Музей Николая Рериха в Новосибирске                контакты          написать нам          (383) 218-06-71


Мысли на каждый день

Делите все на четыре части: первая – Высшему,  вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придет час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. …Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей.  

Мир Огненный, ч.2, 457
Контакты
Часы работы
"Летний" режим
ПН 11-19
ВТ выходной
СР 11-19
ЧТ 11-19
ПТ 11-19
СБ 11-19
ВС 11-19 (кроме последнего в месяце)

Цены на билеты

Музей Рериха ВКонтакте

Отзывы на Флампе
Скачать буклет

"Мочь помочь - счастье"
Актуально

Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 
 

Образы просветления. Тибетская живопись танкха



* Фотослайдер листается щелчком мыши, изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

БОДХИСАТТВА МАНЧЖУШРИ

Фото 2

КОЛЕСО САНСАРЫ

Фото 3

ТАНКА ШАМБАЛЫ

Фото 4

МАЙТРЕЙЯ


Образы просветления. Тибетская живопись танкха
11 Августа 2018 К дню рождения Юрия Николаевича Рериха, выдающегося учёного-востоковеда, в Музее Н.К. Рериха состоялось открытие обновлённой экспозиции тибетской живописи. Свою самостоятельную научную деятельность Юрий Николаевич начал, приняв самое активное участие в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом в 1923 – 1928 гг. В Восточных Гималаях. В княжестве Сикким — одном из древнейших очагов буддийской культуры — Юрий Николаевич начал собирать произведения тибетской живописи и продолжал заниматься этим всю жизнь. В 1925 г. в Париже вышла его книга «Тибетская живопись», которая стала первой в мире научной публикацией, посвящённой этой теме.

В экспозиции представлено несколько работ современных непальских художников, выполненных в разных техниках и стилях живописи танка. Одна работа, Колесо Сансары, была подарена Музею художником Николаем Дудко во время его персональной выставки в 2017 г.

Бодхисаттва Манджушри. По цвету фона танка делятся на многоцветные, красные, чёрные, золотые и серебряные; на этой танка центральная фигура и элементы пейзажа изображены на тёмно-синем фоне, что в некоторой степени уникально; возможно, в этом прослеживается влияние современных тенденций. Этим же можно объяснить и обильное использование золота, что сообщает созерцающему радостное и торжественное настроение. Манджушри, один из трёх наиболее почитаемых бодхисаттв, олицетворяет собой мудрость всех будд. Он сидит на лотосовом троне в позе ваджры. В правой руке Манджушри держит меч мудрости, рассекающий тьму невежества. В левой руке на уровне сердца — стебель лотоса, в его раскрытом цветке покоится книга мудрости — Праджняпарамита-сутра. Верующие обращаются к Манджушри с молитвами о вдохновении на изучение наук, о силе понимания и ясной памяти.

В танка Колесо Бытия, или Колесо Сансары (танка подарена музею художником Николаем Дудко), представлено учение о законе Кармы и механизме его реализации, которые Будда Шакьямуни постиг под древом бодхи. Сансара — это перерождение в изменчивом мире материальных явлений, где бесконечно, в различных исторических декорациях, прокручиваются по сути одни и те же сюжеты. В буддизме сансара ассоциируется со всем негативным, что приходится переживать человеку в этом мире, будь то рождение, болезни, старость, страдания, смерть. Противоположным сансаре является понятие нирваны — высшей цели всех живых существ, заключающейся в освобождении от всех негативных переживаний и от влияния закона Кармы.
На танка изображены три концентрические окружности. Во внутреннем круге — свинья, змея и петух, олицетворяющие три базовых переживания — невежество, гнев и страсть, лежащие в основе сансарического существования. Они приводят в движение «колесо бытия». Вокруг них представлены поток перерождений добродетельных людей и фигуры недобродетельных, которых демоны тащат в ад.
Следующий круг разделён, словно спицами Колеса, на пять секторов, где изображаются сцены жизни существ сферы желаний: миры хороших перерождений — богов, асуров и людей — и миры плохих — животных, голодных духов и обитателей ада. Внешний круг (обод Колеса) отображает порядок перерождения и символизирует буддийское учение о причинности (Пратитья самутпада), описываемое 12-ю звеньями цепи происхождения явлений в сансаре. Всё Колесо сжимает клыками и лапами Мара смерти — божество Яма, символизирующее страдание как главное свойство сансарического бытия.
Фигура Будды за пределами Колеса является символом освобождения от плена сансары и пути к нирване — полному освобождению от страданий, раскрытию всего творческого потенциала человека.

Танка Шамбалы. Шамбала в буддийском представлении — священное королевство на Севере, чистая земля, которая, в силу своей чистоты, недоступна для обитателей нашего мира. На танка изображён символический план страны, который уподоблен восьми­лепестковому лотосу. Страна окружена непроходимыми снежными горами. Внешняя область разделена на восемь частей реками, которые сходятся к центральному кругу гор, окружающих возвышенное плато, где расположена столица царства Калапа. В центре на лотосовом троне восседает король Манджукирти, являющийся эманацией Манджушри, потомком царя Сучандры, который получил Учение Калачакра (Калачакра - Круг времени, санскр.) непосредственно от Будды Шакьямуни.
Сведения о Шамбале идут из буддийских легенд XI в. Южной и Центральной Азии и распространены до настоящего времени, занимая важное место в буддийской культуре. Цари этой легендарной страны считаются хранителями Учения Калачакра. Легенда гласит, что, когда в мире наступит период глубокого упадка, царь Шамбалы со своим войском в ходе великой битвы одержит победу над силами зла и невежества и возвратит мир к гармонии и совершенству, и тогда вновь наступит Золотой век Учения.

Майтрейя. Танка выполнена в технике нюльтан (нюль - серебро): на прогрунтованный клеевой массой и мелом холст наносится слой чистого порошкового серебра, а затем при помощи заострённого агата продавливается рисунок. Танка современного непальского художника поражает изяществом линий и лаконичностью выразительных средств, сочетание золота и серебра гармонично выделяет из фона центральный образ и подчёркивает украшающие его детали.
Майтрейя — бодхисаттва, которого Будда Шакьямуни назвал буддой будущего и который явится на землю в конце данного мирового периода. Чтобы подчеркнуть скорое нисхождение Майтрейи с неба, его изображают сидящим на троне с опущенными ногами, как бы готовыми ступить на землю. В левой руке он держит стебель лотоса с распустившимся цветком, на котором находится Колесо — символ Учения Просветлённых, которое он должен будет вновь утвердить в этом мире. Имя Майтрейя переводится с санскрита как «Тот, кто есть любовь».

Статус(ы) выставки

► Работает в Новосибирске

История передвижений выставки

► 
Рассказать друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

 



 

 
История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.