16 августа 1902 года родился светлый витязь науки, человек-легенда, великий гуманист Юрий Николаевич Рерих.
О его деятельности в нашей стране известно не так много, как о других членах выдающейся семьи Рерихов, но именно он, единственный из них, смог вернуться Родину в 1957 году.
В Москве Юрий Николаевич сразу стал работать в Институте востоковедения АН СССР. За два с половиной года успел сделать то, на что у других ученых ушла бы целая жизнь: возродил школу востоковедения. Создал отечественную школу тибетологии, впервые в советской России начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен), а так же воспитал немало учеников. Организовав первую в СССР выставку картин Николая Константиновича Рериха, имевшую несказанный успех и прошедшую по разным городам страны, он, фактически, вернул имя Рерихов на Родину и инициировал рериховское движение в России.
Все, что сделано Юрием Николаевичем, навсегда вписано в анналы мировой науки и культуры.
Каким же остался в памяти людей, имевших счастье его знать, этот удивительный человек, которого известный поэт и общественный деятель Н.С. Тихонов назвал «чудом нашего времени»?
Елена Рерих
«Оба моих сына, особенно Юрий, полны устремления к Родине. Родина живёт у них, как самая прекрасная мечта, и они верят всеми силами души в ее ближайший рассвет…»
Наталия Спирина
Поэт, музыкант, рериховед,
основатель СибРО
Бывают семьи как гнезда света. Каждый из членов такой семьи вызывает, в свою очередь, изумление и восхищение.
Та высокая, светлая индивидуальность, которая проявилась в личности Юрия Николаевича и через нее озарила наш предрассветный мрак лучами знания и излучениями сердца, всегда есть, на каком бы плане, в какой бы сфере ни пребывала. Такое понимание помогает нам объединяться с нею.
Люди, имевшие счастье соприкоснуться с сияющим духовным обликом сына великого отца, вспоминают о встречах с ним с огромной духовной радостью.
Леопольд Цесюлевич
Художник и общественный деятель
Вгляделся – и увидел в середине зала мужчину небольшого роста, стоящего в уверенной армейской выправки позе, ноги широко расставлены, в офицерской рубашке цвета хаки. «Кто это?». Его взгляд, только что пронзивший меня, исчез, как бы не был, ушел вглубь. Вместо него уже сияла приветливая улыбка. Человек решительным шагом двинулся навстречу нам. Тут только мой мозг стал сознавать, что это и есть Юрий Николаевич, тот великий человек…
Но кого же он мне сильно напоминает? Да – русских князей, героев былин, тех прекрасных людей, полных сил и мужества и – нежных, любящих, скромных.
Николай Тихонов
Поэт, общественный деятель
Юрий Николаевич был скромен, однако впечатление производил неотразимое. И когда позднее я познакомился с его биографией и частью его бесчисленных трудов, его образ поднялся до той высоты, на которой начинается высшее знание и нравственный характер человека является примером для всех держащих высший экзамен на высоте века.
Георгий Вернадский
Историк, культуролог
Я глубоко чту память Юрия Николаевича — одного из самых замечательных востоковедов нашего времени. Юрий Николаевич был ученый необычайно широкого размаха творческой мысли и вдумчивой глубины проникновения в дух культуры древних народов, судьбы которых он изучал [и отразил] в своих исторических, археологических и лингвистических трудах. Труды эти — ценнейший вклад в науку русского востоковедения.
Нирмал Сингх
Директор Института тибетологии в Индии
Юрий Николаевич Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания; для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки.
Гунта Рудзите
Филолог и искусствовед, председатель
Латвийского общества Рериха
Ю.Н.Рерих приблизил к нам Восток. Отец (Рихард Рудзите) говорил: «Юрий объединяет в себе два континента». Ю.Н.Рерих рассказывал: «На Востоке, если что-то говорят, сразу же применяют в обыденную жизнь, чтобы было согласие. Потому Запад не продвигается вперед, не преуспевает. У западных философов очень красивые мысли, но сами философы не знают простую жизнь».
