Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
ИЦ РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
Контакты
Часы работы
ПН 11-19
ВТ выходной
СР 11-19
ЧТ 13-20
ПТ 11-19
СБ 11-19
ВС 11-19 (кроме последнего в месяце)
Цены на билеты

"Мочь помочь - счастье"
Актуально




 

Веление сроков

Анастасия Бодрова, Ирина Сереброва

Утвердитесь в мысли привлечь народ и слагать Храм Мой руками народа.
Листы Сада М. Зов

 

Могучая держава Рериха поражает своими масштабами. Необъятное количество картин, статей, начинаний, организаций... Как сказал академик А.П.Окладников, «сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях». Пришедший исполнить веление Космических сроков, давший новое, эволюционное направление человеческим устремлениям, он не только принёс Весть, но и воплотил в прекрасные материальные формы доверенные ему жемчужины красоты Высшего Мира.

Николай Константинович Рерих был новатором во всём. Впервые в истории культуры он дал совершенно новое объяснение таким понятиям, как Культура, Искусство, Музей, Творчество... К культурному достоянию он относит лишь то, что выявляет нравственные основы жизни. «Культура есть почитание Света», — утверждал Н.К.Рерих, — почитание всего самого Высокого и Священного, что есть в жизни людей. Таким же необычно новым подходом отличалось его отношение к Музею как учреждению подлинной Культуры: «Скажу, как я понимаю Музей наш. Музейон, Музей не есть мёртвое хранилище, не сокровище скупца. Музей неразрывен с понятием Культурного Центра»1. «Прежде всего Музейон есть Обитель всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их»2.

К осуществлению Музейона, жившего в его высоких мечтах, Николай Константинович подошёл, уже имея колоссальный опыт культурной работы в России и в странах Европы и Америки. Творческие достижения Рериха были столь велики, что уже при его жизни возникла идея создания Музея его имени как центра мировой духовной культуры. Эта идея исходила не от него самого — она являлась частью Великого Плана одухотворения человечества, осуществляемого на нашей планете Силами Света.

Основание первому Музею Н.К.Рериха было положено в Америке в 1923 году, а через шесть лет в Нью-Йорке открыл свои двери 29-этажный небоскрёб — грандиозный культурный комплекс, включавший в себя выставочные залы с картинами Рериха и других художников, залы восточного искусства, тибетскую библиотеку, концертный зал, зал для просмотра фильмов, школу искусств. При Музее работали секции, занимавшиеся разными направлениями искусства и мысли. Была здесь и часовня Преподобного Сергия Радонежского.

Музей явился инициатором не только культурных начинаний, но и научных проектов, в частности двух крупнейших экспедиций — в Центральную Азию и в Маньчжурию. Он объединял деятельность десятков культурных организаций во многих странах мира, координировал общественное движение, связанное со Знаменем Мира и Пактом Рериха.

Свет культуры, так ярко просиявший в Америке, вызвал ожесточённые нападки тьмы. Великому делу был нанесён удар: в середине 1930-х годов здание Музея со всеми его фондами захватили предательские руки.

Борьба за возвращение Музея продолжалась долгие годы. Николай Константинович ушёл из жизни, так и не дождавшись восстановления справедливости. Вскоре после его ухода, в 1948 году, в письме к американским сотрудникам Елена Ивановна Рерих передаёт слова Великого Учителя: «Новая Страна оявится на победе, и Музей будет возвращён Вам. Справедливость будет восстановлена. Напиши им: ''Лучшая ступень оявится в новом помещении из-за нового обстоятельства, из-за определённого нового обстоятельства. Новая Страна станет проявлять интерес к Искусству своего гениального соотечественника. Страна оявится на новой оценке всей его деятельности...''»3

Так два понятия — Музей Рериха и Новая Страна (Россия) — впервые становятся рядом.

Спустя два года Елена Ивановна напишет: «Вы знаете, насколько В. Вл. ценил картины Н.К.[Рериха]... как называл его лучшим современным художником, как хотел утвердить его искусство по всему Миру, чтобы напитать души, ищущие и жаждущие Красоты. И конечно, В. Вл. имеет План, как собрать картины, как создать Памятник такому исключительному Художнику, Мыслителю и представителю великой человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности»4.

