Мысли на каждый день
Чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению. Познание извне должно дать повод к огненному процессу размышления.
Мир Огненный, ч.2, 411

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

Художественный альбом Мирослава Чевалкова к его 90-летию вышел в ИЦ Россазия

17.06.2019

Художественный альбом Мирослава Чевалкова к его 90-летию вышел в ИЦ Россазия
Художественный альбом Мирослава Чевалкова к его 90-летию вышел в ИЦ Россазия
Говоря об открытии в Новосибирске выставки картин атайского художника Мирослава Чевалкова к его 90-летию, мы уже упоминали о выпуске большого альбома репродукций Издательским центром СибРО "Россазия". Вы также могли видеть представление альбома в финальной части видеорепортажа с открытия. 
Автор этого издательского проекта — Виктор Николаевич Лихачёв, руководитель Творческого объединения «Самоцветы» в селе Верх-Уймон Республики Алтай. (Если вы уже смотрели видеофрагмент беседы с художником, то видели в кадре и его). Познакомимся теперь с его рассказом о творчестве Мирослава Павловича.

...В преддверии 90-летия уникального алтайского художника Мирослава Павловича Чевалкова воздадим должное удивительному мастеру кисти и пера, погружающему нас, зрителей его творений, в далёкое и чрезвычайно насыщенное прошлое. Прошлое историческое и сказочное, эпическое и наполненное мифами и преданиями, мудростью древних людей и их жизнью, подвигами богатырей и постоянной борьбой между добром и злом, светом и тьмой.

Поразительной скромности и простоты человек, М.П. Чевалков как художник и исследователь мыслил широко и масштабно, свободно и смело переходя от древних эпох, от Греции и Руси к истории алтайских родов и зайсанов. Созданные им целые серии, посвящённые народам Алтая, скифам и тюркам, славянам и древним грекам, героям сказок А.С. Пушкина и народным песням, алтайскому эпосу, отличает именно всеохватность тем и эпох. И надо отметить, что большинство его работ появилось благодаря поэтическому слову. Из произведений Пушкина и Гомера, эпических сказаний, былин и сказок рождались его неповторимые и яркие образы. Словно воспоминания о давно прошедших временах, запечатлённые в генетической памяти художника, появлялись картины о воинах-защитниках, былинных богатырях, о древних народах, кочевой жизни и борьбе добра со злом. Творческое воображение дополнялось тщательным изучением археологических находок, старинного быта и уклада жизни. Потому так достоверны его сюжеты и сцены из жизни скифов и тюрков, славян, греков и, конечно, алтайцев. Исторический жанр в живописи — один из самых сложных. От художника требуется не просто реконструкция обстановки далёкого прошлого, костюмов и подробностей быта, но и передача атмосферы того времени, а также показ характеров и индивидуальности каждого персонажа. И всё это — с помощью красок, линий, композиции. И в этом Мирослав Павлович преуспевал уже с самых первых работ этого направления.
Все герои его работ — живые люди, со своими страстями, эмоциями. Они неповторимы и очень характерны для отображаемого времени. Образцом и примером М.П. Чевалкову служили картины В.М. Васнецова, столь любимые народом России былинные богатыри и другие персонажи Древней Руси. Его очень привлекала тема героизма и подвига. Не случайно образ Древней Греции раскрывается им через обращение к двенадцати подвигам Геракла, а алтайский эпос отображён в фигурах богатырей и богатырш Алтая. И богатыри Древней Руси присутствуют в его работах. Это не случайность, а особое, индивидуальное видение и ощущение мира, в котором во все времена и у всех народов происходила битва добра со злом, Света с Тьмой, и побеждают в ней всегда добро и Свет. И именно богатыри, исполненные силы и мощи своей родной земли, являются подлинными защитниками и героями своей родины, своей земли и своего народа. Именно эта вера и этот оптимизм Мирослава Павловича наполняют его работы светом и радостью, солнцем и красотой мироздания, всего, что окружает человека. И какие бы войны и беды ни случались, всё же люди продолжают любить и творить, рожать детей, строить и трудиться для будущего. Рождаются новые богатыри и совершают новые подвиги, добро побеждает зло, а свет — тьму.

В творчестве Мирослава Павловича Чевалкова прослеживается ещё одна тема, которая в целом очень мало отражена в живописи. Это тема духов и богов, стихийных сил, подземного мира и мира высшего. Тема, которой не касались во времена воинствующего атеизма советские художники периода расцвета социалистического реализма и классических направлений живописи. Но для Чевалкова эта тема была очень важной и интересной. Отражения её мы находим во всех эпохах, затронутых в его творчестве. От Диониса и Гефеста в Древней Греции к Даждьбогу, Перуну и Сварожичу древних славян, к Ульгеню и Эрлику, духам воды и огня алтайцев. И здесь он легко и свободно создаёт прекрасные и могучие образы, такие достоверные и не вызывающие никаких сомнений в их реальности. Столь же органичны и персонажи сказок и былин — русалки и лешие, драконы и гигантские говорящие головы. Много работ посвящено шаманам, или камам, как их называют на Алтае, сценам камлания как средства соединения кама с миром духов, миром надземным и подземным. Большинство этих работ были написаны «в стол», так как не могли быть восприняты в советское время, и дожидались своего часа, аккуратно уложенные в папки. Скромность Мирослава Павловича не позволяла ему продвигать свои работы на выставки и тем более продавать их. Часто он просто дарил их музею Горно-Алтайска или людям, оценившим его дар. Он творил для будущего, для времени, в котором его работы будут приняты и по достоинству оценены зрителями. И это время приходит. Время, когда творчество не ограничено рамками идеологии или политики, время новых знаний об истории и развитии человечества, о множестве окружающих миров и многом другом. Очень жаль, что Мирослав Павлович не дожил до этих дней. Но остались его работы. И этот альбом поможет многим людям приобщиться к его уникальному творчеству и открыть для себя мир Красоты и Гармонии. Главным пожеланием художника, высказанным незадолго до его ухода, было пожелание, чтобы его картины «работали» и служили людям.

В.Н. Лихачёв

Перейти к альбому в интернет-магазине: https://knigisibro.ru/books/detail/47347

Приобрести альбом также можно при посещении Музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и Верхнем Уймоне.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.