Охотно отвечал на бесчисленные вопросы отца по Живой Этике…
Мысли в разговоре он передавал ненавязчиво, незаметно, примерами из жизни. Когда я тайком с удивлением и восхищением наблюдала это, он потом, наедине, тихо заметил: «Мы, восточные, не говорим о сокровенном, дорогом нам».
Святослав Рерих
Русский художник, общественный
деятель и просветитель
Восток, и в особенности Средняя Азия, стали для него особой заветной мечтой. С самых юных лет он интересовался Египтом, Вавилоном и ближним Востоком, но уже с пятнадцати лет увлекся Индией, а с семнадцати начал занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте восточных знаний под руководством сэра Денисона Росса (Sir Dennison Ross). К тому времени он уже знал латинский, греческий и многие европейские языки».
Шагдарын Бира
Профессор, член
Монгольской Академии наук
Из уст Юрия Николаевича мне неоднократно приходилось слышать о величии и мудрости восточной культуры и философии и об их общечеловеческих ценностях, а также о некоторых духовных и моральных пороках современной цивилизации, которые ему самому приходилось непосредственно наблюдать.
Вилена Дылыкова
Тибетолог, к.фил.н.
У него было особое отношение к восточным людям. И мы его тоже воспринимали как человека с Востока: скулы, слегка монгольский разрез глаз. (Кстати, и у его отца, Николая Константиновича, судя по фотографиям, тоже были во внешности некоторые монгольские черты). Юрий Николаевич был для нас свой, особенно потому, что он совершенно свободно говорил по-монгольски, знал бурятский – для него вообще не было языковых барьеров. Он при необходимости переходил с одного языка на другой так легко и просто, и так незаметно, что это получалось как-то очень естественно и красиво. Я уже не говорю о том, что он в совершенстве владел всеми основными европейскими языками. Слушать его всегда было удивительно интересно и радостно. Интересно, потому что всё, что он говорил, было очень умно и содержательно, а радостно потому, что общение с таким выдающимся, необыкновенным человеком – всегда радость.
Лев Гумилев
Ученый, известный русский
историк и географ
Судьба одарила меня великим счастьем: я встретил Юрия Николаевича Рериха, только что вернувшегося из Индии, и водил его по Эрмитажу. После наше знакомство не прерывалось, и мы постоянно беседовали о проблемах Дальнего Востока, о путешествиях Юрия Николаевича, о его открытиях. Однако, хотя я всегда чтил великих русских географов — первооткрывателей Центральной Азии: великого Пржевальского, Козлова, Грумм-Гржимайло, Певцова, Потанина и других, — я знал, что Юрий Николаевич и его отец Николай Константинович в своих путешествиях сделали не только не меньше, чем они, но в чём-то превзошли их. Они открыли прошлое тех стран, по которым путешествовали. Они ворвались не только в пространство, но и во время. А что такое время? Время мы делим на настоящее, будущее и прошедшее.
Что из них реально? Только прошедшее, потому что настоящий момент неизбежно и мгновенно становится прошедшим, а будущее ещё не случилось, и каким оно будет, мы не знаем. Прошедшее — это всё, что нам известно. Прошедшее — это всё, что вокруг нас…
Андрей Зелинский
Кандидат исторических наук
Как ученый-исследователь с необычайно широким кругозором Юрий Николаевич Рерих сформировался во время замечательной Центрально-Азиатской научно-художественной экспедиции Н.К. Рериха.
В сердце Ю.Н. Рериха надо искать ответ на вопрос о том, чем привлекала его кочевая Азия, изучению которой он отдал лучшие годы своей жизни. В образе Гесэрхана на вздыбленном коне, натягивающего тетиву лука на фоне пламенеющего неба (на одноименном полотне Н.К.Рериха), он ощущал неиссякаемую силу степной Евразии, судьбы которой тесно и неразрывно переплелись с судьбами его собственной Родины. И он мог бы повторить вслед за Достоевским, что «Россия не в одной только Европе, но и в Азии… что русский не только европеец, но и азиат».
