Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
ИЦ РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
Контакты
Часы работы
С 1 октября - "зимний" режим
ПН 11-18
ВТ выходной
СР 11-18
ЧТ 13-20
ПТ 11-18
СБ 11-18
ВС 11-18 (кроме последнего в месяце)
Цены на билеты

Музей Рериха ВКонтакте

Отзывы на Флампе
"Мочь помочь - счастье"
Актуально




Фото- и медиа-архив


 

Выставка картин Н.К. Рериха из частной коллекции: репортаж с открытия

* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Фото 10

Фото 11

Фото 12

Фото 13

Фото 14

Фото 15

Фото 16

Фото 17

Фото 18

Фото 19

Фото 20

Фото 21

Фото 22

Фото 23

Фото 24

Фото 25

Фото 26

Фото 27

Фото 28

Фото 29

Фото 30

Фото 31

Фото 32

Фото 33

Фото 34

Фото 35

Фото 36

Фото 37

Фото 38

Фото 39

Фото 40

Фото 41

Фото 42

Фото 43

Фото 44


03.04.2016

Первая выставка картин Рерихов в Новосибирском Музее Н.К. Рериха.
Репортаж с открытия

31 марта 2016 года в новосибирском Музее Н.К. Рериха состоялось открытие первой выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Эти работы предоставлены на экспозицию из частного собрания.

Выставку открывали исполнительный директор СибРО О.А. Ольховая и почетный работник культуры Новосибирской области, художник и педагог Николай Иванович Семенов. С рассказом о представленных на выставке работах выступила сотрудник СибРО Т.М. Деменко. Открытие выставки проходило одновременно в двух залах (во втором велась видеотрансляция) , так как в один зал пришедшие на открытие гости Музея не смогли поместиться.
В завершение встречи с фортепианным концертом выступил солист Новосибирской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимофей Казанцев.
Предлагаем вам фоторепортаж с открытия выставки (пролистать фотокадры вы сможете в слайдере), а также небольшой рассказ об истории появления выставки и о картинах, которые вы сможете увидеть в музее. Выставка продлится до 15 июля.

Российским региональным телеканалом ОТС-ТВ был подготовлен телесюжет об открытии выставки.

Об истории выставки

Новосибирский музей, возведённый методом народной стройки и начавший выставочную и другую культурную работу задолго до своего официального открытия, вначале, конечно, не имел условий для размещения подлинников. Случилось, как и было предсказано в Гранях Агни Йоги в 1958 году: «Будет Музей и репродукции всех размеров». Сотрудниками СибРО собирались слайды картин, проводилась детальная обработка полученных изображений в поисках наиболее точной цветопередачи, использовались наиболее современные способы качественной печати. Иногда посетители даже не могли сразу поверить экскурсоводу, что перед ними – репродукции, а не подлинники. Есть у репродукций и то неоспоримое преимущество, что можно в одном месте представить наиболее значимые работы художника, в оригиналах находящиеся в различных частях света в музеях и частных коллекциях.

Но конечно же, все ждали и того момента, когда в стенах музея смогут быть выставлены подлинники, несущие в себе в полной мере и зримую, и незримую красоту и гармонию, вложенную в полотна самим художником.

И вот в 2010 году Барнаульский музей ГМИЛИКА предоставил в СибРО на экспозицию небольшие рисунки Николая Константиновича, Юрия и Святослава Рерихов. Постепенно, год за годом, в Музей приходили и в виде даров, и на экспозицию бесценные экспонаты — вещи и предметы, принадлежавшие семье Рерихов.

Но, то, что происходит сейчас, это, безусловно, особое событие. Поступившие на экспозицию как графические рисунки и наброски, так и живописные работы ранее хранились в частном собрании, и многие из них не были известны широкому кругу зрителей. Мы благодарим владельца этой коллекции, предоставившего возможность демонстрировать её в музее в Новосибирске и позднее в музее Рериха в Верхнем Уймоне.

<

Итоговый состав выставки.

9 гималайских этюдов, написанных Николаем Константиновичем во время Центрально-Азиатской экспедиции и в последующие годы в Индии.

2 эскиза«Пещера Миларепы» и «Царевна со стрелами», выполненные в смешанной технике, к неизвестным нам картинам художника. «Царевна со стрелами» — эскиз, выполненный темперой и маслом на картоне. То, что это эскиз, подтверждает сохранившаяся с 1920-х годов этикетка Нью-Йоркского учреждения Рерихов — Мастер-Института Объединённых Искусств — на его оборотной стороне.


Студенческий академический рисунок с гипса античной богини Юноны, сделанный Николаем Рерихом во время обучения на первом курсе Академии художеств.

14 карандашных эскизов в дополнение к тем 14, которые были получены Музеем на временную экспозицию 2 года назад, - итого их теперь 28.

2 картины Святослава Рериха «Гималаи» и «Пейзаж с соснами. Гималаи», а также его рисунок «Живая Этика» расположены в зале Святослава Николаевича.