В 1949 году деятельность Музея Николая Рериха в Нью-Йорке возродилась, Музей обрёл новый дом. Под руководством неутомимой Зинаиды Григорьевны Фосдик, ближайшей верной сотрудницы Рерихов, Музей продолжил работу, начатую семьёй великих Светоносцев.

Между тем час духовного пробуждения Новой Страны приближался.

Один из возможных путей Великого Плана, о котором в Учении было сказано: «В новую Россию Моя первая весть», осуществлялся по линии духовной преемственности, идущей от Николая Константиновича Рериха к его ближайшему ученику — Борису Николаевичу Абрамову. «Эту весть надо было передать русскому народу. России суждено великое будущее, и надо было начинать готовить это будущее», — говорила Наталия Дмитриевна Спирина, ученица Б.Н.Абрамова, объясняя причину их возвращения на родину.

Несомненно, Борису Николаевичу приоткрывались картины суждённого будущего России. Это становится ясно из его Записей и бесед с учениками: «Теперь созданное воплощается в жизнь. Новый центр Культуры утверждается там — север, град со старым славянским названием»5  (1957 г.). «Цель знаете, План знаете и знаете, где и как приложить свои силы...»6 (1958 г.) «Нам в будущем не малое отведено место и труд. Ускорение идёт в геометрической прогрессии. Сознание приготовьте к неожиданностям. Цель одна — к Приходу людей подготовить. Будет Музей и репродукции всех размеров»7 (1958 г.).

В конце 1950-х, до возвращения Бориса Николаевича и Наталии Дмитриевны на родину из Харбина, многое могло казаться неосуществимым. И всё же наступали сроки, и ничто не могло остановить предуказанного.

Проследим события тех лет.

1957 год. В Советский Союз по приглашению Н.С.Хрущёва возвращается Ю.Н.Рерих. В дар родине он привозит из Индии более 400 картин Н.К.Рериха.

1958 год. В залах Московского союза художников открывается первая выставка из привезённых картин Н.К.Рериха. Затем начинается шествие этой выставки по городам Советского Союза.

1959 год. Из Харбина в Новосибирск приезжают Н.Д.Спирина и Б.Н.Абрамов. Они привозят с собой книги Учения Живой Этики и Записи Бориса Николаевича.

1960 год. По приглашению Н.С.Хрущёва в Москву приезжает С.Н.Рерих со своими работами, и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открывается его персональная выставка.

В этом же году Новосибирск получает бесценный дар — картины Н.К.Рериха из коллекции, привезённой Юрием Николаевичем. Открытие выставки состоялось в Новосибирской картинной галерее 27 сентября. С этого дня 60 полотен великого художника должны были, по условию дарителя, находиться в постоянной экспозиции.

Следует отметить, что картины прибыли в Новосибирск почти одновременно с приездом сюда Н.Д.Спириной и Б.Н.Абрамова, который прожил здесь чуть больше года. Известно, что Борис Николаевич принимал участие в развешивании картин и подготовке выставки к открытию. Одно время он работал в Областной библиотеке, расположенной рядом с картинной галереей, что позволяло ему довольно часто бывать в зале Рериха. Вскоре, по сложившимся обстоятельствам, Б.Н.Абрамов уезжает из Новосибирска, но здесь остаётся его ученица Н.Д.Спирина.

По приезде Юрия Николаевича Рериха в Советский Союз в его беседах начинает звучать мысль о создании Музея Н.К.Рериха на родине. Юрий Николаевич обсуждает этот вопрос в Министерстве культуры. Наряду с Москвой и Ленинградом — городами, где предполагалось открыть такой Музей, — впервые звучит и название большого региона: Сибирь — Алтай.

