испытанные и закаленные римские ветераны, и он сам был опытный воин; Наполеон обращал в бегство дисциплинированные войска европейских держав, но он тоже был опытный воин, и притом батальоны его сподвижников состояли из патриотов, воодушевленных и воспламенённых чудодейственным дыханием Свободы, навеянным революцией,— то были полные сил, способные ученики военного дела, а не дряхлые деморализованные и усталые солдаты, угрюмо пережившие вековое нагромождение однообразных поражений.
Но Жанна д’Арк, почти дитя, невежественная, неграмотная, простая деревенская девушка, никому не известная и не имевшая влияния, застала великий народ лежащим в цепях, застала народ, уже не ждавший помощи, не имевший надежды, угнетённый чужеземным владычеством; казна была пуста; войска пали духом, разбрелись кто куда; после долгих лет
чужеземного и отечественного угнетения и произвола исчезло всякое воодушевление, угасла смелость в сердце народа; король был лишен воли, покорился своей судьбе, готовился к бегству. И Жанна возложила руку на этот народ, на этот труп — и он воспрял и пошел за ней. Она повела его от победы к победе, она обратила вспять поток Столетней войны, она
надломила британскую мощь и умерла с заслуженным именем освободительницы Франции — именем, которое остается за ней и поныне".
Марк Твен. "Жанна д'Арк"
Из радиопередачи «Жанна д’Арк»
(цикл «Светочи Мира»), 10 апреля 1994 г.
Есть сёстры земные и есть сёстры надземные, кровные и духовные. Первые — по веществу, вторые — по существу. Если с земными сёстрами всё понятно, то надземных нам ещё предстоит понять; и это для нас и для нашего будущего чрезвычайно важно. Земные сёстры могут быть близки нам или далеки от нас, могут любить нас или враждовать с нами. Небесные сёстры любят нас всегда. Мы же можем их совсем не знать, или относиться к ним как к существам иного, далёкого от нас мира, или, в редких и счастливых случаях, любить их. Быть способными любить их есть для нас великое счастье, потому что только любовь объединяет. Она является единственной возможностью для приближения, и это приносит нам несказуемую радость. Но чтобы это произошло, надо дорасти до любви к ним. К этому чувству приведёт восхищение их духовной красотой и признательность за их благие деяния. Как оценить мы можем их, как осознать неизмеримые результаты их подвигов, далеко превышающих очевидность их биографий? Надо понять, что одно появление на земном плане такого существа Высших Миров, такого небесного цветка, уже благотворно для нашего материального мира, для земли, на которой он возрос. Сколько душ могут пробудить или воскресить его излучения? Одно это воздействие есть уже подвиг, совершаемый ещё до главного подвига жизни, назначенного каждому из них. Духовное влияние неочевидно, но что было бы без него? Не говоря уже о том, как учат нас подобные примеры любви без границ и жертвы без отказа. Где предел такой любви? Через воплощённые неземные души мы познаём качества надземного мира, Бога во святых Его. Реализация Бога в себе и выявление Его во благо людям — миссия и подвиг всех святых, всех подвижников, в их различных индивидуальных гранях и проявлениях.
Жанна была воплощением сострадания и любви в действии. Она кормила прибегавших к ней зверюшек и прилетающих птиц и спасала любимую родину страшной ценой собственной жизни; прощала врагам, предавшим её на мучительную смерть, и скорбела об участи города Руана, в котором её казнили.
У неё не было конца любви, как нет этих пределов любви у Мира Небесного. Можно черпать и черпать из этого Источника, и Он никогда не иссякнет. Там нет отказа, нет ограничений; и от нас требуется только вместимость для этих получений. «По вере вашей будет вам». Так сказано в Писании. Добавим — и по любви!
* * * Благоухали голубые дали, Цветы кивали лучшей из подруг, И птицы прилетали и клевали Из самых нежных, самых чистых рук. Чужое горе и чужая боль Твоими были, маленькая Жанна, Зверьё и люди шли к тебе гурьбой За утешеньем и за состраданьем.
* * *
В тот миг, когда в огнях и ароматах, В блистаниях предстал Архистратиг, Ему вручила сердце без возврата Ты в этот страшный и блаженный миг. Архангел звал на подвиг небывалый Спасти страну от гибели, и ты, Объятая восторгом, целовала На той земле небесные следы.
* * *
Не дорожа земной спокойной долей И не дрожа перед мечом врага, Ты повела несокрушимой волей Войска к победе, огненно легка.
* * *
Так от огня божественных видений, Через огонь войны в огонь костра, Путём любви и самоотреченья Пройдя через экстазы и мученья, В Надземный Мир на крыльях устремлений Ты вознеслась, Надземная Сестра!
Е.И. Рерих, Н.К. Рерих о Жанне д'Арк
Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д'Арк, Святой Николай, Святой Сергий, Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский. Эта седьмица Славных, седьмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей, в них выражен поистине великий земной путь. Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами.
Так каждая страна, у сердца своего, бережет имена, ведшие её к Свету. Обратимся ли к Франции, мы в самую трогательную минуту встретимся с героическим обликом Жанны д'Арк. Без различия направлений и возрастов, в минуту необходимости народ знает, кто был его выразителем. Так же твердо, как несла Жанна д'Арк подвиг свой, так же неизменно народ бережет её имя, и в чествовании памяти её выражается всё большая сознательность и почитание. Притом почитание это вовсе не только клерикально. Даже неопытный глаз видит в облике Святой Деятельницы носительницу, выразительницу священного сознания народа. И какая благодетельная героическая мечта снизошла на пастушку овец, подсказав ей о пастыре над народом целой прекрасной страны!
Люди опять осознали грядущую эпоху Матери Мира. И опять меч подвига в руке Жанны д'Арк. И опять сияние, но не зарево костра, а пылание сердца. Сколько тьмы, сколько уродливых порождений злобы и невежества сожжет это сердце пылающее! Сколько пошлости, сколько безумных умалений достоинства человеческого сметёт луч сердца женского, осознавшего венок-венец, ей врученный.
Жанна д'Арк спасла родину.
Мы, если все вместе, спасем землю.
Лёгкая карма есть карма ничтожества. Часто легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко, чтобы человек мог подняться среди благополучия на следующую ступень духовного совершенствования. Потому среди мудрых принято считать лёгкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна Д'Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д'Арк. Но не её личная карма требовала костра. Не забудем о миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так они являются пробным камнем сознания народов. Также если действие или дар, сделанный с высоким побуждением, принят с таким же чувством и пониманием и приложен к такой же высокой цели, то порожденная таким образом тройная энергия, в обратном своем движении, принесёт следствие, усиленное стократно. Конечно, возможно, что и не в этом воплощении, но в следующем, ибо чем больше круг, захваченный действием, тем больше времени потребуется на его оборот, но тем мощнее следствия и возможности, собранные им.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.