За короткий срок работы в Москве Ю.Н. Рерих опубликовал и подготовил к печати большое количество статей, многие из которых посвящены одной из любимых его тем - культурно-историческим связям народов Азии.
Шагдарын Бира
Профессор, член
Монгольской Академии наук
У нас порой бытует превратное представление — уход в науку должен вести к подчинению жизни науке. Для Рериха наука означала еще большее познание жизни, сочетание глубочайшей жизненной подготовленности с глубочайшим знанием практики жизни!
Татьяна Елизаренкова
Сотрудник института
Востоковедения РАН
О Ю.Н. Рерихе можно говорить и говорить бесконечно. Хотя это было тридцать лет назад, всё это осталось в памяти. Он вёл себя в коллективе совершенно великолепно. Мы никогда не знали, например, кому он отдает предпочтение. Он был равно внимателен ко всем. Если с вами что-то случалось, вы чувствовали себя в центре внимания. Между прочим, люди, которые не видели в жизни ничего, кроме науки, были ему чужды.
Юрий Арендт
Палеонтолог
Появился Юрий Николаевич. Его простота, естественность, гармоничность и сдержанная искренняя радость сразу покоряли. На нем была некая печать святости — являлось нечто редкостное, непередаваемое, светоносное. И это оставалось неизменным, присутствовало всегда — и в разговоре на высокие темы, и даже в самом обыденном, и в молчании.
Говорил Юрий Николаевич об Институте гималайских исследований «Урусвати», о том, что работы в нём должны развиваться…
Рам Рахул
Профессор, руководивший департаментом
центральноазиатских исследований в
Институте Джавахарлала Неру в Дели
«Урусвати» можно перевести как «Утренняя звезда». Но я склонен считать, что Рерихи вкладывали в это название иной смысл: «Урусвати», от санскритского слова «урус» — «русский», по моему, несло в себе национальную принадлежность этого уникального научного центра, ибо за долгие годы общения с Юрием, его матерью, братом Святославом я усвоил для себя раз и навсегда, что Россия занимала все их помыслы, все их чувства.
Гаральд Лукин
Основатель Латвийского
рериховского общества
Юрий Николаевич подчёркивал, что нигде в мире сейчас нет такой молодежи, как в Советском Союзе, которая так огненно, так самоотверженно стремилась бы идти новым путём. «В русском народе очень сильна этическая основа. Несмотря на войны и прочие тяжелые осложнения, основа эта не поколебалась. Нельзя отрицать, что имеются ещё отдельные проявления бескультурья, но даже это последнее удивительным образом сочетается с проявлениями самоотверженности и подвига».
Татьяна Елизаренкова
Сотрудник института
Востоковедения РАН
Юрий Николаевич был чрезвычайно активным, конкретным, а не абстрактным учёным, великолепным организатором, деловым, подтянутым, жившим для дела…
Он принёс огромную помощь нашей науке. Он радовался, что приехал на Родину, он чувствовал свое призвание и предназначение, и каждый день был посвящён активной плодотворной деятельности.
Ю.Н.Рерих принадлежал к семье больших русских патриотов — всё русское, и прежде всего русская культура, было для него чрезвычайно важно. Юрия Николаевича глубоко интересовала, например, роль русских в мировой культуре.
Павел Беликов
Известный исследователь жизни
и творчества семьи Рерихов
Знания его тонули в той душевной теплоте, в той деликатности, с которой он обращался к людям. Он был одинаково внимателен и участлив ко всем, с кем соприкасался, и для него не имело значения, чем занимается данный человек – близкой ли к его интересам наукой или нет. В человеке он, прежде всего, искал человека и именно к нему обращался.