Насыщение пространства мыслями о создании Музея продолжается и после ухода Юрия Николаевича из жизни. В записях бесед Наталии Дмитриевны с Борисом Николаевичем за 1967 год вновь встречается: «Думать: ''Музей Гуру''» — это была одна из тех формул, которые давались Борисом Николаевичем для постоянного утверждения на мысленном плане. «Строитель жизни не может быть пассивным или бездеятельным. Когда нельзя строить руками или деятельностью внешней, он будет строить мыслью»8, — сказано в Записях Б.Н.Абрамова. «Основа творчества — умение ярко, отчётливо и красочно представить в мысленном взоре желаемый образ, чтобы затем уже облечь его в плотную форму»9.

Наступили годы так называемого застоя, когда для воплощения мыслей о музее, казалось, не было никаких условий: творчество Рериха замалчивалось, а на его философию был наложен негласный запрет. Но думать о будущем музее никто не мог ни помешать, ни тем более запретить.

Шли годы, наполненные для Наталии Дмитриевны в основном внутренней деятельностью, о которой мы можем только догадываться. С 1973 года в стране начинается подготовка к юбилейным мероприятиям, посвящённым 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха. В 1974 году после многолетнего перерыва родину вновь посетил С.Н.Рерих, он привёз из Индии вместе со своими работами и картины отца. Выставки с огромным успехом прошли в Москве и Ленинграде.

Новосибирску также посчастливилось познакомиться с неизвестными советскому зрителю работами великих мастеров. На выставках Николая и Святослава Рерихов, проходивших в Доме учёных Академгородка (1973 г.), в спорткомплексе НГУ и в залах НКГ (1975 г.), Н.Д.Спирина была бессменным консультантом-экскурсоводом. Появилась возможность делать то, о чём мечталось многие годы. Будучи музыкантом и знатоком поэзии, Наталия Дмитриевна создавала литературно-музыкальные слайд-композиции и представляла их с помощью Е.Маточкина и Л.Шкутина в музыкальной гостиной Дома учёных Академгородка. Сама форма таких встреч ничем особенным на первый взгляд не отличалась — живая музыка, чтение стихов, рассказ о художнике и его произведениях с показом слайдов. Но те, кто бывал на этих вечерах, уходили ошеломлённые и вдохновлённые: ничего подобного они прежде не видели и не слышали.

Интерес к творчеству Рериха стремительно возрастал, и Наталию Дмитриевну наперебой приглашали с выступлениями в картинную галерею, в университет и пединститут, в школы, библиотеки, студенческие клубы; её лекции с успехом проходили в книжном магазине Торгового центра Академгородка и в Центральном доме книги Новосибирска. Программы «Образы Рериха» и «Рерих и музыка» были настолько востребованы, что время от времени поступали просьбы повторить их.

Обо всём этом — культурно-просветительской работе и всеобщем интересе к творчеству Рериха, особенно среди молодёжи, — Наталия Дмитриевна сообщала Павлу Фёдоровичу Беликову, которого интересовало всё, что касалось популяризации творчества Рериха. В ответ на одно из таких писем Беликов писал: «Деятельность новосибирцев, активизации которой, конечно, способствовали и выставка, и организованные Вами вечера, несказанно радует сердце. Ведь всё то, что каких-нибудь полтора десятка лет тому назад отодвигалось в какие-то неопределённые дали, даёт о себе властно знать в нашем сегодня. ''Зов'' не только дан, но уже и услышан, и среди услышавших много молодых сердец, что особенно обнадёживает. Передать эстафету — это было главным для нашего поколения. И вот это главное осуществляется вопреки совсем недавно препятствовавшей ''очевидности''».

Наталия Дмитриевна делится с Павлом Фёдоровичем своими мыслями о создании в Новосибирске Музея Н.К.Рериха. Беликов, имевший непосредственное общение со Святославом Николаевичем Рерихом, обсуждает с ним этот вопрос по просьбе Наталии Дмитриевны. Так, в письмах П.Ф.Беликова к Н.Д.Спириной мы находим ценный документ — составленный С.Н.Рерихом подробный план создания целой сети Мемориальных музеев в местах пребывания Н.К.Рериха, с Центром в крупном городе.

