Музей Николая Рериха в Новосибирске                контакты          написать нам          (383) 218-06-71


Мысли на каждый день

Тот, кто не идёт верхним путем, избирает себе низший путь.

Рерих Е.И. Письмо от 04.07.1934
Контакты
Часы работы
Временно Музей закрыт для посещений. Мы работаем онлайн. Расписание эфиров на https://sibro.ru

"Зимний" режим
ПН 11-18
ВТ выходной
СР 11-18
ЧТ 11-18
ПТ 11-18
СБ 11-18
ВС 11-18 (кроме последнего в месяце)

Цены на билеты

Музей Рериха ВКонтакте

Отзывы на Флампе
Скачать буклет

"Мочь помочь - счастье"
Актуально
Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 
 

Мифы и легенды. Мирослав Чевалков



* Фотослайдер листается щелчком мыши, изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Фото 8


Мифы и легенды. Мирослав Чевалков
26 Июня 2019 8 июня в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха открылась выставка картин известного алтайского художника Мирослава Павловича Чевалкова, приуроченная к его 90-летию. Представлено свыше 100 работ из фондов Музея Н.К. Рериха, в основном, это акварели, а также масляная живопись и графика; жанры — мифологический, исторический, пейзаж, портрет.

АЛТАЙСКИЕ СКИФЫ

Мирослава Чевалкова интересовала история Алтая, то далёкое прошлое, которое отделено от нас чередой веков. Серия работ художника «Стерегущие золото грифы» погружает нас в лоно скифо-сибирской культуры. Доктор искусствоведения Е.П. Маточкин пишет: «"Стерегущие золото грифы" — под таким названием западный мир узнал от Геродота про алтайских скифов. (…) Археологическая наука и учёные-скифологи немало сделали, чтобы донести до современников зримый образ далёкой эпохи.

Но нашёлся и художник, благодаря которому перед нами предстали сибирские скифы такими, какими они были. Этим художником был Мирослав Павлович Чевалков (1929 – 2006), алтаец по национальности. Вместе со своим сыном, профессиональным археологом, он досконально изучил весь известный материал о ранних кочевниках. Больше всего его интересовало, как же выглядели "стерегущие золото грифы" — геродотовы скифы Алтая. Наверное, их гены не исчезли, а остались в потомках, которые и сейчас живут на просторах Алтая.

Художник находит типажи в толпе горожан или людей, приехавших из далёкой глубинки. Он запоминает их облик, жесты, психологическое состояние и, подойдя к мольберту, преображает наших современников в героев тысячелетней давности».

По мнению учёных, поводом для легенды об алтайских племенах, послужило самородное золото Алтая. «Вероятно, уже в глубокой древности золотые рудники усиленно охранялись. Здесь-то и родилась легенда о мифических стражах золота» (профессор В.Д. Кубарев).

В произведениях Мирослава Чевалкова достоверно всё — от мельчайших деталей одежды, утвари, вооружения, конской упряжи до самого сюжета. Удивляет в таланте художника и способность «оживлять» своих героев, живших 2500 – 3000 лет назад

ДРЕВНИЕ ТЮРКИ

Картины из жизни древних тюрок посвящены периоду раннего средневековья — второй половине первого тысячелетия нашей эры. Тогда на Алтае жили те племена, которые во многом заложили основы современной материальной и духовной культуры алтайского населения.

Картина М. Чевалкова «Древние тюрки. Кезер-Таш» (Кезер-Таш — древнее каменное изваяние в Курайской степи) написана по мотивам алтайской легенды. Во время свадьбы Курая и Чуи на безоружных людей напало войско хана. Вдруг с вершины тополя к ногам жениха упал меч. Курай начал теснить ханских слуг. Но в этот миг хан пустил отравленную стрелу в сердце юноши. Опасаясь за судьбу Чуи, Курай крикнул: «Беги, любимая!»  Долго бежала девушка, пока не обернулась рекой. А Курай застыл в степи гранитным человеком.

«Древние тюрки. Посвящение в каганы» — картина, рассказывающая об обычаях древних тюрков, помогает нам представить обряд избрания верховного правителя тюрков — кагана. В основе посвящения в каганы лежат древние племенные обычаи. Будущего кагана сажали на белый войлок и девять раз обносили кругом по солнцу. Затем его подвергали испытанию. Посаженному на лошадь будущему правителю шёлковой белой тканью стягивали шею и задавали вопрос: «Сколько лет будешь править?» — полагая, что только в таком состоянии он может сказать правду. Выдержавшего испытание назначали каганом.

ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ АЛТАЯ

В прошлом алтайцы одухотворяли природу, воспринимая её как мир, населённый духами гор, рек, огня, тайги. Языческое мировоззрение не ушло в прошлое, оно живёт на Алтае и в наши дни, проявляясь в бережном отношении людей к природе, почитанию её красот.

В картине «От Ээзи» М. Чевалков отразил поверье о том, что Дух Огня — это прекрасная женщина, которая, сидя на небесном троне, стережёт огонь, идущий от Ульгеня — Высшего небесного божества. От Ээзи посылает Небесный огонь тем, кто умеет его сохранить.