Как и Гесэр, он был по складу своего характера воин. Смотреть далеко вперед и быть готовым вступить в бой за лучшее будущее человечества.
Илзе Рудзите
Художница
В моей жизни были встречи с духовными подвижниками, подлинно благодатными священниками, общение с которыми всегда рождает ощущение незабываемого, пронизывающего света, исходящего от них. Первый раз этот свет я почувствовала в студенческие годы во время встреч с Юрием Николаевичем. Это свет меняет тебя, наполняет желанием совершить что-то полезное, послужить для людей.
На Востоке считают, что Учителем может называться лишь тот, кто имеет три главные качества. Во-первых, полное знание духа Учения, во-вторых, совершеннейшую чистоту, в-третьих, бескорыстие и Божественную любовь. Только тогда он являет собой чистый сосуд, через который могут быть переданы духовные силы. Юрий Николаевич как человек, до глубины постигший всю мудрость Востока, и достойный сын своих великих родителей в полной мере обладал этими качествами.
Вера Кашкалда
Искусствовед
Многие годы в разных странах трудился Юрий Николаевич, как и его родители, во имя любимой России. В 1957 году он вернулся на Родину, чтобы больше ее не покидать, и привез по завещанию отца сотни его картин, уникальную библиотеку, около пяти тысяч томов редких книг, в числе которых — автобиографическая рукопись Николая Константиновича «Моя жизнь» из 999 очерков; коллекцию тибетской и монгольской живописи; статую Будды с Цейлона, иконы, вещи родителей и многое другое. Добровольное возвращение в Россию было для него великим испытанием мужества и терпения. Научная деятельность у Ю.Н. Рериха сочеталась с изучением искусства, он, как и отец, постоянно призывал к охране культуры разных народов.
Людмила Митусова
Троюродная сестра Ю.Н.Рериха,
основатель Музея-Института
семьи Рерихов в Санкт-Петербурге
«Будет большим праздником вернуть творчество Николая Константиновича Родной Земле», — писал он нам в Ленинград. И в этом направлении делалось много. Долго замалчиваемое имя зазвучало большим аккордом. Начались выставки в Москве, Ленинграде, Риге, которые проходили с огромным (без преувеличения) успехом. Часто на выставках бывал Юрий Николаевич, и его окружала толпа. Подходили знакомые и незнакомые с самыми разными вопросами. Стали издаваться альбомы, репродукции, статьи.
Галина Поликсенова
Секретарь президиума Федерации альпинизма
Замирало сердце, когда большой ученый-востоковед, сын потрясающего художника и тоже ученого, вот так просто вошёл и пожал руку каждому из нас.
Юрий Николаевич рассказывал о Гималаях, о жизни и работе отца, показал снятый им фильм, и мы увидели живого Николая Константиновича. Вот он идёт по своей фазенде, вот сидит за столом и пишет.
Юрий Николаевич приглашает в свой кабинет и кладёт на письменный стол огромный альбом рисунков отца, а сам исчезает. В альбоме не рисунки, а чудо! Каждый художник почти всегда хороший рисовальщик, а каким был Николай Константинович, я не знала, и потому его замечательные рисунки вызвали у меня небывалый восторг.
Борис Смирнов-Русецкий
Советский художник, участник
группы художников «Амаравелла»
Эпопея с организацией первой выставки проходила на моих глазах и с моим участием. В этом действии особенно ярко проявлялись все ценные качества Юрия Николаевича: терпение и настойчивость, мягкость и деликатность в обращении с людьми и непреклонность в достижении поставленной цели. В этой работе он умел заинтересовать и увлечь людей, проявлял необычайную широту в оценке перспектив будущего.