Уже в то время, в 1974 году, при обсуждении плана организации в Новосибирске Музея Н.К.Рериха речь шла именно о народной стройке. Саму идею создания Музея Павел Фёдорович, конечно же, поддержал: «Пусть именно грандиозный Музей будет магнитом. И пусть он вдохновляет на каждодневную, возможно для большинства из нас самую трудную, но и самую необходимую работу». Но при этом П.Ф.Беликов высказал сомнение в возможности осуществления этих планов в данное время и таким методом: «Это слишком сложное дело, ''народных строек'' и соответствующих ''фондов'' — у нас наперечёт. Попасть в такой разряд — почти безнадёжное дело».

Если учесть, что в понимании чиновников музей — это лишь хранилище произведений искусства, и не более того, то становится понятно, почему П.Ф.Беликов, несмотря на то что в Новосибирской картинной галерее было уже 60 картин Рериха, предупреждал: «Нужно обосновать необходимость музея наличием экспонатов, т.е. картин Н.К.[Рериха], а их у вас сейчас мало. Поэтому необходимо хотя бы на время получить их из разных запасников, временно где-то выставить (возможно, с помощью А.П.Окладникова в помещениях Сибирского отделения АН), заполучить согласие дальнейшего поступления картин (может быть, от С.Н.[Рериха]) и, опираясь именно на такие факторы, хлопотать о специальном Музее».

Конечно, любой художественный музей почтёт за честь иметь богатую коллекцию подлинников. Но о каком именно Музее мечтала Наталия Дмитриевна? Несомненно, он более всего должен был соответствовать представлениям самого Николая Константиновича Рериха о Музее как «Обители всех родов Прекрасного», как содружестве Искусства и Знания, направленных на служение благу людей, на улучшение их жизни на земле.

Сын художника Святослав Рерих тоже мечтал о создании подобного музея, сказав о нём так: «Прежде всего это должен быть живой центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки — картин, ремёсел, детских работ, причём... интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.

При центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремёсел... Несомненно, при центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. (...) Но центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. [Рерихов], но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей»10.

В начале 1990-х годов Святослав Николаевич передал на родину наследие Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Вскоре в Москве открылся общественный Музей Н.К.Рериха, в котором и разместилось это бесценное наследие. Московский Музей Рериха, нуждавшийся в помощи на стадии своего становления, получил огромную поддержку со стороны многих Рериховских Обществ.

Среди них было и Сибирское Рериховское Общество — культурно-просветительская организация, созданная в 1991 году в Новосибирске Наталией Дмитриевной Спириной. Это Общество объединило людей, интересующихся не только художественным творчеством Н.К.Рериха, но и его философией и принявших Учение как основу жизни.

Сибирское Рериховское Общество размещалось в здании Новосибирской картинной галереи — сначала в двух комнатах на первом этаже, а затем в небольшом полуподвальном помещении. Здесь работали

издательство, библиотека, создавались слайд-программы, шла подготовка к «круглым столам», педагогическим школам-семинарам, конференциям, Рериховским Чтениям.

Академик Александр Леонидович Яншин, посетивший в 1996 году Новосибирск, сказал: «Должен подчеркнуть, что Сибирское Рериховское Общество... сейчас представляет собой могучую силу... Для меня были приятной неожиданностью развёрнутая обширная издательская деятельность, распространение идей Учения через брошюры, издание журнала — это очень своевременно».

Мысль о создании в Новосибирске Музея Н.К.Рериха объединяет всё большее количество людей. Об этом пишут посетители многочисленных выставок картин и репродукций Рериха, проводимых СибРО; эта идея обсуждается культурной общественностью, сибирскими учёными и представителями властных структур города. От имени Сибирского Рериховского Общества и Сибирского отделения Академии наук переговоры со Святославом Николаевичем Рерихом о создании такого Музея вёл председатель президиума СО РАН академик Валентин Афанасьевич Коптюг. Святослав Николаевич отнёсся к этой идее очень одобрительно и собирался приехать в Новосибирск.

