Мысли на каждый день
Делите все на четыре части: первая – Высшему,  вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придет час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. …Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей.  
Мир Огненный, ч.2, 457

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Образы просветления. Тибетская живопись танкха

Образы просветления. Тибетская живопись танкха



11 августа 2018

Образы просветления. Тибетская живопись танкха
Образы просветления. Тибетская живопись танкха
К дню рождения Юрия Николаевича Рериха, выдающегося учёного-востоковеда, в Музее Н.К. Рериха состоялось открытие обновлённой экспозиции тибетской живописи. Свою самостоятельную научную деятельность Юрий Николаевич начал, приняв самое активное участие в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом в 1923 – 1928 гг. В Восточных Гималаях. В княжестве Сикким — одном из древнейших очагов буддийской культуры — Юрий Николаевич начал собирать произведения тибетской живописи и продолжал заниматься этим всю жизнь. В 1925 г. в Париже вышла его книга «Тибетская живопись», которая стала первой в мире научной публикацией, посвящённой этой теме.

В экспозиции представлено несколько работ современных непальских художников, выполненных в разных техниках и стилях живописи танка. Одна работа, Колесо Сансары, была подарена Музею художником Николаем Дудко во время его персональной выставки в 2017 г.

Бодхисаттва Манджушри. По цвету фона танка делятся на многоцветные, красные, чёрные, золотые и серебряные; на этой танка центральная фигура и элементы пейзажа изображены на тёмно-синем фоне, что в некоторой степени уникально; возможно, в этом прослеживается влияние современных тенденций. Этим же можно объяснить и обильное использование золота, что сообщает созерцающему радостное и торжественное настроение. Манджушри, один из трёх наиболее почитаемых бодхисаттв, олицетворяет собой мудрость всех будд. Он сидит на лотосовом троне в позе ваджры. В правой руке Манджушри держит меч мудрости, рассекающий тьму невежества. В левой руке на уровне сердца — стебель лотоса, в его раскрытом цветке покоится книга мудрости — Праджняпарамита-сутра. Верующие обращаются к Манджушри с молитвами о вдохновении на изучение наук, о силе понимания и ясной памяти.

В танка Колесо Бытия, или Колесо Сансары (танка подарена музею художником Николаем Дудко), представлено учение о законе Кармы и механизме его реализации, которые Будда Шакьямуни постиг под древом бодхи. Сансара — это перерождение в изменчивом мире материальных явлений, где бесконечно, в различных исторических декорациях, прокручиваются по сути одни и те же сюжеты. В буддизме сансара ассоциируется со всем негативным, что приходится переживать человеку в этом мире, будь то рождение, болезни, старость, страдания, смерть. Противоположным сансаре является понятие нирваны — высшей цели всех живых существ, заключающейся в освобождении от всех негативных переживаний и от влияния закона Кармы.
На танка изображены три концентрические окружности. Во внутреннем круге — свинья, змея и петух, олицетворяющие три базовых переживания — невежество, гнев и страсть, лежащие в основе сансарического существования. Они приводят в движение «колесо бытия». Вокруг них представлены поток перерождений добродетельных людей и фигуры недобродетельных, которых демоны тащат в ад.
Следующий круг разделён, словно спицами Колеса, на пять секторов, где изображаются сцены жизни существ сферы желаний: миры хороших перерождений — богов, асуров и людей — и миры плохих — животных, голодных духов и обитателей ада. Внешний круг (обод Колеса) отображает порядок перерождения и символизирует буддийское учение о причинности (Пратитья самутпада), описываемое 12-ю звеньями цепи происхождения явлений в сансаре. Всё Колесо сжимает клыками и лапами Мара смерти — божество Яма, символизирующее страдание как главное свойство сансарического бытия.
Фигура Будды за пределами Колеса является символом освобождения от плена сансары и пути к нирване — полному освобождению от страданий, раскрытию всего творческого потенциала человека.

Танка Шамбалы. Шамбала в буддийском представлении — священное королевство на Севере, чистая земля, которая, в силу своей чистоты, недоступна для обитателей нашего мира. На танка изображён символический план страны, который уподоблен восьми­лепестковому лотосу. Страна окружена непроходимыми снежными горами. Внешняя область разделена на восемь частей реками, которые сходятся к центральному кругу гор, окружающих возвышенное плато, где расположена столица царства Калапа. В центре на лотосовом троне восседает король Манджукирти, являющийся эманацией Манджушри, потомком царя Сучандры, который получил Учение Калачакра (Калачакра - Круг времени, санскр.) непосредственно от Будды Шакьямуни.
Сведения о Шамбале идут из буддийских легенд XI в. Южной и Центральной Азии и распространены до настоящего времени, занимая важное место в буддийской культуре. Цари этой легендарной страны считаются хранителями Учения Калачакра. Легенда гласит, что, когда в мире наступит период глубокого упадка, царь Шамбалы со своим войском в ходе великой битвы одержит победу над силами зла и невежества и возвратит мир к гармонии и совершенству, и тогда вновь наступит Золотой век Учения.

Майтрейя. Танка выполнена в технике нюльтан (нюль - серебро): на прогрунтованный клеевой массой и мелом холст наносится слой чистого порошкового серебра, а затем при помощи заострённого агата продавливается рисунок. Танка современного непальского художника поражает изяществом линий и лаконичностью выразительных средств, сочетание золота и серебра гармонично выделяет из фона центральный образ и подчёркивает украшающие его детали.
Майтрейя — бодхисаттва, которого Будда Шакьямуни назвал буддой будущего и который явится на землю в конце данного мирового периода. Чтобы подчеркнуть скорое нисхождение Майтрейи с неба, его изображают сидящим на троне с опущенными ногами, как бы готовыми ступить на землю. В левой руке он держит стебель лотоса с распустившимся цветком, на котором находится Колесо — символ Учения Просветлённых, которое он должен будет вновь утвердить в этом мире. Имя Майтрейя переводится с санскрита как «Тот, кто есть любовь».

Статус:  ◄ Завершена или расформирована

 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку



История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.