Помню выступление Юрия Николаевича в Московском Доме учёных. Оно проходило в Белом зале (небольшом по размерам, где вмещалось около ста человек) и продолжалось более часа. Зал был переполнен. Но очень большому числу учёных не удалось войти. После окончания Юрия Николаевича попросили повторить лекцию. Он самоотверженно это сделал…
Ариадна Арендт
Московский скульптор,
член Союза художников России
Рассматривая живописные тханки и скульптурные изображения – предметы буддийского искусства, — Юрий Николаевич объяснял их содержание. Он внимательно рассматривал огромную бронзовую статую Будды, как Ватагин назвал её.
«Надо бы её куда-нибудь пристроить, - сказал Ватагин. - Ведь мой земной путь подходит к концу…» (Ю.Н.Р.).
«В самое ближайшее время начнут восстанавливать буддийский храм в Ленинграде, некогда построенный по инициативе моего отца. Мне обещали, что его возродят в кратчайшие сроки. Вот мы её туда и водрузим».
Потом Юрий Николаевич пояснил, что это фигура не Будды, а Майтрейи.
Совсем другое – Учитель Майтрейя. Он должен прийти на помощь страждущему человечеству и выправить его эволюционный путь. Весь Восток ждет его прихода… Поэтому-то Майтрейю изображают всегда с опущенными ногами. Он уже подымается. Иногда опущена одна нога. Иногда его изображают уже стоящим, иногда даже идущим. Лицо серьёзно, строго. Ему предстоит много работы. Грядущую ступень эволюции называют «Век Майтрейи». Это новая ступень, несущая Новый мир, новую идею – обновление сознания…
Рам Рахул
Профессор, руководивший департаментом
центральноазиатских исследований в
Институте Джавахарлала Неру в Дели
С не меньшим уважением к Рериху относился покойный Далай-Лама, духовный глава буддистов.
Далай-Лама встречался с Юрием и повторял неоднократно, что ему доставляет радость говорить с Рерихом, ибо уровень его знания тибетского языка мог быть украшением в любом тибетской высокопоставленном доме.
Леопольд Цесюлевич
Художник и общественный деятель
Ведь парадокс – из Индии, но исконно русский, и речь чистая, верная. Такой язык – в русской литературной классике, ни тени в нём привычной нам шелухи, искажений, сокращений, неуклюжих заимствований и бытовой серости.
Гунта Рудзите
Филолог и искусствовед, председатель
Латвийского общества Рериха
«Источник в вас, - говорил Юрий Николаевич, - в вас постоянно покоится источник своей собственной энергии. Не нужно при этом прибегать к каким-то заклинаниям, следует лишь помнить о даре, имеющемся у каждого человека».
Кира Молчанова
Председатель Эстонского общества Рерихов
Голос Юрия Николаевича, приятного чистого тембра, высоких и тёплых вибраций, звучит ровно. Отчетливая, изысканно безупречная дикция. Идеальная русская речь. Она лилась настолько естественно, плавно, что переход на другой язык в общении с Девикой Рани был незаметен. В этом человеке не было ничего, что не соответствовало его внутреннему содержанию. Стройность внутреннего облика сочеталась с полной душевной гармонией. Это было воплощение совершенного человека. Это был живой идеал – идеал единения, умения любить и понимать любого. Общаясь с Юрием Николаевичем, я убедилась, что будущее человечества небезнадёжно, если высокая нравственность среди людей реальна. Ради такой красоты нужно жить и нужно стремиться к самосовершенствованию. У нас есть будущее, истинно, - Светлое Будущее! Общее Благо возможно.
Юрий Николаевич Рерих
Наука должна дать ответ на тонкие явления.
Если только наука начнёт исследования, некоторые вещи она больше отрицать не сможет.
Что же делать? Принимая во внимание теперешние условия, возможности, стараться говорить на понятном языке.
Надо путём науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всём и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на Общее Благо.
*********************
Великой силой Красоты и Знания, объединяющей людей на Земле, пронизано творчество Юрия Николаевича, в котором выражена связь между прошлым, настоящим и будущим. В этом его вечная актуальность, и поэтому он и сегодня с нами.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.