В 1992 году мэрия Новосибирска приняла решение о создании на базе СибРО Центра-Музея Н.К.Рериха. Но до его осуществления пройдут ещё годы, наполненные не только напряжёнными поисками подходящего помещения, но и многочисленными судами с руководством Картинной галереи, усиленно выселявшим СибРО из двух полуподвальных комнат на улицу.

Помощь, оказанная Обществу в эти трудные годы многими людьми, в частности крупнейшими учёными академиками В.А.Коптюгом, А.Л.Яншиным и А.А.Трофимуком, завершила то, к чему уже много лет вела мысль наших Ведущих, — 6 декабря 1996 года мэрией Новосибирска принято решение о выделении Сибирскому Рериховскому Обществу полуразрушенного здания в центре города под Музей Н.К.Рериха. Это было начало нового периода в жизни СибРО. Выделенное здание требовало не просто ремонта, а полной реконструкции. Строительство Музея, по предложению Н.Д.Спириной, было объявлено народной стройкой.

Следует отметить, что необычное строительство, которое было заложено огненной мыслью его вдохновителя — Наталии Дмитриевны Спириной, проходило в непростое для нашей страны время: «обвал» рубля, всеобщее обнищание, политическая нестабильность... Но, несмотря ни на какие препятствия, стройка продвигалась.

Одновременно в горноалтайском селе Верхний Уймон силами Сибирского Рериховского Общества велись работы по восстановлению дома старовера В.С.Атаманова (где Рерихи останавливались во время своей Центрально-Азиатской экспедиции) для дальнейшего создания в нём Мемориального дома-музея Н.К.Рериха. При этом не прекращалась культурно-просветительская деятельность, выпускался ежемесячный журнал «Перед Восходом». На его страницах появилась рубрика «Мочь помочь — счастье», где помещались слова благодарности всем, кто вносил свой посильный вклад в строительство Музея.

Наталия Дмитриевна как-то сказала: «Мы мечтаем о том, что будет написана изумительная, увлекательная книга о создании Музея — о том, как он рождался, строился, творился и создавался. Это будет так же увлекательно, как самый увлекательный роман».

Но до окончания строительства было ещё далеко, и трудности, с которыми приходилось сталкиваться, порой казались непреодолимыми. Но именно только казались. Препятствия, как известно, заставляют мобилизовать все силы и помогают объединиться всем, кто способен на объединение. К тому же эта работа дала всем возможность на деле доказать свою приверженность не только Учению, но и своему земному Учителю.

«Мы строим Музей, а Музей строит нас» — это уже ставшее афоризмом выражение Наталии Дмитриевны очень точно отражает происходивший здесь процесс: строительство Музея стало школой искусства творить взаимоотношения, школой, где каждый приобретал ни с чем не сравнимый опыт самосовершенствования. Преодолевая внешние и внутренние препятствия, закалялись сотрудники: «Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат».

Музей в Новосибирске стал развитием идеи Музейона Рериха на эволюционно новом этапе — в годы, названные Наталией Дмитриевной «эпохой Живой Этики», когда Учение, данное Великими Учителями, стало всеобщим достоянием, получив широчайшее распространение.

В июне 1999 года Наталия Дмитриевна сказала: «Постройка нашего Музея — это веление сроков, он должен быть построен, и он будет построен к определённому сроку».

В эти годы в своих беседах и выступлениях Наталия Дмитриевна говорит о том, что стены Музея должны быть одухотворены сердечным горением работающих здесь и этот огонь почувствуют посетители, он будет зажигать поверх слов. «Стены построить — это ещё не всё, — сказала она в июле 1999 года. — Красивое здание, и даже наполненное картинами, — это ещё не всё. Главное — это люди, которые смогут наполнить духом это здание. А кто эти люди? Это мы, так как кроме нас просто некому это сделать. Потом придёт смена, нас сменит младшее поколение, но до этого ещё нужно дожить». Прекрасные экспонаты и произведения искусства не смогут оказать своего благотворного воздействия, если будут находиться в окружении людей равнодушных, утверждает Наталия Дмитриевна. Вот почему самым главным она считала создание в Музее атмосферы подлинного Служения Высокому и Прекрасному. Так в основу его деятельности закладывалось духовное наполнение. Это было первично.