 

Вместе с картинами коллекционером переданы на экспонирование несколько вещей Рерихов — два больших  дорожных чемодана, саквояж и кобура для маузера. Это вещи, несомненно, были с Рерихами в экспедиции. А также на выставке представлен плетёный дорожный сундук, который был с Рерихами на Алтайском этапе экспедиции, переданный ещё одним владельцем.

Семь эскизов на выставке мы решили сопроводить теми картинами, в которые позже воплотился замысел Мастера. Это наглядная возможность соприкоснуться с первой, светоносной мыслью художника, запечатленной на небольших листах бумаги.

Кратко о некоторых художественных работах

  • Дозор Ангелов. Рисунок. 1920-1930-е. На высокой стене стоят два Ангела с копьями, внизу — прорисован город. Неизвестно, был ли этот эскиз воплощён в картину, по крайней мере, нам это установить не удалось. Однако, что интересно, на обороте листа содержится ещё три небольших рабочих наброска: первый - предположительно к картине Святой Никола (1916), второй - карандашный эскиз декорации к опере Бородина «Князь Игорь» - «Путивль. Затмение» (1914), и третий - эскиз к опере «Садко» Римского-Корсакова, 1920 г., «Горница Садко».

  • Каменный век. Рисунок, изображающий фрагмент этюда «Поединок» 1906 года.


  • Великанша Кримгерд, 1914-1915 г. Известно, что в это время Николай Константинович рисует ещё три работы, носящих такое название: это рисунок и картина, и эскиз к литографии. На всех повторяется один и тот же сюжет. Северный пейзаж, плывущая среди островов ладья приближается превращённой в огромный камень Великанше Кримгерд. В древнеисландской эпической поэзии великаны принадлежат в подземному миру и при восходе солнца превращаются в камень.

  • Четыре эскиза под названием «Карельский этюд», 1917-18 годов.

  • Человек в горах. Рисунок. 1930-1940-е.

  • Картина «Сам Вышел» практически полностью, во всех деталях соответствует эскизу, который художник сопроводил надписью: «Хозяин дома сего Сам встретил». Свет Высшего Мира спускается в мир земной.

  • Эскиз 1915 года к картине «Границы царства», по одноимённой притче Николая Константиновича, воплотился в живописном варианте в 1916 году, картина эта сейчас хранится в Государственном Музее-заповеднике «Петергоф». На картине, написанной в пурпурно-лиловых тонах, гряды земных вершин и пиков соприкасаются с облаками, соединяясь в один бесконечный мир, без границ.


  • Эскиз «Угадыватель кладов» предположительно сделан в 1943 году, после чего Рерихом и были созданы две картины с таким же названием — «Угадыватель кладов». Ни одна из них в точности не повторяет эскиз, однако, основной сюжет — буддийские монахи, совершающих особый ритуал в горах, — на обоих полотнах воспроизведён в точности. Одна из картин ранее находилась на мемориальной квартире Ю.Н. Рериха, а вторая принадлежала Святославу Николаевичу. Сейчас хранится в Индии, в Наггаре в художественной галерее Н.К. Рериха и экспонируется под названием «Буддийский монах, возвращающийся из Лахула». Мы можем предположить, что картины были написаны Рерихом и переданы сыновьям с особым значением.


  • Гималайские этюды Рериха. Общеизвестно, что из легендарной Трансгималайской экспедиции художник привёз свыше пятисот этюдов гималайских гор. Это — уникальное явление в искусстве нашей планеты. «Ни один из них не похож на другой. Схож в них только единый гимн восхищения, выраженный в звучащих и поющих красках и ритмах линий». (Н.Д. Спирина. Семь недель с Рерихом. О выставке в НКГ 1992 г.)




«… Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях, — пишет Н.К.Рерих в очерке «Химават». Они просят послать хотя бы маленький эскиз или снимок, который они могли бы держать на своем столе для вдохновения. Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев».

«Из единого луча света, разложенного на семь составных и пять дополнительных, слагаются закатные краски снегов Гималаев, из Единого Элемента, подразделённого на семь основных и пять дополнительных, творится всё беспредельное разнообразие звёздных миров видимой и невидимой глазу вселенной», — говорится в Гранях Агни Йоги. (1963,18).

Приветствуя выставки картин Рериха «Гималаи», проходившие в середине 1990 годов в Сибири, Наталия Дмитриевна говорила:

«Эти картины, как окна в невиданный, чудный мир гор, неба, высот земных, через которые прозреваются высоты надземные. Не было ещё до сих пор такого певца священных гор — Гималаев, — как Рерих. Наш великий художник увидел их просветлённым взором и передал людям увиденное им через своё искусство. …Сияние красоты просветляет сознание и ставит надёжный заслон проникновению безобразного в него». (Приветствие к выставке картин Н.К. Рериха в Нижневартовском РО «Гармония», 1995).

«Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа …», — сказано в книге «Зов» (01.01.1921).

Завершим словами самого художника: «Гималаи, разрешите ещё раз послать вам сердечное восхищение».


Рассказать друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

 

 

 
Мысли на каждый день

Когда идут за грибами, не ищут орехов – так нужно знать каждый час самое нужное.

Мир Огненный, ч.1, 413
История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.