Дух водной стихии Суу Ээзи обитает в горных реках, озёрах, морях. Он может предстать перед человеком в любом облике. Художник изобразил Суу Ээзи красавицей, сидящей на льдине и расчёсывающей свои роскошные длинные волосы.

На картине «Май Эне», написанной чистыми, радостными краски изображена самая красивая из сорока небесных дев — Май Эне. По алтайской мифологии — богиня, покровительница новорождённых. Она спускается с неба от Ульгеня, опираясь на радугу и луч солнца, чтобы встретить младенца. Она нежна и ласкова, но у неё лук и стрелы, так как Май Эне готова смело защитить от злых сил ребёнка, пришедшего на Землю. Матери привязывали к колыбели куклу, изображающую Май Эне с маленькой стрелой, и считали, что пока ребёнок в колыбели, Май Эне его защитит.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС АЛТАЯ

Особенно близок М. Чевалкову героический эпос Алтая, который стал широко известен благодаря энтузиастам — собирателям фольклора. На картинах художника изображены любимые герои алтайского народа: Когутей, Ак-Тойчи, Алып-Манаш. Призвание богатыря — бескорыстная и самоотверженная помощь людям, защита родины.

На картине «Тас-Таракай и Кан-Чурекей» художник изображает богатыря Алып-Манаша, который возвращается домой после долгих скитаний и сражений с врагами. Чтобы пробраться домой неузнанным и уличить в подлости бывшего друга Ак-Кобена, он меняет свой облик.
Могучий богатырь Алып-Манаш превращается в Тас-Таракая — неопрятного, жалкого старика. Вблизи от родного аила он встретил Кан-Чурекея, брата своей жены, который помог ему осуществить замысел.

Славный богатырь Ак-Тойчи, сверкая боевыми доспехами, едет в подземное царство по приказу хана. Коварный Темир-Каан замыслил расправиться с Ак-Тойчи за то, что он, защищаясь, убил ханского посла. Ак-Тойчи изображён на одноимённой картине в момент приближения его к подземному царству и прощания с красотой родного Алтая.

Самый яркий женский образ алтайского эпоса — богатырша Очи-Бала, так напоминающая русскую богатыршу Настасью Микуличну. Бесстрашная воительница, обладающая огромной силой и неукротимым характером, она никогда не обидит слабого и всегда готова встать на защиту своего народа и родной земли. В облике девушки художник подчёркивает не только силу и мужество, но и красоту и женственность. Как повествует сказание, Очи-Бала отличается необыкновенной красотой: глаза её горят, словно синие звёзды, и 70 ханов, позабыв обо всём, смотрят на неё с восхищением. Речь её умна и певуча; девушка очень добра и нежна, но в обиду себя не даст.

Ряд картин Мирослав Павлович Чевалков посвятил ещё одной героине эпоса — смелой и мудрой богатырше Алтын-Тууди.

Вместо старого отца она отправляется с войском Тойбон-хана в земли Караты-каана, имевшего славу непобедимого. Алтын-Тууди решилась на схватку с самоуверенным ханом, хотя тот смеялся и издевался над ней. Взяв железный лук своего отца, она направила оперённую стрелу в Караты-каана. Поединок закончился победой Алтын-Тууди — этот момент изображён на картине «Поединок Алтын-Тууди с Караты-Кааном».

АЛТАЙ И ДЖУНГАРИЯ

Одна из трагических страниц истории Алтая — борьба с джунгарскими ханами. В XVII веке алтайцы стали подвергаться постоянным набегам жестоких ханов, грабивших народ и уводивших людей в рабство в Джунгарию. Картины «Бой с джунгарами» и «В Джунгарию. Неволя» отражают эти события.

Картина «Застава» рассказывает о важнейшем историческом событии — присоединении Алтая к России. Понимая, что лишь Россия могла спасти Алтай от набегов джунгар, алтайские зайсаны пришли на русскую заставу, чтобы передать царице письмо с просьбой принять их под своё покровительство. Это присоединение произошло в 1756 году.

КАЙЧИ

На картине «П.В. Кучияк и кайчи» художник запечатлел известного алтайского писателя П.В. Кучияка (1897 – 1943), унаследовавшего сказительское умение от своего деда, известного сказителя Шонкора Шунекова. П.В. Кучияк отыскивал талантливых кайчи и записывал их сказания. Алтайские кайчи были очень почитаемыми людьми, они приглашались на различные празднества и знаменательные события. Туда, где появлялся сказитель, народ съезжался из самых отдалённых уголков Алтая. Кайчи обладали феноменальной памятью и могли исполнять эпические сказания под аккомпанемент топшура (национального инструмента) в течение 4 – 5 часов без отдыха.

ПЕЙЗАЖИ М.П. ЧЕВАЛКОВА

Особую убедительность композициям художника придаёт природа Алтая — овеянный легендами горный мир, живописные долины, бурные реки... В экспозиции также будут представлены и отдельные пейзажи.


Статус(ы) выставки

► Завершена или расформирована

История передвижений выставки

► 
Рассказать друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

 



 

 
История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.