Наталия Дмитриевна была в курсе всех проблем и событий, происходивших и на стройке, и в самом СибРО, а также в Рериховских Обществах, участвующих в строительстве Музея. Одним из трудных был 2000 год. На ноябрьском «круглом столе» Наталия Дмитриевна прочитала своё слово «Воитель Непобедимый», посвящённое Предводителю Небесного Воинства — Архистратигу Михаилу. Закончив выступление, она сказала: «А теперь мы хотим объединить сердца и обратиться за Высшей помощью. Во имя Мудрости и Красоты, принесённой нам Свыше, будем просить Предводителя Великих Сил бесплотных Архистратига Михаила направить Свою Мощь и Помощь на очень трудное дело — создание в России Азиатской первого на Земле Сибирской Музея, посвящённого Николаю Константиновичу Рериху и его творчеству. Начало этой стройке уже положено. Обратимся с сердечным воззванием к Великому Сердцу Водителя Сил Небесных покровительствовать нам в благом Деле завершения начатого».

Это необыкновенное воззвание стало совместной молитвой-обращением. Ничего подобного не было ни до, ни после этого.

Наталия Дмитриевна призывала всех мысленно помогать строительству: «Можно уже начать радоваться нашему Музею! Это его материализует». «Когда думаешь о его предназначении, о том, что в Будущее начало положено, что он разовьётся в Центр — на всю землю, — преисполняешься торжественностью». «Музей — это продвижение Учения в материальном виде. Он будет наполнен духом Учения. Нашими руками создаётся чудо».

Когда Наталии Дмитриевне задали вопрос: «Как нам готовиться к открытию Музея внутренне?» — она ответила: «Самое главное — что есть Музей, для страны, для человечества, планеты. Если мы твёрдо поймём масштаб Музея и что это значит для грядущих поколений — будем готовы. И это повлияет на открытие Музея. Это как флаг, который несут впереди войска.

Чувствуйте Музей! Он зависит от наших мыслей, которые мы в него вкладываем. И чем больше масштаб ваших представлений, тем больше будет Музей, он будет крепнуть с каждым днём!»

«В какой-то из дней соберёмся в Музее, около камина, с цветами, розами, с радостью. В центре города — тихий оазис Света, в центре ''Вавилона'' — убежище для духа. А ездить будут — только чтобы там побывать! Привозить будут памятные дары, и картины будут. Внутри — так красиво, так чисто, незапятнанно, словно где-то в надземном мире; душа отдыхает. Будут приходить дышать духовным воздухом. Фундамент Музея прочный, так как он — на основе эволюции».

Прошло десять лет строительства — десять труднейших и незабываемо прекрасных лет. Друзья и сотрудники Музея Н.К.Рериха в Новосибирске понимают, что сделан лишь первый шаг на том нескончаемом пути в Беспредельность, куда устремляет Учение Новой Эпохи, куда позвала их Наталия Дмитриевна Спирина. И сколько совместных трудов и усилий ещё предстоит приложить, чтобы Музей стал именно таким, каким его видели наши Старшие.


1 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 202.

2 Там же. С. 240.

3 Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., 2000. 13.11.1948.

4 Там же. 28.11.1950.

5 Искры Света. Вып. 2 – 3. Новосибирск, 2000. С. 47.

6 Грани Агни Йоги. 1958. Новосибирск, 2007. С. 32.

7 Искры Света. Вып. 4. Новосибирск, 2000. С. 5.

8 Грани Агни Йоги. VI. 528.

9 Грани Агни Йоги. II. 98.

10 Рерих С.Н. Медлить нельзя // Сов. культура. 1989. 29 июля.

 

 
Мысли на каждый день

Верность между друзьями, сотрудниками есть залог преданности Иерархии. Нуклеус из двух или трёх друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам.

Мир Огненный, ч.3, 80.
История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.